Стайлинг

Обзор новых ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. Коэффициент экологической значимости региона Коэффициент инфляции на год экология

Обзор новых ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. Коэффициент экологической значимости региона Коэффициент инфляции на год экология

2017 год объявлен годом экологии. Позаботиться об окружающей среде предстоит и бизнесу - путем уплаты в бюджет экологического сбора. Уплатить экосбор нужно не позднее 15 апреля 2017 года, а еще придется подготовить и сдать новую отчетность.

Экологический сбор появился в законодательстве в 2015 году, когда были внесены поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ). Однако нормативные документы о порядке и особенностях уплаты сбора выпустили только в 2016 году. В апреле утвердили ставки экосбора, в августе 2016 года — форму для расчета суммы. Рассчитать и уплатить в бюджет экосбор организациям нужно до 15 апреля 2017 года.

Не путайте экологический сбор с уже известной бухгалтерам многих компаний платой за негативное воздействие на окружающую среду. Она взимается с 2002 года на основании статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», в частности, за:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщиками названы ИП и организации, чья деятельность связана с перечисленными видами загрязнений или размещением отходов (ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ)

Плательщики экосбора

Заплатить экосбор обязаны производители и импортеры одежды, разнообразной упаковки, канцелярии, нижнего белья, ковров, бытовой техники, те, кто выпускает газеты и прочие товары. Всего 36 наименований по перечню, приведенному в распоряжении Правительства РФ от . Этот список нужно внимательно изучить, чтобы понять, подпадает ли ваш товар под новый сбор. Не платить его смогут лишь те, кто в полном объеме утилизирует свой товар после утраты потребительских свойств.

Товары, подлежащие утилизации

Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»

Группа № 3 «Спецодежда»

Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»

Группа № 5 «Белье нательное»

Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»

Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»

Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»

Группа № 9 «Тара деревянная»

Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»

Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»

Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»

Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»

Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»

Группа № 16 «Изделия из резины прочие»

Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»

Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»

Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»

Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»

Группа № 21 «Стекло полое»

Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»

Группа № 23 «Тара металлическая легкая»

Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»

Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»

Группа № 26 «Техника бытовая электронная»

Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»

Группа № 28 «Аккумуляторы»

Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»

Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»

Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»

Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»

Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»

Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»

Группа № 36 «Услуги по изданию газет»

Утилизировать отходы компания может самостоятельно или через уполномоченную организацию на договорной основе. Допускается вступить в союз производителей/импортеров, который также на договорных условиях займется сбором и утилизацией отходов. Как фактически реализовать эти возможности, пока неясно, поскольку не вся нормативная база подготовлена. Тем не менее, обязанность сдавать отчетность и уплачивать налог уже установлена.

Юристы не советуют оспаривать необходимость уплаты экосбора. Приводят в пример историю с системой «Платон», когда КС РФ признал законность взимания платы с дальнобойщиков (также не налоговый платеж). К тому же, отсутствие нормативных документов в части контроля выполнения нормативов утилизации и заключения договоров со сторонними подрядчиками не мешает уплате сбора.

Сумма к уплате

Чтобы рассчитать сумму сбора к уплате, нужно ставку сбора умножить на массу готового товара (или на массу упаковки для такого товара) и на норматив утилизации. Рассчитывается сбор в специальной форме и сдается вместе с копией платежного поручения об уплате сбора. На проверку правильности исчисления сбора Росприроднадзору отведено 3 месяца со дня представления этих документов.

Что потребуется для расчета экосбора

  1. Нормативы утилизации отходов (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р).
  2. Порядок расчета сбора (утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
  3. Ставки экосбора (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284).
  4. Форма для расчета сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488).
Приведем пример расчета суммы сбора к уплате. Допустим, компания ввозит 100 тонн аккумуляторов. Норматив утилизации для аккумуляторов равен 10 %. По истечении отчетного года компания должна утилизировать 10 тонн продукции или уплатить экосбор за 10 тонн. Ставка сбора равна 2025 рублей за 1 тонну. В бюджет придется уплатить 20 250 рублей (10 тонн х 2025 руб./тонну = 20 250 рублей).

Какую отчетность сдать

Контролировать процесс утилизации отходов позволит отчетность, которую производители и импортеры должны сдать в Росприроднадзор до 1 апреля 2017 года, а именно:
  • декларация о количестве выпущенных товаров — в ней указывается количество произведенного/ввезенного товара и упаковки за отчетный год. Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417;
  • отчет о выполнении нормативов утилизации — в нем отражается, какое количество отходов конкретного товара уничтожено. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
Отчитаться можно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через своего оператора ЭДО. Например, в системе Контур.Экстерн для этого предусмотрен специальный «Модуль Эколога». Отчетность на бумаге сдать можно, но придется сопроводить ее копией на электронном носителе. Производители товаров сдают бумажный отчет в территориальный орган РПН по месту регистрации, импортеры отчитываются непосредственно в Росприродназор.

Внимание!

До 1 апреля 2017 года нужно сдать Декларацию о количестве выпущенных товаров и Отчет о выполнении нормативов утилизации.

Компании, которые не уплатят сбор, пропустят срок уплаты, не представят расчет суммы сбора получат от Росприроднадзора требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения этого требования юрлицо или ИП не погасит долг перед бюджетом, Росприроднадзор взыщет его в судебном порядке (Постановление № 1073).

В прошлом году изменилось законодательство о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Изменен порядок расчета, форма декларации и порядок ее представления. Читайте, как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.

Плата за НВОС: общие сведения

Организации и предприниматели, чей бизнес оказывает негативное влияние на окружающую среду, перечисляют в бюджет плату за НВОС. Законодательством предусмотрены следующие виды негативного воздействия:

  • Вредные выбросы в атмосферу,
  • Загрязняющие сбросы в водные объекты,
  • Хранение или захоронение вредных и (или) опасных отходов.

Обратите внимание

Не путайте плату за НВОС с экологическим сбором (утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016г. №284), это разные платежи.

Изменения 2017 года

В 2017 году вступили в силу изменения, связанные с платежами за "негатив":

  • Отменены квартальные расчеты по взносам за НВОС, однако ежеквартальные платежи остались,
  • Увеличены размеры платы за загрязняющее воздействие,
  • Увеличен коэффициент инфляции, в 2017 году он принимается равным 2,67.

Разберемся, кто и как должен платить за вредные выбросы за 2017 год.

Рассмотрим пример расчета платежей за загрязнение.

Пример

ООО «Теплодар» находится в особой природной зоне – Кавказские минеральные воды. Предприятие производит выбросы в атмосферный воздух из одного источника загрязнения: дымовая труба.

Перечень выбрасываемых веществ:

Выбрасываемое вещество

Количество, тонн

Ставка, руб.

Оксид азота

Диоксид азота

Рассчитываем плату за НВОС:

0,225*93,50 + 0,431*138,80 + 0,040*108,00 = 85,18 руб.

Так как предприятие находится в курортной зоне, применяем повышающий коэффициент 2:

85,18 * 2 = 170,36 руб.

Корректировка платежей

В некоторых случаях можно уменьшить сумму платежа за вредные выбросы (п.23-25 Правил, утвержденных Постановлением № 255-ФЗ):

  • После наступления сроков, определенных планами снижения объемов вредных выбросов,
  • В случае применения наилучших технологий для снижения негативного воздействия,
  • На суммы затрат на реализацию мероприятия по снижению НВОС.

Перечисление платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год

Плательщики перечисляют авансовые платежи в течение года и оставшуюся сумму по итогам года.

Авансовые платежи

Авансы перечисляйте до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

Сумма ежеквартальной оплаты определяется как ¼ от суммы платежа за год.

Обратите внимание

Во-первых, малые и средние предприятия могут не платить авансовые платежи, а заплатить только общую сумму по итогам года.

Во-вторых, платежи за НВОС не относятся к налоговым, поэтому для них не действует правило переноса дат. Если срок уплаты выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, безопаснее не переносить платеж на следующий рабочий.

Реквизиты и КБК для платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год

Платежи перечисляйте на банковские реквизиты территориальных органов Росприроднадзора. Узнать реквизиты можно на сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/). В верхней части сайта укажите свой регион, затем в разделе «Природопользователям» найдите реквизиты и образцы заполнения платежных поручений для вашего региона.

Перечисляйте плату на следующие КБК:

КБК

Расшифровка

Платежи за НВОС

048 1 12 0101001 6000 120

Плата за выбросы в атмосферу стационарными объектами

048 1 12 0102001 6000 120

Плата за загрязнение атмосферы передвижными объектами

048 1 12 0103001 6000 120

Взнос за загрязнение водных объектов

048 1 12 0104001 6000 120

Взнос за размещение отходов

Пени за несвоевременное перечисление взносов

048 1 12 0101001 2100 120

Пени за несвоевременное или неполное перечисление взносов за загрязнение воздуха

048 1 12 0103001 2100 120

Пени за несвоевременное или неполное перечисление взносов за загрязнение воды

048 1 12 0104001 2100 120

Пени за несвоевременное или неполное перечисление взносов за размещение отходов

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду 2017

Форма декларации утверждена Приказом Минприроды России от 09.01.2017г. № 3.

Срок представления декларации за 2017 год

В 2017 году отменены ежеквартальные расчеты, осталась только декларация по итогам года. Крайний срок представления декларации за 2017 год – 10 марта 2018 года.

Обратите внимание

Платежи за НВОС – неналоговые, поэтому для них не действует правило переноса дат, если срок уплаты выпадает на выходной или нерабочий праздничный день.

Крайний срок представления декларации за 2017 год (10 марта 2018 года) выпадает на субботу. 8 и 9 марта 2018 года будут праздничными нерабочими днями. Безопаснее отчитаться до 7 марта, чтобы избежать санкций за опоздание.

Порядок представления декларации за 2017 год

Декларацию направляйте в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

К отчету приложите документы:

  • Подтверждающие полномочия представителя организации, если декларацию представляет не руководитель, а уполномоченное лицо,
  • Подтверждающие расходы на снижение вредных выбросов, если плательщик уменьшил сумму сбора на эти расходы.

На своем официальном сайте Росприроднадзор предоставляет доступ к электронным сервисам, при помощи которых можно подготовить отчетность.

Как отправлять декларацию за 2017 год

По общему правилу декларация направляется по электронным каналам из личного кабинета плательщика на сайте Росприроднадзора (https://lk.fsrpn.ru). Но есть два исключения из этого правила:

  • Если плата по итогам года составляет 25 000 рублей или меньше, то у плательщика есть выбор, как направить отчетность: по электронным каналам или в бумажном виде с приложением электронного экземпляра, например, на флэшке,
  • Если у плательщика нет технической возможности отправить отчет по электронным каналам (например, нет эцп или подключения к интернету), можно представить отчет только в бумажном виде.

Куда направлять декларацию за 2017 год

Отчитывайтесь по месту нахождения объекта, оказывающего вредное воздействие или по месту размещения отходов.

Если у предприятия несколько загрязняющих объектов, расположенных в разных субъектах РФ, то отчитываться нужно в каждом регионе отдельно.

Если несколько загрязняющих объектов находятся на территории одного региона, подавайте одну декларацию.

Состав декларации по платежам за НВОС за 2017 год

Декларация включает следующие разделы:

  • Титульный лист,
  • Расчет суммы платы за НВОС,
  • Расчет платежа за атмосферные выбросы стационарными объектами,
  • Расчет платежа за выбросы факельными установками до превышения ПДК,
  • Расчет платежа за выбросы факельными установками при превышении ПДК,
  • Расчет платы за загрязнение водных объектов,
  • Расчет сумм за размещение производственных отходов,
  • Расчет сумм за размещение коммунальных отходов.

Заполнять нужно не все разделы, а только соответствующие видам вредных выбросов, производимых организацией.

Декларацию подготовьте при помощи программных средств. Распечатанный отчет прошейте и скрепите печатью, если организация не отказалась от ее применения. Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа.

Титульный лист

На титульном листе укажите сведения о плательщике взносов за НВОС:

  • Наименование организации или полные ФИО индивидуального предпринимателя,
  • ИНН и КПП (если декларацию сдает ИП, КПП оставьте пустым),
  • Юридический адрес организации,
  • ФИО руководителя и главного бухгалтера.

На титульном листе укажите дату составления декларации. Отчет подписывает руководитель организации и главный бухгалтер. Печать ставится, если организация не отказалась от ее применения.

Нижняя часть листа предназначена для отметок контролирующего органа, ее не заполняйте.

Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет

На втором листе декларации приводится расчет итоговых сумм платы, подлежащей перечислению в бюджет. Если у организации есть несколько загрязняющих объектов в разных муниципальных образованиях, то этот раздел заполняйте отдельно по каждому образованию.

В этом разделе укажите итоговые значения по видам загрязнений, рассчитанные в соответствующих разделах. Отдельно укажите суммы взносов за выбросы в пределах ПДК и лимитов, а также оплату за сверхлимитные и запредельные выбросы.

В расчете итогового платежа учитывайте авансовые платежи, если платили их в течение года. Сумма авансов укажите в строках 140 – 144.

Раздел 1: Расчет платы за атмосферное загрязнение

В разделе 1 приведите расчет платежей за загрязнение атмосферы стационарными установками. Укажите данные каждого загрязняющего объекта:

  • Наименование и юридический адрес организации,
  • Реквизиты разрешения на выброс вредных веществ,
  • Наименование источника загрязнения,
  • ОКТМО по месту нахождения источника вреда,
  • Данные об объемах выбросов, вредных веществах, ставка и сумма платежа за выбросы.

Для расчета платы за выбросы факельных установок выделены отдельные разделы 1.1 и 1.2

Разделы 2 и 3 заполняется по аналогии с разделом 1:

  • Раздел 2 заполняют организации, загрязняющие водные объекты,
  • Раздел 3 заполняют операторы размещения твердых производственных отходов,
  • Раздел 3.1 предназначен для операторов размещения твердых коммунальных отходов.

В каждом разделе плательщики указывают каждый объект – источник вредных выбросов. По каждому такому объекту укажите:

  • Наименование и адрес местонахождения,
  • Виды и объемы выбрасываемых вредных веществ,
  • Ставку платежа за загрязнение и итоговую сумму оплаты.

Ответственность

Платежи за вредные выбросы являются неналоговыми, поэтому за опоздание или непредставление декларации чиновники не смогут привлечь предприятие к налоговой ответственности или заблокировать расчетный счет.

Однако могут привлечь к административной ответственности, статья 8.5 КоАП предусматривает штрафы:

  • От 3000 до 6000 руб. – на должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера) или предпринимателей,
  • От 20000 до 80000 – на юридических лиц.

В нашей стране на законодательном уровне установлена обязанность компенсировать вред, наносимый природе и экологии хозяйственной деятельностью. Такой компенсацией является плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Рассмотрим порядок ее уплаты.

Плата за НВОС в 2017 году

Не всякое воздействие на экологию признается вредным в целях исчисления соответствующего взноса в 2017 году. Обязанность уплаты этого взноса напрямую зависит от вида вредного воздействия.

Действующее в настоящее время законодательство требует компенсировать вред экологии в виде рассматриваемой платы в следующих случаях:

  • при загрязнении воздуха стационарными источниками;
  • при загрязнении вод путем сброса отходов и т.п.;
  • при хранении и удалении мусора.

Предусмотрен законодательством и перечень лиц, обязанных платить данный взнос.

Такая обязанность ложится на плечи организаций и частных коммерсантов, которые загрязняют экологию на территории нашей страны (за исключением обладателей объектов загрязнения последней по уровню вредности категории), а также региональных операторов, осуществляющих деятельность по вывозу мусора.

Для исчисления платы за НВОС в 2017 году плательщику нужно знать:

  • количество загрязняющих экологию отходов за конкретный период;
  • класс опасности таких отходов;
  • разрешенные нормативы выбросов;
  • лимиты на количество отходов.

Эта информация отражается плательщиком при обязательном декларировании в отношении платы за НВОС (декларирование за текущий год необходимо завершить до 13 марта 2018 года).

Расчет платы за НВОС в 2017 году

Для правильного исчисления платы плательщику следует умножить количество загрязняющих экологию отходов (отдельно по каждому виду) за конкретный период на соответствующую ставку с использованием установленных коэффициентов (см. Постановление Правительства от 13.09.2016 N 913). Затем необходимо сложить цифровые значения по каждому виду отходов.

Государство заинтересовано в применении хозяйствующими субъектами новых экологически чистых технологий на производстве. По этой причине им разработаны и введены коэффициенты, влияющие на размер платы, значения которых варьируются от ноля до ста.

Сумма платы может быть уменьшена на сумму расходов, которые плательщик понес, реализуя на своем производстве мероприятия по минимизации вредного влияния на экологию. Такие расходы должны быть подтверждены соответствующей документацией.

Внесение платы за НВОС

Плательщики обязаны вносить плату ежегодно по месту нахождения объекта, оказывающего негативное влияние на экологию.

По общему правилу уплату рассматриваемого взноса за 2017 год необходимо произвести не позднее 1 марта 2018 года.

Для субъектов, не подпадающих под критерии малого и среднего предпринимательства, установлены обязательные квартальные авансовые платежи (не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом).

Невыполнение указанных требований законодательства повлечет негативные последствия в виде начисления пени за каждый просроченный день. Исчисление пени прекратится лишь на дату погашения соответствующего долга.

Негативное воздействие на окружающую среду обязательно должно контролироваться со стороны государства во избежание экологических катастроф. Невозможность исключить природопользование в целом становится причиной того, что властями разрабатывается схема сбора оплат с природоиспользующих объектов, которые наносят вред экологической ситуации в рамках территории государства. Одна из схем компенсирования негативного воздействия – это плата за НВОС за 2018 год.

Скачать действующий бланк декларации расчета платы за НВОС можно по .

Предприятия, оказывающие негативное воздействие на природу, в государственном порядке обязуются компенсировать его посредством уплаты в государственный бюджет определенных сумм. Расчет платы за НВОС за 2018 год происходит путем использования специальных ставок, нормативов, коэффициентов, а также определенных лимитов, которые определяют, относится ли данное предприятие к загрязняющим окружающую среду или нет.

Такая плата, естественно, не может изменить разрушающее воздействие на природу, но оказывает поддерживающее действие в рамках государства для разработки технологий по предотвращению негативного воздействия, а также по нейтрализации уже существующего.

Как платят

Расчет платы за негативное воздействие проводят по каждому типу по отдельности, а затем суммируют полученные результаты. Это дает возможность отобразить общую сумму по предприятию, которая оплачивается в адрес Росприроднадзора. Стоит отметить, что для оплаты различных категорий воздействий используются разные КБК, с чем стоит быть внимательным во избежание недочетов, а также неправильного зачисления производимых предпринимательским объектом оплат.

Оплата происходит в суммовом выражении через отделение банка. Соответственно, в результате составленного платежного поручения предприниматель на руки получает квитанцию, которую предоставляет вместе с отчетом НВОС за 2018 год.

Стоит отметить, что расчет платы за негативное воздействие производится на базе результатов, полученных за предшествующий год, и осуществляется с помощью авансовых платежей, а по окончании отчетного периода делается перерасчет и оплачивается остаток. Авансовые платежи вносятся поквартально, кроме последнего квартала года.

Авансы уплачивают до 20 числа того месяца, который наступит после отчетного квартала. Исключением является последний годовой квартал года, а точнее остаток за расчетный период, который необходимо внести до 1 марта и квитанцию об оплате приложить к расчетным документам. В предшествующем году это был Расчет НВОС, который содержал данные не только о производственном предпринимательском объекте, но и подробный расчет негативного воздействия на окружающую среду.

Кто сдает расчет по НВОС и уплачивает сбор

НВОС обязаны рассчитать и уплатить те предпринимательские объекты, которые негативно воздействуют на природу, то есть те, которые имеют в своем распоряжении опасные предпринимательские объекты. Расчет платы за негативное воздействие 2018 года обязаны произвести производства, которые в этом году работали с атмосферными выбросами, водными выбросами, получением разнообразных опасных отходов.

  • Производства, которые могут выбрасывать в атмосферу пары ртути, аммиак и пр.
  • Производства, использующие воду для производственных процессов и сбрасывающие ее в канализацию или природные водные объекты.
  • Производства, которым при регистрации в Росприроднадзоре был присвоен определенный тип отходов и ставка по нему.

Расчет НВОС в 2019 году будет сопровождаться использованием нового коэффициента, равного 2, а также тех ставок, которые правительство присвоило за единицу выброса определенного вида отходов.

Новшества по усплате НВОС смотрите в этом видео:

Отчетность

Расчет за негативное ВОС будет сопровождаться подачей отчетного документа. Если раньше он так и назывался — Расчет, то в 2016 году это будет Декларация, которая содержит данные не только непосредственно по предпринимательскому объекту, но и по сферам, которые он загрязняет, а также пояснительные расчеты по каждому из видов выбрасываемых загрязнений. Новая форма будет состоять из нескольких частей, а в целом – отображать полную сумму оплаты. Форма отчета по НВОС за 2018 год будет сдаваться до первого марта вместе с квитанциями, подтверждающими произведенную оплату.

Итак, конечный день для оплаты и сдачи отчетности НВОС за 2018 год – 10 марта 2018 года. Если предприниматель до этого времени не отправит отчетность на рассмотрение или не оплатит необходимую сумму, то может возникнуть судебное разбирательство.

Плата за негативное воздействие за 2018 год рассчитывается в обновленной декларации. Рассмотрим, какие новшества появились в этом формуляре, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки на 2018 год, а также в какие сроки нужно произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I-IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2018 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Выбирая нужную величину ставки, следует иметь в виду, что каждая из них в постановлении № 913 приведена в трех значениях, относящихся к трем годам (2016, 2017 и 2018). Если ставки 2017 и 2018 годов идентичны по величине, то ставки, действовавшие для расчета за 2016 год, существенно ниже. Ошибка, допущенная в выборе, может привести к неверному расчету платы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начиная с 2019 года ставки платы за НВОС увеличиваются на 4%. Подробности см. .

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” - сложности возврата» .

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить» .

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2018 года осталась такой же, как и в 2017 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2016 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.