Шины

Если нет диагностической карты как купить осаго. Что такое диагностическая карта для осаго? Он должен это сделать, если страхуется

Если нет диагностической карты как купить осаго. Что такое диагностическая карта для осаго? Он должен это сделать, если страхуется

В интернете часто встречаются объявления, в которых фирмы предлагают купить без прохождения техосмотра. Данный вопрос, на самом деле, очень насущный и вызывает много споров. Давайте вместе посмотрим, что говорит законодательство нашей страны по этому поводу. Итак, можно ли приобрести ОСАГО без техосмотра?

Согласно ФЗ-№ 40 от 2003 года, каждый собственник ТС обязан застраховать свою автоответственность и лишь затем садиться за руль автомобиля и передвигаться по общественным дорогам. Но предварительно он обязан проверить техническое состояние ТС.

Что такое техосмотр (ТО) машины?

Порядок проведения техосмотра в нашем отечестве определяется ФЗ-№170. Последние изменения в закон были внесены в текущем году. Вместо ранее выдаваемых талонов техосмотра, чуть менее 5 лет назад ввели диагностические карты, которые выдаются по результатам прохождения ТО автомобиля. При этом их не обязательно возить с собой: сотрудники ДПС не вправе требовать предъявления карты у водителя. Диагностические карты нужны для покупки страховки ОСАГО (п. 3 ст. 15).

Обратите внимание! Ещё несколько лет назад водителю сначала нужно было приобрести полис и лишь после этого получить направление на ТО. Сегодня порядок изменился: закон требует вначале пройти техосмотр, а затем, уже с диагностической картой прийти в страховую организацию и оформить страховку ОСАГО.

Результаты всех пройденных техосмотров помещаются в общую электронную систему ЕАИСТО. Оформляя договор ОСАГО, страховщик обязан проверить по базе подлинность диагностической карты на ТС. Так что подделывать данный документ просто бесполезно. Доступ к базе ЕАИСТО открыт всем гражданам РФ; очень просто по госномеру проверить, пройден ли ТО у автомобиля.

Можно ли оформить ОСАГО без прохождения ТО?

Вопрос актуальный, поскольку информация по нему предлагается из разных источников, причём самая противоречивая. Некоторые недобросовестные страховые компании смотрят сквозь пальцы на отсутствие пройденного техосмотра у клиента. Это незаконно, однако всё же многие автолюбители нарушают закон и идут на обман.

Существуют ли легальные способы получить ОСАГО без ТО?

В ФЗ- №170 прописаны 2 варианта, при которых полис ОСАГО может быть приобретён на законных основаниях без предъявления водителем диагностической карты.

Способ первый: временная страховка

Первый способ предполагает оформление временной страховки. Это может понадобиться в следующих случаях:

  • Если у водителя отсутствуют документы, требующиеся для оформления транспортной карты. По текущему законодательству таковыми являются 3 документа: ПТС, СТО и паспорт гражданина РФ (для автомобилей с заграничной регистрацией необходима также Зелёная Карта).
  • Если водителю нужно доехать до пункта проведения ТО. Теперь разрешается проехать до места проведения ТО на собственной машине, а не с помощью эвакуатора.

В этих 2 случаях водителя застрахуют не на 20 дней, как ранее, а на тот срок, который требуется для оформления всех необходимых документов.

В 2017 году ещё одно хорошее новшество вошло в действие. До текущего года невозможно было оформить ОСАГО, если срок действия талона был менее полугода. Сейчас это правило уже отменили, и полис выписывают даже в последние сутки действия диагностической карты.

Способ второй: только для новых ТС

Есть ещё один законный способ получить желаемый полис, не проходя ТО. В 2016 году в ФЗ-№170 были внесены поправки, освобождающие от необходимости прохождения ТО новым автомобилям возрастом до 3 лет. При этом обратите внимание, что время отсчитывается не с момента покупки, а со дня выхода машины из-под конвейера.

Так, например, в 2018 году нет необходимости проходить техосмотр техническим средствам, выпущенным в 2016, 2017 и 2018 годах. Дата выпуска ТС указана в ПТС. Закон допускает отсутствие ТО в данном случае по той причине, что 3 года считается гарантийным сроком для автомобилей, в течении которого за его качество несёт ответственность завод-производитель. Он же берёт на себя расходы на восстановление и выплаты по ДТП.

Незаконные способы: а нужно ли?

Некоторые водители не считают важным проходить ТО, поскольку уверены в надёжности своего «железного коня» и своих водительских качествах. Почему бы не купить страховку без прохождения ТО, если есть такая возможность? Да, незаконно, но как временная мера, по их мнению, может сгодиться. Тем более, что способы имеются, и не один.

Диагностическая карта без осмотра машины

Многие станции технического обслуживания, получившие аккредитацию, зарабатывают тем, что оформляют диагностическую карту, не проверяя машину. Узнать адрес таких станций можно среди знакомых или на форуме.

Автомобиль при этом осмотрят, сфотографируют, могут даже озвучить водителю неисправности, которые нужно устранить, но вписывать их не будут в диагностический лист. Автовладельцу выпишут подлинную транспортную карту и даже занесут сведения в ЕАИСТО. В результате водитель сможет на законных правах купить настоящую страховку ОСАГО в любой страховой компании, даже в самой известной.

Покупка ОСАГО по поддельному ТО

Некоторые фирмы не гнушаются применением незаконных способов: например, выписывают диагностическую карту, даже не видя автомобиля. Водителю достаточно приехать с документами на ТС, оплатить услугу и получить на руки фиктивную карту техосмотра. В этом случае стоит проверить по базе, внесли ли в неё автомобиль. Если этого не было сделано, значит вас обманули, а полис ОСАГО не будет считаться действительным.

Важно! Операторы, практикующие подобные действия, серьёзно рискуют, поэтому стоимость их услуг как минимум вдвое выше, чем у официальных фирм, которые проводят ТО на законных основаниях.

Диагностическая карта от страховой компании

Большинство страховых компаний сегодня предлагают приобрести диагностическую карту параллельно с оформлением полиса. Автолюбителей такая услуга вполне устраивает, так как они экономят своё время и приобретают сразу 2 договора, пусть и по завышенной стоимости. В принципе такое получение полиса и диагностической карты вполне допустимо и не противоречит законодательным нормам.

Однако ряд страховых фирм готовы предоставить заранее сфабрикованный договор на прохождение техосмотра, принимая при этом только оплату за госпошлину. Выдаётся подобный договор на конкретную станцию технического обслуживания, с которой страховая оформила соглашение. Согласно данному договору, автовладелец сразу же после оформления ОСАГО обязан проехать на пункт ТО по указанному адресу и отдать машину на проверку. Однако многие водители, получив долгожданный полис ОСАГО, так и не доезжают до станции ТО.

ОСАГО через интернет

Купить полис автогражданки можно даже через онлайн. Нужна ли при этом диагностическая карта? Если машина новая, год выпуска её составляет менее 3 лет, то сервис не запросит у заявителя номер диагностической карты. Для ТС старше 3 лет сервис потребует внесения номера карты ТО, так что пройти технический осмотр всё же придётся.

При электронном оформлении ОСАГО автовладелец обязан внести информацию по авто и отправить её на проверку. Диагностическая карта будет автоматически проверена через базу ЕАИСТО.

Важно! ЕАИСТО - это единая электронная база, в которой хранится информация о прохождении ТО всеми отечественными автовладельцами. Получить достоверные сведения по любой машине может каждый желающий. С этой целью нужно зайти на сайт ЕАИСТО и указать номер машины. Проверка производится в течение 2-3 минут. Сервис оказывает услугу совершенно бесплатно и даже не требует регистрации.

Итак, при оформлении страховки ОСАГО через интернет система самостоятельно запустит проверку по номеру ТО и при отсутствии сведений по конкретной машине откажет в получении онлайн-договора ОСАГО.

Внимание! Оформление онлайн договора ОСАГО без предъявления технической карты является незаконной сделкой. Если вы наткнулись на подобные предложения в интернете, не спешите приобретать страховку, так как такой полис при первой же проверке на посту ДПС будет признан недействительным.

Последствия и штрафы

Практика показывает, что многие автовладельцы могут пользоваться довольно продолжительное время поддельным и незарегистрированным полисом ОСАГО, но только до тех пор, пока они по воле случая не становятся участниками ДТП. От этого, увы, не застрахован никто. И здесь уже неважно, кто стал провокатором аварии. За дело берутся юристы страховых компаний, которые тщательно проверяют документы автовладельцев и обязательно докажут факт мошенничества клиента при оформлении полиса.

Если обнаружится, что у одного из участников ДТП отсутствует, просрочена или недействительна диагностическая карта, то выплаты по его полису не будут производиться. Страховые компании вправе расторгнуть соглашение с клиентом в одностороннем порядке, если полис приобретён без настоящего ТО.

Даже если эта же страховая и выдала водителю такой полис, доказать это будет почти невозможно и вся вина падёт на страхователя.

Важно! Водитель с поддельным ОСАГО без настоящей диагностической карты будет признан виновным в любом ДТП, и все выплаты по аварии лягут на его плечи. Страховая компания в данном случае самоустраняется.

Санкции за нарушения

В 2017 году введены повышенные коэффициенты за мошенничество со страховкой. Если зафиксируют факт оформления полиса автогражданки задним числом, то стоимость следующей страховки увеличится для автовладельца в 1,5 раза. Кроме того, будет наложен штраф от 500 до 800 р. (ст.12 КОАП). При многократных нарушениях водителю запретят управлять машиной до тех пор, пока он не пройдёт техосмотр и не оформит настоящий полис.

Как видите, законный полис ОСАГО можно получить без прохождения техосмотра только в редких случаях. Незаконные способы могут повлечь за собой большие неприятности, особенно при попадании в ДТП. Нужно ли это вам? Решайте сами.

Чтобы получить законное право на вождение автомобиля по дорогам общего пользования, мало купить машину и окончить курсы автошколы. Нужно получить гарантии, что транспортное средства находится в рабочем состоянии и не несёт угрозы окружающим, пассажирам, водителю. Для этого автомобиль проверяют эксперты в установленные законом сроки. А чтобы владелец имел стимул регулярно предъявлять им своё авто, законом установлено, что обязательное страхование возможно только после выдачи заключения об исправности всех систем.

Это заключение оформляется в виде диагностической карты транспортного средства. Эксперты составляют отчёт о проверке более полусотни параметров автомобиля в двух экземплярах, заверяют своей подписью и печатью. Периодичность осмотра составляет от полугода до двух лет:

  • диагностическая карта на новые авто оформляется через три года службы и обновляется каждые два года;
  • средства по перевозке пассажиров подлежат осмотру каждые шесть месяцев;
  • автомобили старше семи лет следует предъявлять на экспертизу раз в год.

Возить диагностическую карту в бардачке не обязательно. В случае утери можно обратиться за дубликатом к любому из официальных представителей системы обязательного ТО. Каждой диагностической карте присваивается уникальный номер. В верхнюю часть бланка заносится срок окончания её действия. К этой дате автомобиль должен пройти очередной техосмотр.

Если эксперты выявляют неисправность, влияющую на безопасную эксплуатацию, автомобиль необходимо отремонтировать и вновь предъявить для техосмотра в течение двадцати дней.

Коренные изменения для автомобилистов начались с вступлением в силу ФЗ № 170 от 01 июля 2011 года «О техническом осмотре». В последующие годы закон был изменён и дополнен. Актуальная версия подразумевает:

  • упразднение талона о техосмотре. Раньше его предъявляли «гаишникам» по требованию, при необходимости подтвердить, что автомобиль годится для эксплуатации и безопасен для людей и транспорта в потоке.
  • оформление диагностической карты до регистрации авто и до выписки полиса ОСАГО. К страховщикам перешла обязанность отслеживать наличие действующей диагностической карты. Таким образом, сотрудник ГИБДД больше не уполномочен требовать заключение экспертов о состоянии автомобиля. Диагностическую карту следует предъявить страховщику при покупке полиса автогражданки. Если машина переходит к другому владельцу в период действия карты, последнему нет надобности переоформлять/продлевать её. Документ действителен до истечения срока, указанного в нём изначально.
  • появление уполномоченных экспертов. Поэтапно право выдавать диагностическую карту с прописанными в ней выводами о состоянии транспорта перешло в ведение специальных организаций. Аккредитованные операторы технического осмотра не только содержат штат сотрудников, подтверждающих сертификатами квалификацию, достаточную для проведения ТО, но и имеют в своём распоряжении перечень необходимого оборудования. Список допущенных к экспертизе организаций вывешен на сайте Российского союза автостраховщиков. При выдаче каждой диагностической карты сотрудники оператора ТО вносят данные о ней в единую электронную систему. Поэтому при утрате бумажной версии документа его нетрудно восстановить. Легко, но не бесплатно: за повторную выдачу необходимо вновь оплатить госпошлину. Сведения хранятся в информационной базе техосмотра (ЕАИСТО) пять лет. Экземпляр бумажного бланка оператор обязан держать в архиве три года.
  • автовладелец имеет право обратиться к любому оператору, где ему удобно предъявить автомобиль. Больше нет привязки техосмотра к месту регистрации.

В диагностической карте указывается VIN-номер транспортного средства, а не данные госномера. Поскольку процедура поменялась в корне, теперь техосмотр предшествует выписке полиса ОСАГО. И только после этого законопослушный гражданин имеет право поставить машину на учёт. А как происходит на практике?

Посмотрите видео о получении ОСАГО без ТО

Когда можно обойтись без ТО

Для оформления диагностической карты требуется паспорт, ПТС и немного времени. На деле некоторые автомобилисты задаются вопросом, можно ли пренебречь процедурой техосмотра. Услуга-то платная. Законных варианта для российского авто три:

  • машине не исполнилось трёх лет на момент оформления ОСАГО; новому легковому автомобилю, только что покинувшему площадку автосалона, осмотр понадобится только к концу третьего года эксплуатации (если это не такси). До этого момента покупка полиса ОСАГО и постановка машины на учёт будет происходить без диагностической карты;
  • автомобиль был приобретён у другого владельца с действующей диагностической картой;
  • будет оформляться краткосрочный полис максимум на 20 дней для транзита (в конечном пункте придётся пройти процедуру наравне со всеми автомобилистами).

Есть ещё одно правило, противоречащее принципу безопасности на дорогах: на машины, зарегистрированные в других государствах, требование обязательного осмотра и экспертизы всех узлов на предмет исправной службы, не распространяется.

Существуют и полулегальные способы оформления ОСАГО. Они заключаются в том, что компания делает экспертизу состояния автомобиля формально, ограничившись фотографированием и визуальным осмотром. Диагностическая карта при этом выписывается и передаётся владельцу. «Услуга» обходится автовладельцу дешевле, времени занимает меньше. Минус такого подхода: собственник машины не имеет объективной информации об исправности всех систем и узлов «железного коня». Машина превращается в реальный источник повышенной опасности.

Другой подход заключается в уловке страховщика: после вступления в силу закона о техосмотре некоторые страховые компании не перестали выписывать полис ОСАГО в привычном порядке. На руки клиенту при этом выдаётся бланк диагностической карты под «честное слово», что водитель пройдёт техосмотр в кратчайшие сроки в уполномоченных организациях. Если страхователь не удосужится этого сделать, сведения о его автомобиле не появятся в единой информационной системе. Но полис будет продолжать действовать. Во всяком случае, до первой неприятности на дороге, клиент будет думать, что поступил разумно. Страховая компания постарается отказать в выплате, если автомобилист не успел или передумал делать ТО.

Третий подход лежит вне правового поля: подделка документов (диагностической карты или полиса) карается по закону, так как является мошенничеством. «Липовую» карту обнаружат уже в момент оформления полиса, так как страховщик может свериться с данными ЕАИСТО. Представитель страховой компании имеет полное право отказаться от выдачи ОСАГО (статья 15 Федерального Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОАГО»).

Оформление ОСАГО онлайн без прохождения техосмотра

Несколько лет назад полисы ОСАГО стали доступны для онлайн оформления (лето 2015 г., соответствующие изменения в Закон «Об ОСАГО»). А в текущем году инновации в «Законе об обязательном страховании» обязывают каждого страховщика дать возможность страхователю самому выбрать, оформлять полис в бумажном виде или купить на сайте онлайн. Е-полис (электронный полис) имеет все права наравне с бумажным, если он оформлен без ошибок, опечаток и на основании достоверной информации. Теперь автовладельцу даже не требуется распечатывать бумажную версию и возить с собой. Инспекторы ГИБДД обязаны иметь доступ к единой базе для проверки наличия ОСАГО.

Онлайн оформление договора автогражданки стало ещё одной возможностью обойти требования по обязательному предъявлению машина на осмотр и экспертизу. При выписке электронного полиса сканы документов не направляются, а значит, нет контроля за тем, имеется ли на самом деле у клиента на руках заключение эксперта; и если оно есть, сколько ему осталось действовать. Если у клиента был оформлен полис, данные по нему внесены в базу РСА и продление можно сделать в виртуальном кабинете на сайте страховой компании, даже если срок действия диагностической карты истекает.

Можно оформить обычный бумажный полис в интернете на сайте брокера. Оплата происходит по карте, а документы привозит курьер. Предъявлять удостоверение личности или диагностическую карту не требуется.

Впрочем, «нестыковки» в законодательстве, его несовершенство выйдут боком автолюбителю.

Е сли у участника ДТП нет диагностической карты

Страховщики, по большому счёту, заинтересованы выписать как можно больше полисов. А при несоблюдении озвученных при оформлении условий, всегда готовы оспорить легитимность документа. Полис на виновника аварии, выписанный с нарушением законодательства, не станет финансовой защитой для клиента. Если диагностики состояния транспортного средства не производилось, доказать, что на момент ДТП машина была полностью исправна, управляема и безопасна для окружающих автомобилей и людей, не удастся. Виновника ДТП, сэкономившего на процедуре официального осмотра у оператора, ждут ещё большие траты и судебные издержки. А суд и страховщик склонны видеть виноватого именно в том автолюбителе, который не выполнил требование закона проверить авто «от и до» и в срок.

Страховая компания может выплатить пострадавшему компенсацию, но направить встречный иск для возмещения своих расходов к виновнику. Регрессные дела – один из законных способов для страховых юристов снизить уровень выплат компании, если найдётся лицо, послужившее виновником наступления страхового случая. Так экономия незначительной суммы приведёт к серьёзному ущербу для бюджета автомобилиста.

Если же страховщик выяснит, что клиент, получивший полис «под честное слово», так и не отправился в кратчайший срок делать ТО у аккредитованного эксперта, компания признает документ недействительным за нарушение существенных условий договора. Возврат денежных средств при этом не предусмотрен. Пострадавший не получит ничего и вполне может потребовать компенсации от второго водителя.

Заключение

Процедура прохождения техосмотра изменилась, но не перестала носить обязательный характер. Контроль за соблюдением сроков ТО переложили на страховщиков. Теперь результаты осмотра нужно предъявлять реже, а диагностическую карту не нужно возить с собой. Но желание сэкономить на комплексной экспертизе транспортного средства, в том числе путём оформления полиса ОСАГО онлайн, поставит в невыгодное положение автовладельца. Он становится нарушителем законного порядка, а после ДТП его ждут по-настоящему серьёзные финансовые потери.

Этот документ выдается при техосмотре и необходим для продления страховки. Нопокупая новый легковой автомобиль в салоне, можете не спрашивать, нужна ли диагностическая карта при оформлении ОСАГО. Для личных автомобилей требуется, только если машина старше трех лет. А вот для такси и автобусов – с первого дня. Некоторые компании, оформляя автостраховку, помогут сделать технический осмотр на собственных станциях.

Бланки введены взамен упраздненных в 2012 г. талонов ТО. Суть документа – допуск к эксплуатации на дорогах общего пользования. Центр технического осмотра, проводя диагностику автомобиля, фиксирует его состояние.

После прохождения ТО, помимо бумажного бланка, данные вносят в общероссийскую электронную систему ЕАИСТО. При отсутствии записи, программа автострахования не позволит распечатать страховку. Исключение – личные легковушки возрастом до трех лет. Интервал прохождения техосмотра разных категорий транспорта отличается. У пятилетней машины для частного пользования заключение актуально два года, у такси – полгода. Выяснив, нужна ли диагностическая карта при оформлении ОСАГО на Ваш автомобиль, избегите лишних затрат.

Нужна ли диагностическая карта при оформлении ОСАГО на Вашу машину?

Законодательством выделяют несколько категорий по типу автотранспорта и его возрасту. Нужна ли диагностическая карта при , определяет Закон от 01 июля 2011 г. N 170-ФЗ.

Таблица. Интервалы ТО
Категория Виды транспорта Интервал ТО в годах Регулирующая статья
Закона от 01 июля 2011 г. N 170-ФЗ
1 Транспорт моложе 3 лет:
-легковые а/м;
-мототранспортные средства.
Не требуется ч. 2 ст. 15
2 3-7 лет:
-легковые а/м;
-грузовики полной массой до 3,5 тонн;
-мототранспортные средства.
2 п. 4 ч. 1 ст 15
3 Старше 7 лет:
-легковые а/м;
-грузовики полной массой до 3,5 тонн;
-мототранспортные средства.
Вне зависимости от возраста:
— автомашины полной массой свыше 3,5 тонн
— транспорт РФ со звуковыми
и световыми спецсигналами;
— парки автошкол.
1 п. 3 ч. 1 ст. 15
4 Вне зависимости от возраста:
— такси;
— автобусы;
— грузовой транспорт, оснащенный для перевозки
более 8 людей на посадочных местах;
— грузовики для транспортировки опасных грузов.
Полгода п. 1 ч. 1 ст. 15

Необходимый для автостраховки срок действия диагностической карты

Заключение станции ТО требуется только для подписания страховки. Хоть в последний день его действия. Так, покупая машину б\у с актуальной картой, можно сразу ехать за полисом. Техосмотр закрепляется за средством передвижения, вне зависимости от собственника.

Что нужно при прохождении техосмотра для ОСАГО

Перед прохождением ТО тщательно подготовьте авто:

  1. Опробуйте оборудование, включая свет, клаксон, стеклоподъемники, омыватели стекол, замки дверей, дворники;
  2. Отрегулируйте выхлоп соответственно экологическим стандартам;
  3. Проверьте наличие знака аварийной остановки, срок годности аптечки, огнетушителя;
  4. Исключите люфт руля;
  5. Избавьтесь от возможной коррозии кузова;
  6. Проведите мойку кузова, двигателя;
  7. Также желательно на стороннем сервисе проверить тормозную систему, состояние колес и подвески, двигателя.

Все это будут осматривать на станции ТО. Наличие отклонений приведет к отрицательному заключению до устранения неисправностей.

Можно сэкономить время и деньги, . Мы имеем собственную аккредитованную станцию и окажем помощь в прохождении технического осмотра. А готовые .

Основные требования в 2018 г., коротко о главном

В 2018 для получения автостраховки надо пройти техосмотр. Как результат получите необходимую карту. На частные легковые машины возрастом до трех лет не требуется. От трех до семи лет — раз в двадцать четыре месяца. Далее каждый год. На транспорт для пассажирских и грузоперевозок условия чуть строже. А при смене владельца документ остается действительным. Перед ТО тщательно подготовьте транспортное средство. Есть страховые организации, имеющие собственную станцию. Как, например, наша компания. Обратитесь, и мы поможем Вам с техническим осмотром.

Многие люди просто не успевают уследить за всеми документами и договорами, которые нужно оформлять и переоформлять для нормальной эксплуатации транспортного средства в России. В связи с этим, когда многие обнаруживают , оказывается, что и техосмотр тоже был проведен достаточно давно и потерял актуальность, и в связи с этим приходится разбираться в том, можно ли оформить ОСАГО без техосмотра и как это делается.

Можно ли

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Главное, что нужно понимать – необходимость предоставление данных о техосмотре при оформлении ОСАГО устанавливается действующим законодательством, причем это обязательная мера, и если у автомобиля отсутствует пройденный техосмотр, ему не могут оформить страховку. При этом на практике данное условие постоянно сталкивалось с достаточно серьезной проблемой действующего законодательства – по факту ДТП отсутствие диагностической карты не является законным основанием для того, чтобы человеку отказали в выплате соответствующего возмещения.

В связи с этим до последнего времени большинство страховщиков безо всяких проблем оформляли полисы даже для автомобилей без ТО, потому что после аварийной ситуации всегда можно было отказать в выплате страхового возмещения.

По мере того, как владельцы автомобилей повышали собственную юридическую грамотность и начали чаще пользоваться услугами юристов, судебные компании столкнулись с многочисленными судебными исками. В связи с этим передовые юристы, специализирующиеся на подобных вопросах, говорят о том, что в принципе можно оформить страховку и без предоставления своей диагностической карты, но при возникновении аварии можно столкнуться с серьезными проблемами, если техосмотр так и не был пройден.

Большинство страховщиков с радостью идет навстречу водителям, желающим оформить ОСАГО без техосмотра, потому что главной их задачей является достижение бонуса от каждого заключенного договора, ведь после оформления страховки они не будут сталкиваться ни с какими проблемами.

В то же время данная сделка может вылиться в серьезные неприятности для автовладельца, так как при возникновении аварии у него не будет возможности доказать исправность своего транспортного средства (что сильно повышает шансы стать виновником ДТП), а также, скорее всего, страховщик быстро откажется от выплаты вам соответствующего возмещения.

Если водитель выступает в качестве представителя владельца, это должно подкрепляться соответствующими бумагами

Необходимые бумаги

Проверка технического состояния автомобиля может инициироваться только его владельцам или же соответствующим представителем. Заниматься подобными процедурами не могут те водители, которым просто было предоставлено право управлять транспортным средством, но при этом не была оформлена доверенность на распоряжение этим авто.

Чтобы пройти техосмотр, оператору ТО нужно предоставить следующий пакет бумаг:

  • паспорт владельца транспортного средства, который требуется для удостоверения личности.
  • если всеми процедурами занимается представитель, им должна предоставляться доверенность, оформленная от лица владельца;
  • удостоверение, подтверждающее право водить данное авто;
  • свидетельство или паспорт, подтверждающий регистрацию автомобиля;
  • квитанции оплаты услуг техосмотра.

Для проведения данной проверки операторами не требуется обязательного предъявления технического талона, медицинской книжки или каких-либо других документов, не включенных в утвержденный законодательно список бумаг. В некоторых ситуациях даже предусматривается возможность предоставления доверенности, написанной от руки, но в большинстве случаев все-таки рекомендуется использовать стандартную форму этого документа, которая печатается принтером.

Позиция закона

В 2011 году был принят закон, который регулировал обязательное проведение техосмотра для оформления полиса ОСАГО, но уже на протяжении следующего года было обнаружено множество значительных недоработок, в связи с чем в декабре 2012 года были приняты многочисленные поправки, вступившие в силу с 2013 года. В частности, это относилось и к диагностической карте, которая стала восприниматься как полноценная замена ранее существующего технического талона.

Благодаря таким нововведениям жизнь владельцев авто значительно облегчилась, потому что сильно упростилась процедура оформления документов, а в большинстве спорных ситуаций отстаивать свои права стало на порядок проще.

Раньше оформление временного полиса предусматривалось только в том случае, если нужно было доставить транспортное средство на место его новой регистрации, но теперь же доступна возможность его оформления для того, чтобы перевезти машину к месту проведения технического осмотра. Также стоит отметить, что благодаря внесенным нововведениям водители получили возможность полностью отказаться от ранее обязательной услуги эвакуатора, потому что раньше можно было доставить свой транспорт на место проведения осмотра только при этом условии. Теперь же, чтобы исключить нарушение законодательства и самостоятельно доставить свой транспорт, можно заключить договор о страховании на срок до 20 дней .

Отдельного внимания заслуживают доработки 3 пункта статьи 10, который содержит в себе перечень ситуаций, при которых во время оформления страховки ОСАГО можно не предъявлять информацию о техосмотре. Также в соответствии с этим документом устанавливается возможность оформления временного полиса в ряде других случаев.

Помимо всего прочего, пункт 3 полностью отменяет норму, в соответствии с которой документ о техническом осмотре действует только на протяжении шести месяцев. То есть, если раньше для покупки полиса ОСАГО нужно было иметь на руках талон ТО, имеющий срок действия более полугода, сейчас можно добиться даже в том случае, если срок действия техосмотра истечет буквально через пару дней.

Первоначальный , который имел множество непродуманных аспектов, создал множество сложностей для дальнейшей реформы, связанной с дорожным транспортом и его владельцами. В конечном итоге, после того, как прошло несколько лет применения новых норм, появились даже предложения о том, чтобы полностью отказаться от необходимости проведения технического осмотра, а страховка ОСАГО без ТО, например, давно практикуется в Грузии, из которой также планируют перенять электронный полис в 2019 году.

Многие считают, что даже после детального технического осмотра достаточно сложно определить ту или иную неисправность автомобиля, и для этого полная диагностика должна проводиться как минимум раз в шесть месяцев, но, несмотря на это, техосмотр позволяет определить наиболее значимые недостатки авто, в связи с чем многие водители считают ее необходимой для предупреждения серьезных проблем с машиной.

Благодаря принятому закону со всеми правками страховым компаниям пришлось выплачивать компенсации даже по ОСАГО без техосмотра, которые раньше было принято считать спорными, а чаще всего именно отказными. Конечно, спорных моментов существует множество и по сегодняшний день, но с течением времени законодательство позволяет регулировать все больше из них.

Что важно знать

Если вы хотите оформить полис без прохождения ТО, вам придется запомнить несколько важных моментов, так как это достаточно сложная процедура, включающая в себя множество тонкостей.

Изменения правил

Первое изменение, о котором стоит поговорить – это полис «для следования». Раньше при покупке или получении автомобиля его владелец должен был обязательно заключить договор страхования ОСАГО на срок, который требуется ему для доставки транспорта к его месту регистрации. При этом стоит отметить, что еще до регистрации транспорта нужно было покупать ОСАГО на год.

Теперь же можно оформить обязательное страхование на 20 дней , если отсутствуют необходимые документы для нормального полиса. Сделать такую страховку себе можно при покупке транспортного средства или при необходимости перемещения к месту проведения технического осмотра. Это достаточно удобное нововведение, потому что теперь не нужно обязательно заказывать эвакуатор для того, чтобы доставить свое транспортное средство к пункту осмотра без нарушения действующего законодательства.

Второе важное изменение затронуло . Ранее этот документ не имел практически никакой практической ценности, но в соответствии с новыми правками ему был присвоен более серьезный статус, и с течением времени он стал превращаться в полную замену талонов техосмотра.

В частности, раньше у страховщика было право на регрессное требование к виновнику аварии в объеме произведенной выплаты, если на момент ДТП срок действия талона техосмотра водителя истек. Теперь же данное требование может предъявляться только после окончания срока диагностической карты, включающей в себя информацию о соответствии автомобиля обязательным требованиям безопасности.

Раньше организации занимались незаконной продажей талонов техосмотра, не проводя при этом саму процедуру, вследствие чего водители часто использовали эту возможность для оформления ОСАГО. Теперь же проводится проверка наличия диагностической карты, в связи с чем техосмотр приходится уже проходить обязательно. Также стоит отметить тот факт, что теперь регрессное требование на основании диагностической карты предъявляется и к оператору, проводившему технический осмотр автомобиля (раньше предъявлялся по талону), если причиной страхового случая была зарегистрирована неисправность автомобиля, которая присутствовала на момент проведения проверки авто.

Если говорить об изменениях, предусматривающих возможность получить в полис без техосмотра, то здесь была только добавлена возможность получения временного документа, о чем уже говорилось ранее. Также был полностью отменен обязательный шестимесячный срок действия талона техосмотра для оформления ОСАГО, и теперь этот документ официально оформляют даже в том случае, если талон перестанет действовать даже в ближайшие дни.

Случаи оформления

В большинстве ситуаций у сотрудников страховой компании нет права на то, чтобы оформлять полис ОСАГО для машин без ТО, но есть отдельные ситуации, которые не входят в это правило, и в частности это относится к:

  • транспортным средствам, для которых законодательством не предусматривается обязательный технический осмотр;
  • новых автомобилей, для которых необходимость в прохождении ТО еще не наступила;
  • машин, направляющихся к месту проведения техосмотра.

Во всех остальных ситуациях нужно обязательно заранее пройти техосмотр, так как в противном случае у вас не будет возможности получить полис ОСАГО. Также стоит сказать о том, что если вы имеете действующий договор страхования, но при этом у вас истек срок действия талона о техосмотре, ничто не обязывает снова его проводить, и вы можете дальше управлять своим авто. Даже при возникновении аварии страховая компания обязана будет полностью возместить ваши убытки, и просроченный талон не считается основанием для отказа от выплаты.

Немного другая ситуация касается перевозчиков, так как, если они не имеют диагностической карты, пострадавшему будет предоставлена компенсация, но после этого также и претензия от страховщика, в которой будет требование о возмещении суммы выплаты.

Как получить

Когда нужно перегнать автомобиль для того, чтобы получить документ о прохождении техосмотра или же зарегистрировать его, полис оформляется на . Такая страховка является относительно недорогой, но по истечению данного срока требуется оформление полноценного полиса. Во всех остальных ситуациях получение страхового полиса является незаконным.

Тот страховщик, который не следует нормам законодательства и выдает недействующую страховку, в конечном итоге может даже сам выдвинуть требования автовладельцу, а все затребованные им выплаты признать недействительными.

5 популярных способов

Первый вариант – приобрести полис, имея формальный техосмотр. Перед тем, как отправиться в страховую компанию, отправляемся к аккредитованному оператору ТО и проходим формальный осмотр. Зачастую адреса подобных операторов без труда можно найти на тематических форумах для своего города. Данная процедура предусматривает визуальный осмотр транспортного средства, его фотографирование, введение данных в базу АИС и выписку соответствующей диагностической карты.

Для прохождения данной процедуры нужно выделить не более 10 минут , и законодательно все в норме, поэтому можно покупать ОСАГО без лишних сомнений в любой страховой организации.

Также можно приобрести полис, имея техосмотр по документам, который проводится специализированными компаниями, оформляющими все бумаги без фактического осмотра ТС. Достаточно просто принести все документы, оплатить соответствующие услуги и получить на руки диагностическую карту.

Здесь также соблюдаются все требования, а информация о вашем автомобиле заносится в официальную базу АИС. Главным недостатком данного способа является то, что вам приходится приблизительно в два раза переплачивать за диагностическую карту.

Получил широкое распространение способ сделать онлайн электронный полис в 2019 году. Достаточно просто заполнить специальную форму на сайте страховщика, после чего указать адрес, на который должны быть доставлены все бумаги. Плюсов данного способа почти нет, кроме удобства, а вот минусов предостаточно, начиная от того, что вам могут выдать поддельный документ, и заканчивая тем, что страховщик в итоге потребует от вас полную компенсацию средств, выплаченных потерпевшему при ДТП.

В страховой компании можно приобрести полис с незаполненным талоном, и изначально так можно было полис так получить в . Для этого достаточно было посетить отделение компании, где вам выписывали ОСАГО и не до конца заполненную диагностическую карту, за исключением подписи оператора.

После этого сотрудник страховщика подсказывал владельцу авто, куда нужно подъехать для получения данной подписи, но единственным условием было посещение оператора на протяжении не более пяти дней. Благодаря этому создается экономия времени с получением настоящего полиса, но если техосмотр не будет пройден в указанный срок, в итоге вам могут отказать в выплате после наступления ДТП.

Помимо всего прочего, некоторые сознательно покупают фальшивый полис, и ответственность за выдачу такого документа ложится на агента. Зачастую делается это для того, чтобы не получить штраф после остановки сотрудниками ГИБДД, но сам документ является обыкновенной бумажкой, а в случае ДТП по вашей вине все равно придется самому компенсировать урон пострадавшему.

Дополнительные нюансы ОСАГО без техосмотра

Также существует еще целый ряд других тонкостей, которые включает в себя процедура оформления страховки без прохождения техосмотра.

Альтернативная процедура

Есть вариант прохождения данной процедуры без владельца транспортного средства, но для этого предварительно нужно оформить доверенность на другого человека. Сразу стоит отметить, что этот документ не обязательно заверять у нотариуса, и вполне достаточно будет поставить ручную подпись.

Чтобы провести данную процедуру, нужно правильно составить доверенность, вписав в нее:

  • правильное заглавие;
  • ФИО и точные паспортные данные;
  • VIN-номер транспортного средства;
  • условия, на которых автомобиль передается в пользование другого лица;
  • срок, на который оформляется этот документ;
  • подпись владельца транспортного средства.

Также требуется ряд сопроводительных документов, таких как:

  • чеки, подтверждающие оплату государственной пошлины и диагностики;
  • водительское удостоверение, принадлежащее представителю;
  • доверенность, оформленная владельцем машины.

Процедура прохождения ТО по доверенности является вполне стандартной, и если не будет никаких нареканий на техническое состояние транспортного средства, а также будут предоставлены все необходимые бумаги, на проведение проверки понадобится минимум времени

Продление

Теперь для продления полиса сроком до одного года вполне достаточно просто оформить заявление своему страховщику. Так как была введена специализированная электронная база, у водителя нет никакой необходимости проходить те же самые процедуры, которые проводились при первом составлении полиса, если он не менял автомобиль и его номер.

Если автомобиль ездит уже на протяжении более трех лет, для продления автомобильной страховки владелец должен иметь действующую диагностическую карту. При этом, если компания собирается оформить полис без обязательного ТО, она должна ссылаться на соответствующие законодательные нормы, допускающие эту возможность в некоторых ситуациях, так как в противном случае ситуация будет невыгодной, в первую очередь, для владельца данного полиса.

Последствия

Благодаря различным погрешностям в действующем законодательстве недобросовестные страховщики активно продают страховые полисы, не требуя технический осмотр транспортного средства.

Данная ситуация, как уже говорилось, невыгодна, в первую очередь, для водителя, особенно если он попадает в ДТП, так как в итоге оформленный документ будет признан недействителен, и последствия могут быть следующими:

  • становясь виновником ДТП, владелец полиса сам оплачивает ущерб потерпевшему, не получая никакой помощи от страховщика;
  • владелец автомобиля может получить официальное обвинение за покупку недействительного полиса;
  • владелец автомобиля может получить административное наказание за вождение автомобиля при отсутствии страховки.

Таким образом, попытка сэкономить и как-то «обойти» законодательство в итоге оборачивается серьезными финансовыми потерями для владельца авто.

Штрафы

В соответствии с нормами действующего законодательства у страховщика нет права на выдачу полиса ОСАГО без предоставления ему талона о прохождении техосмотре. Многие эксперты говорят о том, что в подобных ситуациях диктовать правила будут только страховщики, а не государственные органы.

При подаче заявления на получение полиса ОСАГО всегда указываются данные из талона техосмотра, а также срок его действия, поэтому без прохождения этого осмотра получить страховку авто просто невозможно, а если вам предоставят подобный полис, никакой компенсации по нему, скорее всего, ждать не придется, так как страховщик сам при первом удобном случае заявит о фальшивости документа.

Некоторые эксперты говорят о том, что в ближайшее время талоны ТО полностью ликвидируют, так как это сделано уже практически во всех передовых странах, но на данный момент это просто рассуждения.

Производится в соответствии с единой методикой, принятой Центробанком Российской Федерации.

Как должно выглядеть заявление на страхование ОСАГО, можно увидеть .


Оформление ОСАГО без действующей диагностической карты ТО невозможно. Страховщик проверяет ее наличие в автоматизированной информационной системе РСА. Но соглашаться на покупку этой карты у страховых компаний нельзя. Дело в том, что согласно ст. 5 ФЗ № 170-ФЗ от 01.07.2011 г. «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» техосмотр автомобилей с выдачей диагностических карт имеют право осуществлять только (!) операторы технического осмотра, аккредитованные в соответствии с данным законом РСА.

Идем на сайт Союза и в соответствующем реестре видим, что ни одна из страховых компаний, осуществляющих в настоящее время оформление ОСАГО, в нем не фигурирует. При этом официально на своих сайтах некоторые страховщики (в частности, «Россгострах» и «Ресо-Гарантия») предлагают своим клиентам бесплатно записаться или получить направление на прохождение техосмотра в своих компаниях-партнерах. А неофициально многие страховые компании продают клиенту прямо в офисе полис ОСАГО вместе с диагностической картой, что незаконно. Во-первых, потому что на самом деле они не вправе проводить такой техосмотр, да и не делают этого, а во-вторых, потому что выдают диагностические карты без подписи или печати оператора техосмотра, а иногда одновременно и без того и другого, а такая диагностическая карта является просто недействительной. Клиенту предлагается самому как-нибудь при случае заехать к оператору техосмотра, от чьего имени была выдана диагностическая карта, и пройти техосмотр, после чего ему там оформят документ как положено. Этому указанию, как правило, никто не следует.

А теперь о реальных последствиях. В случае ДТП такая диагностическая карта может выйти боком водителям некоторых категорий транспортных средств. Так как согласно п.1 ст. 14 ФЗ №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые компании имеют право предъявлять регрессные требования к владельцам ТС, если «…на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов».

Поэтому лучше побеспокойтесь об оформлении ТО заранее. Сейчас пройти его не так уж сложно, если, конечно, вы заботитесь о здоровье и внешнем виде своего авто. Советские времена, когда приходилось занимать очередь, дежурить ночами, искать обходные пути, к счастью, канули в Лету. Реестр всех пунктов ТО России при ГИБДД и частных операторов и ИП, аккредитованных в РСА, доступен по следующей ссылке . Выбирайте любой удобный пункт, ведь ограничений по территориальному признаку нет никаких, созванивайтесь, записывайтесь на прием. Важно: стоимость услуг операторов определяют региональные власти, и никто иной. Так техосмотр легкового автомобиля в Москве обойдется в 720 руб. В последние два года он немного подешевел, потому что государство отменило обязательную госпошлину за выдачу самой диагностической карты.

Удачи на дорогах!