Бортовой компьютер

Карл густав юнг - биография и основные понятия. К

Карл густав юнг - биография и основные понятия. К

Краткая биография Юнга

Карл Густав Юнг родился в $1875$ году $26$ июля в Швейцарии в деревушке Кессвиле. Отец Карла был пастором, но при этом имел философское образование. Карл Юнг провел свое детство практически в одиночестве, оно было довольно не простым. При этом у него появилось желание познать людей. Это относилось, прежде всего, к его окружению, а особенно к отцу. Карл пытался изучать его поведение и объяснить его непоколебимую веру в Бога. На базе этого будущий классик психоанализа начал противопоставлять личные взгляды и мнение о высшем разуме церковным суждениям. Юнг-сын и Юнг-отец не могли найти общий язык между собой. Данные противоречия привели к тому, что, не считаясь с желаниями семьи, Карл решил получить медицинское образование и стать психологом.

Период с $1895$ года по $1900$ год Юнг учился в университете Базеля. А в $1902$ году продолжил обучение в Цюрихе. В Цюрихе группой, в которой учился Карл Юнг, руководил главный врач психиатрической больницы. Это позволило Юнгу испытывать разработанную им самим систему ассоциативных тестов, исследующих личность и выявляющую ее патологии. Посредством вопросов-раздражителей, он подвергал исследованию необычные и нелогичные ответы. В результате проведения ассоциативного тестирования, Юнг определял аномальные способы мышления, связывая подобные явления с сексуальными переживаниями или нарушениями. При подавлении в себе определенных ассоциаций, у человека начинают развиваться определенные комплексы.

Эти исследования получили известность во всем мире. В $1911$ году Карл Юнг стал президентом Международного психологического общества, но уже в $1914$ году ушел с этой должности.

Очень много в свое время говорилось о дружеских связях Юнга и Зигмундта Фрейда, их постоянно сравнивали. Они действительно были знакомы с $1907$ года, но при этом эти два выдающихся психолога никогда не дружили. Хотя в определенных случаях их суждения были одинаковыми. В $1912$ году их пути окончательно разошлись, так как Зигмунд Фрейд полностью посвятил себя исследованиям неврозов.

Основные идеи Карла Юнга

После трехлетних изысканий Юнг в $1906$ году опубликовал книгу «Психология раннего слабоумия», сделавшую переворот в психиатрии. Позиция Юнга по раннему слабоумию базировалась на синтезе идей многих ученых. Юнг не просто интегрировал существовавшие теории, но и стал первооткрывателем психосоматической экспериментальной модели ранних стадий слабоумия, в которой мозг является объектом эмоциональных влияний. Концепция Юнга, изложенная в его трудах, выглядит следующим образом: результатом аффекта является выработка токсина, поражающего мозг и парализующего психические функции так, что комплекс, высвобождаясь из подсознания, вызывает симптомы характерные для раннего слабоумия. Следует отметить, что позднее Карл Юнг отказался от своей токсинной гипотезы и принял современную концепцию о нарушении химического обмена.

Замечание 1

Карл Густав Юнг впервые предложил деление людей на интровертов и экстравертов. В последующем он определил четыре основные функции мозга:

  1. мышление,
  2. восприятие,
  3. чувствование
  4. интуицию.

В зависимости от преобладания какой-либо из этих четырех функций можно классифицировать людей на типы. Данные исследования изложены в его работе «Психологические типы».

На протяжении всей жизни Юнг реализовывал свои идеи достаточно успешно. Он открыл свою школу психоанализа.

Одной из идей, которую развивал психолог, заключалась в том, что христианство является неотъемлемой частью исторического процесса . Еретические взгляды он считал бессознательным проявлением христианской религии.

Карл Юнг, занимаясь историческими исследованиями, начал изучать пожилых людей и помогать тем из них, кто утратил смысл жизни . Его исследования показали, что большинство этих людей - атеисты. Психолог считал, что если они начнут выражать свои фантазии, то это даст им возможность найти свое место в жизни. Он назвал это процессом индивидуализации.

Удивительно, но Карл Юнг активно поддерживал идею фашизма , считая, что Германия занимает исключительное место в мировой истории. Такие взгляды зародились у него в $1908 $году, но в прогрессивных кругах его симпатию к фашизму не поддерживали и критиковали.

Карл Густав Юнг был вторым ребенком в семье. В доме семейства Юнг весьма почитались всяческие мистические явления. Например, его дед очень любил свою первую умершую жену, и всякий раз, когда семья собиралась обедать, для давно умершей бабушки ставился отдельный стул. В окружении такого мистицизма и рос маленький Юнг. Хотя это не было уникальным явлением для семьи Юнга – в то время (80-е годы XIX века) вся Европа была помешана на вещах, смежных с мистикой и оккультизмом. Например, в России этим активно занималась Е. Блаватская. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».

Он начал писать «Красную книгу перед началом Первой Мировой войны, когда переживал психоз. В то время ему было около тридцати лет. В этот фолиант вошло множество записок, комментариев и рисунков, нарисованных в манере иллюстраций из старых Евангелий. Интерес к мистике, символам и выражению себя через какие-то образы сохранился у Юнга на всю жизнь. По этой причине юнгианский психоанализ легко и непротиворечиво вбирает в себя все техники, связанные с рисованием изображений, созданием сказок и элементами драмы.

Юнг очень досадовал по поводу своей принадлежности к протестантской конфессии, потому как в протестантизме нет символов как таковых. В одной из работ Юнга есть описание того, как он и его отец готовились к аффирмации. Юнг очень хотел поскорее дойти до главы о Троице, потому как это очень яркий символ и вообще очень sophisticated штука. Однако когда они дошли до вожделенной главы, его отец сказал: «Это мы пропустим, это вообще непонятно про что» . С тех пор Юнг совершенно утратил уважение к отцу.

Одаренный и тонко чувствующий мальчик-подросток, сумасшедшая мать и слабый, презираемый отец. Отсюда и тот самый тезис про «два Я» – «Я- первое» и «Я-второе». «Я-первое» – это был экстравертный, подвижный гимназист, коммуникабельный и успешный, не вызывающий никаких тревог. А «Я-второе» – это закрытый и склонный к мистицизму интроверт, разговаривающий с куколкой на чердаке и открытый всяческим прозрениям. В этих прозрениях Юнгу являлись две фигуры, сопровождавшие его на протяжении всей жизни – его Анима и старец Филимон (его изображение есть в «Красной книге»). Эти две фигуры впоследствии стали конституирующими для двух из архетипов Юнга – собственно Анимы и Мудреца/Старца. Для самого Юнга эти понятия были не умозрительными, а изначально пережитыми изнутри.

В детстве Юнг мечтал стать археологом, который по черепкам и остаткам восстанавливает целое. Однако, когда умер его отец, семья Юнга оказалась в очень бедственном положении. Юнг мог поступить на бесплатное обучение только на медицинский факультет, основателем которого был его дед. Таким образом, Юнг пошел в медицину не потому, что хотел кого-то там лечить, а просто потому, что других вариантов у него не было. Он был честолюбивым человеком и блистательным студентом. Когда пришло время определяться с ординатурой, Юнг выбрал психиатрическое направление. В то время самым прибыльным и перспективным направлением считалась терапия, тогда как на психиатрию шли отстающие. В этом смысле выбор Юнга многих удивил, ибо психиатрия в его годы сводилась к электрошоку, душу Шарко и редкими прогулками психов по закрытому дворику. Никакой фармакологии в то время не было вовсе, а душевнобольные воспринимались просто как люди, обреченные доживать жизнь в закрытом «доме презрения».

Юнг же в 1903 году не просто поступил в ординатуру, но и стал жить при психиатрической лечебнице (что довольно не банально для блестящего студента, внука основателя факультета и правнука Гёте). Живя в сумасшедшем доме, Юнг записывает монологи больных, которые блуждают по двору лечебницы, словно тени. Он еще не знает, зачем занимается этим, но старательно фиксирует высказывания душевнобольных. Здесь уже проявляется один из будущих принципов юнгианской терапии – Юнг считал, что психотерапевт ничего не должен делать – он лишь должен помочь здоровью проявиться, войдя в резонанс с больной душой и прислушавшись к тому, о чем та говорит. Одним из «подопечных» Юна был больной шизофренией сантехник, который рассказал ему про мистерию солнца. Для непосвященного его рассказ был полной дурью о качающихся фаллосах. Однако, через долгое время после того, как Юнг записал «показания» больного – где-то в 30-е годы ХХ века – в Парижской библиотеке был расшифрован древний египетский папирус. И оказалось, что сумасшедший сантехник практически дословно описал литургию митры, несмотря на то, что исходный папирус не был доступен не то что средствам массовой информации, а даже ученым-египтологам. Юнг делает следующий вывод: сумасшедшие способны проникать в коллективный опыт, неведомый здоровому человеку. На этом же тезисе базируется идея Юнга о существовании коллективного бессознательного, которая сегодня если не принята всеми, то уж точно как минимум узнаваема. В дальнейшем Юнгом отмечено еще множество подобных совпадений, когда высказывания больных находили подтверждение в трудах философов (например, один из шизофреников изложил в своих бредовых мыслях теорию Шопенгауэра).

Диссертация Юнга была посвящена природе оккультных явлений. Его кузина была медиумом, а Юнг проводил с ней эксперименты на тему разговоров с душами умерших. Он же первым провел ассоциативный эксперимент (впоследствии его повторил А. Р. Лурия).

Второй кризис (первый был в пубертате) случился у Юнга, когда он уже был женатым доцентом. Случилось это в 1913 году и продлилось примерно с полтора года. В это время Юнг любил выйти после лекции на берег Базельского озера и раскладывать камешки. И так 1, 5 года. Юнг не прекращал работать, но при этом у него была своя медитативная жизнь. В это же время он писал свою «Красную книгу», где фиксировал свои видения и переживания. Книга оказалась не дописанной – в какой-то момент Юнг просто оборвал ее на последней строчке, закрыл и более не трогал, запретив любую публикацию. Публикация состоялась лишь в 2009 году. Читается очень сложно, но если в нее «въехать»...

С периодом второго кризиса связан один из ярких образов, который Юнг приводил в своих дальнейших воспоминаниях – это были Альпы, по которым стекает кровь и месиво из разорванных человеческих тел. Было это накануне Первой Мировой войны. Подобные видения преследовали Юнга в форме ночных кошмаров, но с началом войны они прекратились. Отсюда произошла юнговская идея об антиципации – о том, что наше коллективное бессознательное способно предвидеть события.

Юнг женился на самой богатой невесте Швейцарии – Эмме Раушенбах, дочери крупного промышленника. В этой связи он никогда не нуждался в деньгах и принимал клиентов там, где было удобно ему самому. Будучи уже женатым человеком, Юнг предпринял два длинных путешествия – одно в Индию, где он встречался с местным гуру, а второе в Африку (Кения) – ему было необходимо иногда «погружаться» в подобный новый опыт. При этом часто он заезжал в такие отдаленные районы, куда и сегодня практически невозможно добраться. В своей работе «Йога и Запад» Юнг писал, что европеец не может быть настоящим йогом, поскольку западное и восточное умонастроения изначально различны – если западное изначально экстравертно, то восточное построено иначе. Европеец может усердно соблюдать все асаны и медитативные практики, но он никогда не сможет достичь той глубины, которая доступна восточным йогам.

Отдельный кусок биографии Юнга связан с фашизмом. У Юнга есть несколько трудов с размышлениями о причинах прихода фашизма. Один из выводов Юнга предполагал, что немцы как нация утратили религиозные символы из-за протестантизма, тогда как в католических странах, для которых характерны многие таинства, такое невозможно в принципе. При этом католическую Италию, с которой собственно и пошел фашизм, Юнг почему-то игнорирует, ища причину возвышения фашизма в кризисе веры. Суть кризиса, по мнению Юнга, заключалась в том, что люди перестали воспринимать религиозные символы именно как религиозные – они превратились в какие-то вырожденные трафареты, социальные правила приличия. Юнг писал, что европейская культура фактически перестала быть христианской, и отсюда все беды, вызванные потерей истинного понимания христианской символики. Юнг полагал, что когда пресекается линия оформления глубин бессознательного в виде религиозных христианских символов, то оживают более древние символы – языческие. А они – более яростные и менее социально адаптированные. На выходе имеем фашизм с его рунами и культом Вотана.

Сам Юнг вполне комфортно жил и работал при режиме Гитлера, за что его нередко обвиняли в коллаборационизме с фашистами. Юнг же объяснял свою позицию так, что он является продолжателем немецкой культуры и несет в себе все грехи немецкой нации – в том числе теневые части немецкой нации. По этой причине он не мог просто уехать – ему нужно было прожить это изнутри. Юнг помогал Фрейду эмигрировать в Англию. Кроме того, по некоторым сведениям, портрет Гитлера соседствовал в кабинете Юнга с портретом Альберта Эйнштейна, что в принципе не очень лояльно для гражданина Третьего Рейха.

Отдельный интересный нюанс из жизни Юнга – его женщины. Женщин у Юнга было две – это его жена Эмма Раушенбах и Тони Вольфф. Обе женщины всю жизнь жили с Юнгом в одном доме. От Раушенбах у него были дети, а Вольфф была его постоянной пассией. Сам Юнг объяснял это дело тем, что у него две Анимы – «белая» и «черная». После смерти Эммы Юнг впал в сильнейшую депрессию и пристроил к их общему дому часовню, где занимался раскладыванием камешков.

Что касается Сабины Шпильрейн, то она была клиенткой Юнга, приехавшей в Германию в состоянии реактивного психоза. Юнг тогда уже был «молодым мужем», но это не помешало ему завести с клиенткой роман. Свечку никто не держал, но принято считать, что Сабину он-таки периодически харассил. Есть мнение, что Шпильрейн соблазнила Юнга, как любая истеричка может легко соблазнить шизоида. Однажды Фрейд жестко отчитал младшего коллегу за то, что тот баловался с клиентками, после чего Юнг внял и, по официальной версии, перестал безобразничать.

В 1903-04 годах Юнг прочитал работу Фрейда «Толкование сновидений» и совершенно в нее влюбился. Он поехал в Вену на встречу с Фрейдом, они встретились в кафе и проговорили почти 18 часов, оставшись в восторге друг от друга. Отношения Фрейда и Юнга рассматривались многими как некие инцестуозные отношения отца и сына. Фрейд сделал Юнга первым президентом психоаналитической фрейдистской ассоциации. Однако впоследствии Юнг оставил свой пост – он написал книгу «Либидо, метаморфозы и символы», в которой принципиально разошелся с Фрейдом в вопросах либидо. Если у Фрейда либидо только сексуально заряженное, то Юнг понимает его более широко – как психическую энергию в целом. В своих воспоминаниях, описывая разрыв с Фрейдом, Юнг писал, что он изначально понимал, что публикация этой книги неизбежно приведет к разрыву с Фрейдом, однако «истина оказалась дороже». Фрейд не простил Юнга. Разрыв оказался очень болезненным. Сам Юнг относился к модификации и развитию своих теоретических изысканий куда более терпимо и благожелательно, чем его старший коллега – он дискутировал, но не рвал человеческих отношений. Фрейдовская же ассоциация предполагает полное принятие его учения, шаг влево-шаг вправо – и вы уже не фрейдист. Джона Боулби вообще посмертно исключили из данной ассоциации за отход от истоков. У юнгианцев все попроще – есть отдельные тенденции и направления, но они вполне гармонизированы друг с другом.

Если сравнивать Фрейда и Юнга, то можно сказать, что Фрейд был человеком сознания и человеком науки – с формально-логической точки зрения его теория построена именно как научная теория. Что касается Юнга, то его учение ближе к мифологической концепции.

Фрейд рассматривает сознание как регулятор всего, что происходит в психике – оно призвано организовывать все хаотичное, непредсказуемое и непонятное. У Юнга же все наоборот: он считал, что человек изначально обладает саморазвивающейся и самобалансирующейся психикой, в которой есть какой-то кусочек сознания, который нарушает этот естественный баланс психики. Сознание привносит в психику некий «крен», и если этот «крен» сильно отличается от нашего общего психического баланса, то он выправляется, потому как бессознательное больше и интенсивнее нашего сознания.

При жизни Юнг активно контактировал со всякого рода мистиками, внимая мистическому опыту, перерабатывая его и выдавая свой мыслительный конструкт. Юнг считал, что эго европейца укреплено христианскими мифологемами. Он крайне негативно относился к такому институту протестантской церкви, как коллективная исповедь, считая, что для того, чтобы коснуться бездн, необходимо индивидуально исповедовать Тень – это и есть истинная исповедь. А коллективная исповедь – это чистая формальность.

Умер Юнг спокойно, в своем доме. До последних лет жизни он достаточно активно писал книги, сохраняя здравое расположение разума.

Годы жизни: 1875 -1961

Родина: Кесвиль (Швейцария)

Карл Густав Юнг — всемирно известный швейцарский психолог и психиатр. Родился 26 июля 1875 в Кесвиле, близ Базеля (Швейцария). Когда ему было четыре года, семья переехала в Базель, где мальчик получил образование.

Юнг занимался биологией, зоологией, палеонтологией и археологией. В 1900 он стал врачом в психиатрической клинике Цюрихского университета, которой руководил Ойген Блейлер, в 1902 — доктором медицины, защитив диссертацию на тему О психологии и патологии в так называемых оккультных феноменах (Zur Psychologie und Pathologie sogenannter okkulter Phnomene).

В том же 1902 Юнг отправился в путешествие за границу, сначала в Париж, где слушал лекции Пьера Жане, а затем в Лондон. В 1903 он женился на Эмме Раушенбах.

Первый результат экспериментальных исследований Юнга, проведенных совместно с Францем Риклиным и другими сотрудниками, появился в 1904 и назывался Диагностические исследования ассоциаций (Diagnostische Assoziationsstudien). Этот труд представлял сбой результат исследований, направленных на обнаружение особых групп подавленных и эмоционально окрашенных психических содержаний, которые Юнг назвал «комплексами». Эта работа принесла ему широкую известность и привела к встрече в 1907 с Фрейдом, в трудах которого по интерпретации сновидений он нашел подтверждение своих идей.

После поездки в 1911 вместе с Фрейдом по Соединенным Штатам с лекциями Юнг отказался как от работы по выпуску «Ежегодника психологических и психопатологических исследований» («Jahrbuch fr psychologische und psychopathologische Forschungen»), основанного Блейлером и Фрейдом, так и от поста президента Международного психоаналитического общества. Юнг сформулировал свою новую позицию в самой известной из его книг — Метаморфозы и символы либидо (Wandlungen und Symbole der Libido, 1912), переизданной в 1952 под названием Символы метаморфоз (Symbole der Wandlungen). На примере фантазий молодой женщины на ранней стадии шизофрении Юнг попытался раскрыть символическое значение содержания бессознательного посредством исторических и мифологических параллелей. Юнг назвал свой подход аналитической психологией (в отличие от «психоанализа» Фрейда и «индивидуальной психологии» Адлера).

В 1909 Юнг отказался от работы в больнице, а в 1913 от чтения лекций в Цюрихском университете, где преподавал с 1905, все больше углубляясь в изучение мифологической и религиозной символики. Этот период длился вплоть до публикации в 1921 труда Психологические типы (Psychologishe Typen). В 1920 Юнг побывал в Тунисе и Алжире, в 1924—1925 изучал индейцев пуэбло в Нью-Мехико и Аризоне, в 1925—1926 — обитателей горы Элгон в Кении. Юнг несколько раз путешествовал по Соединенным Штатам, дважды посетил Индию, последний раз в 1937. Важную роль в его психологических исследованиях сыграли религиозный символизм индуизма и буддизма и учения дзен-буддизма и конфуцианства.

В 1948 для продолжения исследований и обучения аналитиков в Цюрихе был организован Институт Юнга. Его последователи создали Общество аналитической психологии в Англии и различные общества в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а также в ряде европейских стран. Юнг был президентом Швейцарского общества практической психологии, основанного им в 1935. С 1933 по 1942 он вновь преподает в Цюрихе, а с 1944 — в Базеле. С 1933 по 1939 издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt fr Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»). Среди его публикаций — Отношения между Я и бессознательным (Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, 1928), Психология и религия (Psychologie und Religion, 1940), Психология и воспитание (Psychologie und Erziehung, 1946), Образы бессознательного (Gestaltungen des Unbewussten, 1950), Символика духа (Symbolik des Geistes, 1953), Об истоках сознания (Von den Wurzeln des Bewusstseins, 1954).

Аналитическая психология. Центром учения Юнга является представление об «индивидуации». Процесс индивидуации порождается всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души. Поскольку ее подавление ведет к психическим расстройствам, религиозное развитие — неотъемлемый компонент процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцелению). С такой позитивной точки зрения психические нарушения — не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и целостности.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль. Чаще, чем свободные ассоциации, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». Его содержание — это т.н. архетипы, врожденные формы психики, образцы поведения, которые всегда существуют потенциально и при актуализации предстают в виде особых образов. Поскольку типические характеристики, обусловленные принадлежностью к человеческому роду, наличием расовых и национальных признаков, семейных особенностей и веяний времени сочетаются в человеческой душе с уникальными личностными характеристиками, ее естественное функционирование может быть только результатом взаимовлияния этих двух частей бессознательного (индивидуальной и коллективной) и их отношений с царством сознания.

Юнг предложил знаменитую теорию личностных типов, указал на различия между поведением экстравертов и интровертов сообразно отношению каждого из них к окружающему миру.

Интересы Юнга простирались и на области весьма далекие от психологии — средневековую алхимию, йогу и гностицизм, а также парапсихологии. Феномены, не поддающиеся научному объяснению, такие, как телепатия или ясновидение, он называл «синхронистичными» и определял как некие «значимые» совпадения событий внутреннего мира (снов, предчувствий, видений) и реальных внешних событий в настоящем, непосредственном прошлом или будущем, когда причинная связь между ними отсутствует.

________________________

Карл Густав Юнг - знаменитый швейцарский психиатр, внёсший огромный вклад в психотерапию, создатель множества интереснейших и актуальнейших методик. Карл Юнг также является основоположником так называемой аналитической психологии.

Разработал концепцию психотипов. Широко известна теория личности Юнга. Ниже будет рассказано, кто такой Карл Густав Юнг, кратко изложена его биография и основы учения.

Биография

Карл Юнг родился в конце июля 1875 года и скончался летом 1961 года, в возрасте 85 лет. Будущий великий психоаналитик был единственным ребёнком у своих родителей. Мальчик с отличием окончил гимназию, особенно привлекали его естественные науки и культура ушедших цивилизаций. Карл очень хорошо знал латынь, что впоследствии позволило ему достичь больших успехов в медицинской карьере.

Дед и отец Юнга работали докторами, и, возможно, именно поэтому Карл поступил на медицинский факультет в одном из высших учебных заведений Базеля. По завершении обучения он некоторое время подрабатывал в Цюрихе в психиатрической клинике, где был ассистентом у знаменитого психиатра-исследователя Эйгена Блейтера. Год спустя Карл Юнг даже сотрудничал с величайшим психоаналитиком и психологом двадцатого века .

Молодой человек очень быстро достиг статуса одного из первых лиц в движении психоанализа, поскольку он стал первым и самым молодым в истории президентом Международного психоаналитического общества, а также редактором журнала с психологическим контентом, автором множества статей и литературных произведений.

В начале нового столетия Карл Юнг взял в жёны юную Эмму Раушенбах. У пары было пятеро детей: сын Франц и четыре дочери - Агата, Грета, Марианна и Хелена.

В начале двадцатого века Карл порвал с Международной психоаналитической ассоциацией, оставил тогдашний академический психоанализ и начал разрабатывать индивидуальную теорию. Впоследствии работа всей его жизни получила название « », или «юнгианский анализ».

Данная методика комбинирует в себе всё лучшее, что было у Фрейда. Однако психиатр из Швейцарии, в отличие от своего немецкого коллеги, не концентрируется на теме неудовлетворённых сексуальных желаний в качестве базисных потребностей и двигателя всех поступков человека, а предпочитает копать вглубь и вширь, развивая и дорабатывая всё то, что было сказано до него.

С 1935 года Карл Юнг постоянно занимался преподаванием психологии в различных университетах Германии и Швейцарии, писал книги и статьи для известных медицинских изданий.

После смерти он был похоронен на протестантском кладбище маленького швейцарского городка Кюснахт, где жил и работал в последние годы жизни в своей знаменитой Башне.

Что интересно, работы Юнга частенько осуждались христианской церковью, тем не менее сам психолог с детства был глубоко верующим человеком. Над дверью в его доме было выбито известное изречение Эразма Роттердамского, философа и теолога Средневековья: «Призываемый или нет, Бог присутствует всегда».

Основы учения

Идеи Карла Густава Юнга несколько раз претерпевали изменения на протяжении его жизни и профессиональной деятельности. Например, в молодости он придерживался сексистской теории, базирующейся на том, что мужской разум лучше женского, поскольку у мужчины разум преобладает и властвует над чувством. К чести Юнга следует заметить, что в дальнейшем он отказался от данной гипотезы.

Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:

  • Личного бессознательного.
  • Коллективного бессознательного.

Эго - это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.

Личное бессознательное - это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга. Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия... Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.

Коллективное бессознательное, согласно Юнгу, содержит общечеловеческие идеи, страсти и (первообразы). Для большинства людей когда упоминается Юнг, психология бессознательного первой приходит на ум.

Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.

Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.

Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются - женское и мужское начала соответственно. Анима - это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.

В каждом человеке присутствует как анима, так и анимус, причём пропорции не зависят от половой принадлежности, хотя бытующие в социуме стереотипы часто оказывают влияние на развитие и формирование личности. В других культурах эти исконные архетипы нашли воплощение в виде Инь и Ян, Пурушу и Пракрити, Ор и Кли...

Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.

Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).

Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон - это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.

Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.

Обширное изучение подсознания, начатое этим психиатром вслед за Зигмундом Фрейдом, оказало большое влияние на формирование системы эго-состояний . Американский психолог во многом позаимствовал определение подсознания как «чердака», в котором заперты тайные желания, мечты и впечатления человека, у своего американского коллеги. Юнговские разработки в этой области оказали огромное влияние на весь современный психоанализ, трансактный анализ, а также научную психологию.

Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:

  • Мышление.
  • Чувство.
  • Ощущение.
  • Интуиция.

Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии - это ныне невероятно популярная соционика.

Вклад в психологию

Вклад Юнга в современную психологию действительно велик. Тесты на основе соционики проводятся в школах, университетах, а в некоторых западных странах - при приёме на работу. Теория личности Юнга используется даже в американской разведке для подбора кандидатов на особенно сложные и ответственные должности.

Помимо этого великий швейцарец разработал ассоциативный метод Юнга, который сегодня применяется в семейной психологии, в педагогике, а также в диагностике и лечении различных психических заболеваний.

Даже в двадцать первом веке система анализа сновидений используется в психологии и психиатрии, помогая выявлять душевные недуги и старательно забытые проблемы человека.

Карл Густав Юнг по праву считается одним из величайших мыслителей в мировой истории, а его вклад в психологию и психиатрию практически неоценим. Автор: Ирина Шумилова