Неисправности

Рудольф дизель краткая биография. Рудольф Дизель

Рудольф дизель краткая биография. Рудольф Дизель

Среди людей, без открытий и разработок которых научно-технический прогресс в прошлом столетии был бы невозможен, особое место занимает немецкий инженер и изобретатель Рудольф Кристиан Карл Дизель, автор эффективного и экономичного двигателя внутреннего сгорания. Сейчас сложно представить, каков бы был современный мир, если бы этот талантливый изобретатель в далеком 1894 году не представил модель своего двигателя.

И особенно обидно то, что люди, живущие в современном мире, не могут лично выразить свою благодарность одному из его создателей, пусть даже и посмертную. Дело в том, что никто не знает, как окончил свои дни Рудольф Дизель и где покоится его прах. Известно лишь то, что 29 сентября 1913 года изобретатель взошел на борт парома «Дрезден», следующего из Антверпена в Лондон, после чего бесследно исчез.

В 1858 году в семье немецких эми-грантов Теодора и Элис Дизелей, осевших в Париже, появился на свет один из трех детей, которому дали имя Рудольф. Семья в бедности не прозябала – отец, по профессии переплетчик, после знакомства со своей женой – дочкой известных торговцев, смог организовать собственное производство кожгалантереи. Хотя родители к механике никакого отношения и не имели, Рудольфа с самого раннего детства приводили в священный трепет различные машины. Ну а самым любимым местом «паломничества» и своего рода детским университетом стал парижский Музей искусств и ремесел, куда он с завидным постоянством просил родителей сводить его на очередную экскурсию.Однако спокойная и размеренная жизнь мальчика продолжалась лишь до двенадцатилетнего возраста, после чего ему предстояло сразу же окунуться во взрослую жизнь. В 1870 году разгорелась Франко-Прусская война, вследствие чего, понятное дело, жителям Франции с немецким происхождением и немецкой фамилией больше в стране делать было нечего. Семейное предприятие Дизелей было реквизировано, а родители с тремя детьми вынуждены были спасаться бегством в Англию. Оставшись практически без каких-либо средств к существованию и не имея возможности обеспечить своими силами будущее своих детей, родителям пришлось пойти на непростой шаг. На семейном совете было решено, что Рудольфу необходимо отправиться на историческую родину. Благо, не все выглядело так уж и страшно: в Германии у Теодора оставался брат с женой, которые, не имея своих детей, с радостью согласились принять в свою семью их племянника Рудольфа.

Профессор Карл Линде фактически открыл новую дорогу в жизни Дизеля и дал возможность реализоваться как ученого, всячески поддерживая его в исследованиях

И действительно, с Кристофом и Барбарой Барникелями у юноши сложились очень теплые отношения. Рудольф быстро освоился на новом месте, выучив немецкий язык, а благодаря своему спокойному характеру, усидчивости и любознательности быстро завоевал любовь своего дяди, который преподавал математику в местном ремесленном училище. Несмотря на юный возраст племянника, Кристоф общался с Рудольфом на равных, только усиливая его желание заниматься в будущем механикой и техникой. В конце концов, дело дошло до того, что уже через год Дизель написал письмо своим родителям, где заявил, что он уже четко определился со своим будущим – будущим инженера. Родители ничего не имели против – главное для них было то, что их ребенок теперь уже точно знает, как он собирается зарабатывать себе на жизнь.
Как только Рудольф после своего переезда освоился с немецким языком, он сразу же начал посещать Королевское ремесленное училище, где преподавал его дядя. В 1873 году он получил начальное образование, опередив по успеваемости абсолютно всех учеников училища. К этому моменту как раз открыла свои двери новообразованная Индустриальная школа Аугсбурга, куда 15-летний Рудольф незамедлительно подал документы на поступление. А уже через два года, будучи опять-таки самым одаренным студентом школы, он удостаивается чести досрочного поступления в престижный Королевский баварский политехнический институт за государственный счет.

В 1893 году Рудольф Дизель получает свой первый патент, которым закрепляет за собой право собственности на теоретическое обоснование и конструкцию «рационального теплового двигателя»
Естественно, Дизель, находясь на седьмом небе от счастья, с радостью принимает предложение, несмотря на молчаливое недовольство его родителей. Дело в том, что они не предполагали, что увлечение их сыном наукой так затянется и перейдет в теоретическую плоскость. Постоянно нуждающиеся в финансовой помощи, они уже как можно быстрее желали видеть Рудольфа, работающего на каком-нибудь предприятии и зарабатывающего наконец-то деньги. Однако Дизелю удавалось, как говорится, совмещать приятное с полезным. Поскольку уже очень скоро ему была присуждена хорошая стипендия, благодаря которой он не только смог обеспечивать себя сам, но и оказывать финансовую помощь родителям, чему они были чрезвычайно рады. Ну и, кроме того, благодаря своей поразительной трудоспособности и умению планировать рабочее время, Дизель успевал наслаждаться и другими своими любимыми занятиями – чтением и музыкой. Подобные черты личности очень сильно притягивали к Рудольфу людей на протяжении всей его жизни.

Во время учебы в политехническом институте у Дизеля произошла одна из поворотных в его судьбе встреч. Одним из его преподавателей был известный инженер – профессор Карл Линде, занимавшийся разработками холодильного оборудования. В 1879 году Рудольф заболел брюшным тифом и не смог в положенный срок сдать со своим классом экзамен профессору. Вылечившись и ожидая следующей возможности аттестации, Дизель, не теряя зря времени, отправляется набираться опыта в инженерной практике в Швейцарию, где устраивается на работу на машиностроительный завод братьев Шульцер. Через год он вернулся и успешно сдал экзамен Линде, поразив того приобретенными знаниями и опытом. У профессора это был как раз последний год работы в институте, поскольку он решил заниматься прикладными исследованиями в организованной им компании «Хладогенераторы Линде». И, конечно же, он не мог просто так распрощаться со своим способным учеником, пригласив Дизеля к себе на работу, сразу же предоставив ему пост директора…

Самый первый из нескольких опытных образцов двигателя Дизеля, в котором проявились недочеты, которые изобретатель никак не мог предусмотреть при теоретических исследованиях

Законы термодинамики, которые преподавал Линде в институте, полностью захватили сознание Рудольфа. Становясь старше и все чаще философствуя над устройством мира, он справедливо приходил к выводу, что именно они способны изменить все общество. Главную проблему он видел в источнике энергии для производства. Начавшая идти в то время семимильными шагами индустриальная революция держалась исключительно на громадных паровых двигателях, коэффициент полезного действия которых редко превышал десяти процентов. Столь затратное производство лишь удорожало продукцию, а содержать его могли только крупные заводы и фабрики, уничтожая тем самым весь остальной средний и малый бизнес. Поэтому ситуацию могло уравновесить исключительно создание компактного, легко приспосабливаемого под любые условия и производственные нужды источника энергии.

Работа в компании Линде продолжалась десять лет, в течение которой Дизель усовершенствовал изобретенный Линде механический холодильник, принцип действия которого заключался в том, что с помощью механического насоса испарялся и конденсировался хладагент – аммиак. Параллельно, при полной поддержке профессора, он проводил многочисленные опыты по созданию эффективного теплового двигателя, то есть такого механизма, который превращал бы тепло в механическую энергию согласно законам термодинамики. Или, иначе говоря, использовал бы зависимость теплового расширения вещества от температуры.
В 1896 году Рудольф Дизель с гордостью представляет готовый экземпляр своего работоспособного двигателя мощностью 20 л. с., который сегодня экспонируется в Машиностроительном музее в городе Аугсбург

Поначалу, в качестве этого самого вещества или рабочего тела, Дизель пытался применять используемый на производстве холодильников аммиак. А вот топливом выступал своеобразный порошок, получаемый из каменного угля. Ничего удивительного – Германия славится богатейшими залежами данного вида полезного ископаемого. Эксперименты состояли в попытках сжимать в камере рабочее тело таким образом, чтобы при его соединении с топливом создавалась необходимая для воспламенения температура – то есть, без использования свечи зажигания. Однако практика никак не хотела идти параллельно с теорией – всевозможные вариации с изменениями физических условий никак не приводили к сколь-нибудь значимому перевесу над существовавшими малоэффективными паровыми двигателями.

Более того, в один из таких экспериментов произошел взрыв машины, что чуть не привело к фатальным последствиям. Дизелю пришлось провести много месяцев в госпитале, а со зрением у него остались проблемы на всю жизнь. После того как здоровье пошло на поправку, в конце 1880-х годов Линде приглашает Рудольфа возглавить отделение его компании в Берлине, а также принять участие в некоторых коммерческих проектах. Дизель, уже обзаведшийся к тому времени женой и тремя детьми, дает свое согласие, однако его мыслями полностью овладела недавно зародившаяся идея…

Рудольф Дизель на презентации своего двигателя в 1896 году в окружении ведущих ученых и инженеров Германии

Как-то Дизель, неожиданно даже для самого себя, открыл удивительную вещь. В руки ему попалась пневматическая зажигалка для прикуривания сигар. В небольшой стеклянной трубке был заключен прут – фитиль, который используется при высекании огня. С помощью поршня воздух в трубке сжимался, и фитиль начинал накаляться. Можно сказать, что данный механизм запалил также и все сознание изобретателя. Оказывается, все просто: надо хорошенько сжать воздух, который вследствие этого нагреется до нужной температуры, и после этого соединить с топливом, которое и будет воспламеняться.

Переехав в Берлин, Дизель сразу же берется за осуществление своей идеи, и в 1893 году получает свой первый патент, которым закрепил за собой право собственности на “рациональный тепловой двигатель”. Также следом он издает книгу, где детально описывает теоретическое обоснование и конструкцию «рационального теплового двигателя». К слову, поначалу Дизель называл изобретенную силовую установку «атмосферным газовым двигателем», однако данное определение не прижилось, превратившись позже просто в фамилию изобретателя. Через некоторое время Рудольф покидает компанию Линде и организовывает собственное предприятие. И в течение следующих трех лет он изготавливает несколько опытных образцов, постепенно совершенствуя их и исправляя недочеты, которые он никак не мог предусмотреть при теоретических исследованиях.

К началу ХХ века своим упорством в достижении поставленной цели Рудольф Дизель сделал богатым не только себя, но и свою жену и троих детей

В конечном счете, в канун нового 1897 года, Дизель с гордостью представляет экземпляр своего работоспособного двигателя. Он представлял собой трехметровый железный цилиндр, в котором поршень двигал маховик. Развиваемая мощность достигала 20 л. с., а коэффициент полезного действия составлял почти 30%. Конечно, это не были заявленные в теоретических расчетах 75%, но это не играло абсолютно никакой роли, поскольку в любом случае данному изобретению по своей эффективности равных не было. Двигатель Дизеля проработал беспрерывно более полумесяца, наконец-то став осязаемым трофеем многолетних поисков конструктора. Правда, идее Рудольфа о том, что его источник энергии поможет стать на ноги мелкому производителю, поначалу не суждено было осуществиться. За сенсацией уходящего XIX века в очередь становились представители большого бизнеса.К 40-летию Рудольфа произошло то, о чем, собственно, больше всего мечтали его родители, – он стал богатым, очень богатым. Лицензии на производство двигателей десятками продавались немецким и зарубежным фабрикантам, судостроителям и производителям оборудования для электростанций и водяных насосов, а суммы, которые выкладывали компании, достигали миллиона долларов США. Собственно, теперь на любом производстве установка паровых двигателей считалась дурным тоном, поскольку моторы Дизеля были как минимум в четыре раза экономичнее.

Рудольф Дизель получил известность на весь мир, став на один уровень с известнейшими людьми начала ХХ века (на фото – вместе с Томасом Эдисоном)

Тем более, был решен вопрос с применяемым топливом. Угольная пыль, которую поначалу хотел использовать Дизель, была исключена, поскольку из-за своих высоких абразивных качеств быстро изнашивала двигатели. А последовавший за ней дорогой керосин с успехом удалось заменить более дешевой нефтью. Хотя стоит отметить, что изобретатель до последнего надеялся, что в качестве топлива будет выступать также продукция сельского хозяйства, ведь он по-прежнему считал, что его двигатель должен работать на благо всех стран, вне зависимости от наличия запасов природных полезных ископаемых. Впрочем, необходимо сказать, что именно нефть и стала причиной нападок на Дизеля со стороны конкурентов-изобретателей и консервативных кругов Германии. Ведь изначально декларировалось как раз использование угольной пыли в качестве топлива, коими богата страна. Понятно, что для самих немецких производителей нефть, которую приходилось импортировать, обходилась дороже. Как предполагают исследователи, это и стало бомбой замедленного действия в жизни Дизеля…
Кроме производств и электростанций, двигатели широко начали применять и на транспорте. Первыми обзавелись ими корабли, которым не нужны теперь были десятки кочегаров, а дальность плавания кораблей значительно увеличивалась. После их начали устанавливать на локомотивы. Примечательно, что первой компанией, сделавшей это, стал швейцарский машиностроительный завод братьев Шульцер, на котором когда-то проходил практику Дизель, а полученный там производственный опыт фактически позволил ему начать постепенную реализацию своей мечты вместе с профессором Линде. Позже появились «дизель-трамваи»… в очереди была набирающая сумасшедшие обороты автомобильная промышленность.

Немецкое общество не забывает о том, кем приходится ему Рудольф Дизель, увековечивая память о великом изобретателе даже на почтовых марках

В середине 1900-х годов Дизель лично начал экспериментировать с постройкой компактного двигателя, который можно было бы установить на автомобиль. К сожалению, его желание сильно опережало время. В стремлении уменьшить массу силового агрегата, чтобы он мог составить конкуренцию бензиновым моторам в своей эффективности и экономичности, пропорционально падала его надежность. Поэтому многочисленные испытания приводили лишь к провалу. Рудольф очень переживал по этому поводу, поскольку у него появилось новое поле для деятельности, а добиться успеха на этом поприще ему никак не удавалось. В конце концов, ему пришлось отказаться от этой идеи, успешная реализация которой появится только спустя одиннадцать лет после смерти Дизеля…

Сама же жизнь конструктора после внедрения в жизнь его творения сильно изменилась. Практически свалившееся с неба огромное состояние и слава что-то ломают в нем – Рудольф перестает на-прямую участвовать в дальнейших работах по модернизации своих двигателей. Он окунается в мир коммерции, однако, как часто это бывает, изобретатель и коммерсант не могут уживаться в одном человеке, а потому все его предприятия ждет незавидная участь банкрота. Как уже упоминалось, в родной стране Дизеля не сильно жаловали, зато заграницей его встречали со всем уважением, приличествующим высокопоставленной особе – светские приемы, рауты, лекции «имени себя», а также самые заманчивые предложения о сотрудничестве. Однако такие перепады между дружелюбностью и неприязнью сильно сказывались на душевном равновесии Рудольфа. Из спокойного, уравновешенного человека он превратился в дерганую и подозрительную особу. В какой-то момент жена чуть ли не насильно отвела его к психиатру. Его поступки своей нехарактерностью сильно удивляли близких, впрочем, дальнейшие события показывают, что он как будто о чем-то догадывался.

В 1953 году Немецкой ассоциацией изобретателей была учреждена Золотая медаль Рудольфа Дизеля, которая вручается за изобретения, которые внесли значительный вклад в развитие экономики и предпринимательства

В начале 1910-х годов немецкие угольные магнаты готовятся нанести по Дизелю и его двигателям сокрушительный удар – за несколько лет с момента всемирного распространения его изобретения нефть подорожала почти в два раза, а «национальное» полезное ископаемое стремительно теряло свои позиции. «Обвинения» в некомпетентности и технических просчетах в своей книге должен был донести до общественности один щедро спонсируемый немецкий профессор. Об этом тайно рассказал Рудольфу знакомый, работавший в издательстве, которое занималось выпуском этой книги. Будучи исключительно ученым человеком, абсолютно не умевшим вести бои в политических «разборках», Дизель понимал, что не сможет отстоять свои позиции, что повлечет за собой крах его карьеры и дело всей его жизни.

Буквально за год до смерти Рудольф полностью изменился. Кроме ожидаемого «разоблачения», случился еще один удар – многомиллионного состояния более не существовало, причиной чему стали неоправданные коммерческие игры и начавшийся экономический кризис. На оставшиеся деньги Дизель вместе с женой начинает совершать вояжи из страны в страну, посещая старых друзей, знакомых, учителей, которые позже отмечали, что все общение сводилось к благодарности за все и прощанию… А в начале осени 1913 года Рудольф получает приглашение от английского Королевского автомобильного клуба провести несколько лекций. Изобретатель начинает готовиться к поездке…
Начал он с того, что пригласил своего старшего сына заехать в гости в родительский дом, оставшийся без прислуги. Там он, как бы случайно, показывал, где что лежит, какие документы и где их можно найти «в случае чего». Как позже вспоминал сын, у него в горле стоял комок, а предчувствие беды усиливала картина сожженных в камине бумаг, что было абсолютно не характерно для отца. А через некоторое время Дизель вручил жене чемодан и строжайше приказал ни в коем случае не открывать его до начала октября. Позже жена обнаружит в нем двадцать тысяч марок…

Так как же пропал Дизель?

Дело было так: незадолго до этого случая Дизель получил приглашение прибыть в Англию для того, чтобы торжественно открыть новый завод одной из британских компаний, которая производила его двигатели. Те, кто виделся с ним перед отъездом, утверждали, что инженер был в приподнятом настроении - великий изобретатель, хоть и обладал множеством патентов, не был хорошим бизнесменом, и к 1913 году находился на грани разорения (чему, кстати, способствовал начинающийся экономический кризис). Открытие же в Англии нового завода могло поправить его финансовые дела.

Более того, некоторые знакомые Дизеля позже вспоминали, что будто бы он говорил им, что приглашение ему прислал лично Уинстон Черчилль, который в то время уже возглавлял Адмиралтейство. Энергичный герцог Мальборо собирался перестроить весь английский флот, и изобретатель якобы нужен был ему в качестве технического консультанта. Так это или нет - сказать сложно, поскольку Черчилль никогда никому не говорил о желании встретиться с Дизелем.

Еще одна странность заключается в том, что… до сих пор нет надежных доказательств того, что именно Рудольф Дизель, а не похожий на него человек взошел в тот день по трапу парома «Дрезден». Как это не странно, но имени изобретателя не оказалось в списках его пассажиров. Поэтому версия о том, что это все-таки был он, основывается лишь на свидетельских показаниях инженеров Георга Грейса и Альфреда Люкмана, которые направлялись в Англию вместе с Дизелем, а также корабельного стюарда.

Грейс и Люкман рассказали, что после отплытия Дизель пригласил их погулять на палубе, а после все трое спустились в кают-компанию поужинать. Во время еды изобретатель был очень оживлен, постоянно рассказывал о новых предполагаемых модификациях своего двигателя, а также о радужных перспективах сотрудничества с британцами.

Около 10 часов вечера Рудольф Дизель наконец-то раскланялся со своими коллегами, после чего спустился к себе в каюту. Перед тем, как открыть дверь, он остановил стюарда и попросил разбудить его утром ровно в 6.15. Больше изобретателя никто не видел. Утром, когда его хватились и взломали дверь каюты, выяснилось, что Дизель вынул из чемодана пижаму и разложил ее на постели, а также извлек из кармана часы, завел их и повесил на стенку рядом с койкой.

Дальнейшие опросы показали, что никто в ту ночь не видел, чтобы изобретатель выходил из своей каюты. Иллюминатор тоже оказался закрыт. Это обстоятельство делало весьма уязвимой исходную версию полиции о самоубийстве - служители закона предположили, что психика Дизеля, который был мнительным человеком, не выдержала тяжелых предчувствий о неминуемом банкротстве, и он просто утопился. Однако каким образом самоубийца, вылезая из иллюминатора, смог закрыть его за собой, причем изнутри?

Также следователям показалось весьма странным, что человек, собравшийся свести счеты с жизнью, предусмотрительно заводит часы, а также просит стюарда разбудить его точно в указанное время. Предсмертной записки, кстати, в каюте тоже не нашли. Более того, показания Грейса и Люкмана свидетельствовали о том, что изобретатель весь вечер находился в прекрасном настроении. А после ужина, как было установлено, Дизель кроме стюарда ни с кем не общался.

Другая версия, которую выдвинуло следствие, говорила о том, что, возможно, Дизель ночью вышел погулять, встал у борта, и тут у него вдруг случился сердечный приступ. Несчастный оказался за бортом и даже не смог позвать на помощь. В пользу этой версии говорило то, что плащ и шляпу изобретателя утром нашли именно на палубе. Однако аргументы против были куда весомее: высота бортов «Дрездена» составляла более полутора метров, и через них с трудом мог перелезть даже здоровый человек. Кроме того, родные, друзья и личный врач Дизеля как один заявляли, что проблем с сердцем у изобретателя никогда не было.

Также было высказано предположение, что изобретателя могли убить - например, по заданию конкурирующих фирм, выпускавших бензиновые карбюраторные двигатели (изобретение Дизеля, работавшее на дешевых мазуте и солярке и более безопаснее, отнимало у них значительный сегмент рынка). Или же к убийству приложили руку спецслужбы кайзеровской Германии, которым вовсе не хотелось, чтобы в канун возможной войны британцы, их потенциальные противники, модернизировали флот. Однако кто в таком случае был убийцей?

Напомним, что Дизель общался в тот вечер лишь с тремя людьми - Грейсом и Люкманом и стюардом. У все них оказалось стопроцентное алиби, подтвержденное многими другими людьми. А больше о том, что на пароме едет великий изобретатель, как выяснилось позже, никто из пассажиров и членов команды не знал - имени-то в списках не было! Кроме того, необходимо было найти тело и обследовать его на предмет возможности насильственной смерти, поскольку изучение каюты, коридора и палубы не дало никаких улик, по которым можно было бы заподозрить убийство.

Забегая вперед, скажем, что тело так и не было найдено. Правда, чуть позже несколько бельгийских рыбаков рассказали полиции о том, что ранним утром 30 сентября 1913 года они, выйдя на промысел, выловили в устье реки Шельды тело хорошо одетого господина. Посовещавшись, рыбаки решили отвезти его в Гент, однако им помешал внезапно налетевший шторм. Решив, что духи моря разгневались из-за того, что они отняли у стихии ее законную добычу, рыбаки бросили тело обратно в волны.

Однако перед этим с пальца утопленника было сняты два кольца, которое шкипер и передал полиции. Эти кольца были предъявлены сыну изобретателя, который признал, что они очень похожи на те, что носил его отец. Однако на них не было никаких гравировок, по которым можно было точно определить владельца (одно было обручальным, другое - перстнем с камнем, но без имени хозяина). Ювелир, у которого Дизель покупал этот перстень, признал свою работу, однако заметил, что похожие кольца у него заказывали многие.

Итак, как видите, утверждать наверняка, что выловленный бельгийскими рыбаками утопленник при жизни был изобретателем дизельного двигателя, нельзя. Поэтому до сих пор никто не знает, где покоятся останки Рудольфа Дизеля. Да и обстоятельства его исчезновения за прошедшие без малого сотню лет не стали более отчетливыми. В германской полиции изобретатель до сих пор числится как пропавший без вести.

Что касается версии убийства Дизеля конкурентами или спецслужбами, то она, как и все гипотезы, относящие к так называемой «теории заговоров», имеет один типичный недостаток. Совершенно непонятно, зачем нужно было убивать изобретателя, чье «детище» уже давно производилось на всех заводах мира, в том числе и на британских. Устройство двигателя было известно тысячам инженеров и техников, которые сами могли и собрать его, и, если нужно, усовершенствовать (кстати, именно с их помощью Черчилль все-таки смог произвести модернизацию английского флота). Убивать Дизеля имело смысл лишь до того, как двигатель поступил в серийное производство.

Кроме того, сложно заподозрить наемных убийц или сотрудников спецслужб в столь вопиющем непрофессионализме - ведь получается, что человека устранили так, что на следующий день весь мир узнал об этом. Зачем нужно было разыгрывать весь этот нелепый спектакль? Куда проще было убить Дизеля перед посадкой на «Дрезден» и сделать так, что бы его тело нашли в портовых трущобах со следами ограбления. Тогда никто бы не усомнился, что изобретатель стал жертвой собственной неосмотрительности - ведь о грабителях антверпенского порта ходила самая дурная слава.

Вообще, если внимательно изучить некоторые детали этой истории, то выясниться, что исчезновение Дизеля в первую очередь было выгодно… самому Дизелю. Его финансовые дела в тот момент действительно были в плачевном состоянии, все шло к суду и долговой тюрьме. Может быть, гениальный изобретатель просто решил скрыться от кредиторов таким интересным способом? То есть на самом деле он не поднимался ни на какой паром (поэтому-то его имени и не было в списках), не ужинал с друзьями и не просил стюарда разбудить его. Он заранее обговорил показания с друзьями, а стюарда вполне могли подкупить.

Это объясняет и то, что кроме этих троих, никто не помнил о том, что Дизель присутствовал на пароме (за ужином прислуживал все тот же стюард) - и еще одну непонятную вещь. Дело в том, что в каюте изобретателя не обнаружили ни одного предмета, про который с уверенностью можно было сказать, что он принадлежал Рудольфу Дизелю - ни документов, ни бумажника, ни записной книжки, ни чертежей. Найденные часы были без имени владельца, плащ и шляпа - тоже. О том, что это вещи Дизеля, известно лишь из показаний Грейса и Люкмана - ну а цена им, если следовать данной версии, весьма невысока.

Есть еще один интересный момент - после исчезновения изобретателя его семья смогла справиться с финансовыми затруднениями и отдать долги. После его родные говорили, что продали некоторые патенты изобретателя. Однако, если вспомнить, что за них в то время шла ожесточенная судебная война, вряд ли бы кто-то купил их за высокую цену. Так откуда же взялись средства у семьи, потерявшей кормильца?

Итак, если собрать все факты воедино, то получается, что великий изробретатель вполне мог инсценировать собственное исчезновение. Он распустил слухи о том, что отправляется в Англию, проинструктировал двух своих знакомых, которые действительно туда ехали, о том, как надо себя вести, а они, в свою очередь, подкупили стюарда. Последний принес несколько вещей в пустую каюту, оставил на палубе шляпу и плащ, а потом заявил об исчезновении пассажира.

И хотя позже многие говорили о том, что вечером видели в компании Грейса и Люкмана третьего пассажира, но никто (кроме, опять-таки, стюарда) не знал, кто это. То есть, возможно, на судне был какой-то третий знакомый изобретателя, который «исполнял» роль Дизеля, а потом просто ушел на дно и показаний полиции не давал. Что касается находки бельгийских рыбаков, то кольца опознал сын Дизеля - а он явно был посвящен в планы своего отца. На самом деле, они могли принадлежать кому угодно - и совсем не факт, что их владельца выловили из моря 30 сентября, а не раньше.

Не исключено также, что позже Дизель под чужим именем уехал в какую-нибудь страну и устроился инженером на одном из своих заводов. Возможно, он обосновался в России - с нашей страной изобретателя связывали давние деловые отношения. И когда он помог своей семье расплатиться с долгами, то, скорее всего, продолжил трудиться над усовершенствованием своего двигателя - но уже под другой фамилией.

А вот смотрите, что вам еще сообщу почти

Hемецкий изобретатель, создатель двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Родился в Париже в бедной немецкой семье. Учился в Аугсбургском реальном училище и Мюнхенской высшей технической школе. Начал карьеру практикантом на машиностроительном заводе в Винтенбурге. Много работал над теорией и практическим применением ДВС. В 1893 г. вышел в свет первый печатный труд Дизеля – “Теория и конструкция рационального теплового двигателя, призванного заменить тепловую машину и другие, действующие в настоящее время двигатели”.
Годом позже получил патент на двигатель, работавший на угольной пыли. Однако при его изготовлении пришлось сделать довольно серьезные отступления от конструкции, описанной в патенте. Угольная пыль была заменена на жидкое топливо. Официальное признание новинки состоялось только в 1897 г.
Изобретатель стал знаменитым, его приветствовал съезд “Общества немецких инженеров”. В дальнейшем Рудольф Дизель приложил много сил и энергии к усовершенствованию конструкции своего изобретения. Продал патенты во Францию, Великобританию и ряд других стран, его двигатель выпускали по всему миру, включая США и Россию.
Поначалу двигатели Дизеля использовали только в качестве стационарных, промышленных и судовых. На автомобилях их применили уже после таинственной смерти изобретателя 29 сентября 1913 г.
Имя Рудольфа Дизеля увековечено в “Зале автомобильной славы” (Automotive Hall of Fame) в Детройте.


Первый двигатель Дизеля, 1893 г.


Первый двигатель Дизеля с воспламением от сжатия, 1897 г.


Первый дизельный двигатель на грузовике “Мерседес-Бенц”, 1923 г.


Основатель собственного первого в мире завода по производству дизельных двигателей.

Рудольф Дизель родился 18 марта 1858 года в городе Париж, Франция. Мальчик появился на свет в семье переплетчика книг. Обучался в Германии, закончил училище, а затем Аугсбургскую политехническую школу. После этого приглашен в Мюнхенскую Высшую техническую школу, которую в 1880 году блестяще окончил, сдав выпускные экзамены с лучшими результатами с начала ее существования.

Вскоре, 27 февраля 1892 года Дизель подал заявку на получение патента на «новый рациональный тепловой двигатель». Через год получил патент под названием «Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу» в берлинском патентном бюро.

С 1893 года Дизель вел разработки нового двигателя на Аугсбургском машиностроительном заводе при финансовом участии компаний Фридриха Круппа и братьев Зульцер. Первый функционирующий двигатель создан Дизелем там же в 1897 году. Мощность двигателя составляла 20 лошадиных сил при 172 оборотах в минуту. Коэффициент полезного действия составлял 26,2% при весе 5 тонн, что намного превосходило существующие двигатели Отто с КПД 20% и судовые паровые турбины с КПД 12%. Это вызвало немедленный интерес промышленности. Двигатель Дизеля сразу же нашел применение и по достоинству оценен во многих странах.

Дизель открыл собственный первый в мире завод по производству дизельных двигателей 1 января 1898 года. Работа шла успешно. Первый корабль с дизельным двигателем построен в 1903 году. Через пять лет построен первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе.

Многочисленные патентные процессы подорвали здоровье Рудольфа Дизеля. Мужчина лечился в санатории Нойвиттельсбах. Кроме того финансовое состояние его дел оказалось совсем неудовлетворительным. Дизель не был хорошим бизнесменом. А финансовый кризис 1913 года привел к его полному банкротству.

Рудольф Дизель 29 сентября 1913 года отправился из Антверпена на борту парома «Дрезден» в Лондон на открытие нового завода одной из компаний, которая производила двигатели его конструкции. После того, как вечером отправился в свою каюту, его больше никто не видел. На следующий день бельгийские рыбаки выловили в море тело хорошо одетого мужчины. Из-за начавшейся бури они не смогли доставить утопленника в порт, и сбросили тело в море, предварительно сняв с него перстни.

По морскому обычаю тело оставили в воде. Сын Рудольфа Дизеля опознал кольца, как принадлежащие его отцу. Выдвигались версии о самоубийстве или убийстве Дизеля. Точные обстоятельства его смерти так и не были выяснены.

Награды Рудольфа Дизеля

Медаль Эллиота Крессона (1901)

Память о Рудольфе Дизеле

В 1953 году Немецкой ассоциацией изобретателей учреждена Золотая медаль Рудольфа Дизеля, которая вручается за изобретения, которые внесли значительный вклад в развитие экономики и предпринимательства

Не многие учёные и инженеры добиваются своей деятельностью того, чтобы их фамилия писалась с маленькой буквы. Это происходит тогда, когда плоды их творчества, связанные с именем автора получают такое распространение, что люди постепенно забывают, что название предмета связано с конкретной фамилией. Многие современные люди, произнося распространённое слово «дизель» никак не связывают этот тип двигателя внутреннего сгорания с конкретным человеком. Действительно, дизель – это двигатель внутреннего сгорания, а его автор Рудольф Дизель (1858 – 1913) – знаменитый немецкий конструктор, увековечивший свою фамилию изобретенным им совершенно оригинальной конструкцией силового агрегата, получившего распространение не меньшее, чем обычные, карбюраторные двигатели внутреннего сгорания.

Рудольф Дизель получил добротное техническое образование, в начале в реальном училище, где был самым лучшим, а затем высшей политехнической школе г. Мюнхена. Талант Рудольфа и его феноменальная работоспособность были замечены профессором от термодинамики Карлом фон Линде, который занимался теорией тепловых двигателей и изобрёл на основании своих разработок «холодильник Линде». Профессор пригласил Дизеля на работу в должности директора парижского филиала своей фирмы, которая занималась, помимо прочего, усовершенствованием только что появившихся двигателей Николауса Авгута Отто. Дизелю было поручено заниматься абсорбционными двигателями, работающие на аммиаке. В свободное от основных занятий время, Дизель изобретал микро моторчики для швейных машин и гигантские силовые агрегаты, использующие солнечную энергию. Но мечтой юного Дизеля было создать такой двигатель, который бы переплюнул по КПД и удельной мощности лучшие образцы паровиков.

Рудольф Дизель к своей цели пошёл не совсем типичным для того времени путём. Большинство конструкторов поступало старым проверенным способом. Строили опытный образец и методом многочисленных модернизаций доводили его до относительного совершенства. Рудольф же за советами обратился к трактату «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу» незабвенного Сади Карно. По учению Карно двигатель с максимально возможным КПД можно получить, увеличивая температуру рабочего тела быстрым сжатием. Когда же топливо вспыхнет, то желательно температуру продуктов сгорания некоторое время оставлять неизменной. Такое возможно только при одновременном сгорании топлива и расширении нагреваемых продуктов горения.

В 1890 г. Дизель переехал в Берлин, где его осенило, как можно исполнить в современных двигателях завещание великого Карно: «Нужно вместо аммиака взять сжатый горячий воздух, впрыснуть в него распыленное топливо одновременно со сгоранием расширить его так, чтобы возможно больше тепла использовать для полезной работы». Вот как полезно читать классиков, имея за плечами приличное инженерное образование. Оформив свои мысли в виде соответствующих слов, в 1892 г. Дизель получает патент на новый тип двигателя внутреннего сгорания и публикует его описание (рис. 3.133). Рудольф понимал будущую значимость своего изобретения: «Моя идея, настолько опережает все, что создано в данной области до сих пор, что можно смело сказать – я первый в этом новом и наиважнейшем разделе техники на нашем маленьком земном шарике! Я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!».

Конструкция двигателя Рудольфа Дизеля, подкреплённая им же разработанной теорией вызвала у специалистов живой интерес. Как водится, все, ознакомившиеся с опусами Дизеля, разделились на два непримиримых лагеря. Одни в идею верили, а другие, не менее авторитетные, считали её теоретически красивой, но, несбыточной мечтой. Для примирения нужен был работающий образец двигателя. В течение 1893 г в г. Аугсбург под патронажем самого Дизеля были построены четыре варианта двигателей, из которых только последние два оказались работоспособными. Первый двигатель должен был использовать в качестве топлива мелкодисперсные частицы каменного угля, второй – светильный газ, а третий и четвёртый – жидкое топливо. В феврале 1895 г. наконец появляется вполне работоспособный образец двигателя, в конструкции которого было водяное охлаждение и жидкое топливо впрыскивалось сжатым воздухом. Интересно, что водяное охлаждение, вынужденно использованное в конструкции, было Дизелем очень изящно теоретически оправдано в докладе на съезде Союза германских инженеров: «Обращаю внимание на то, что эта машина работала без водяной рубашки и что, таким образом, была доказана возможность работать без водяного охлаждения, предусмотренная теоретически. По практическим соображениям при дальнейших выполнениях машины была применена водяная охлаждающая рубашка, которая главным образом дает возможность получать при тех же размерах цилиндра большую работу. На основании большого опыта, приобретенного на испытаниях, для меня стало совершенно ясно, что точка зрения, будто водяная рубашка при двигателях внутреннего сгорания является главным препятствием для достижения более высокой отдачи, – неправильна».

Официальные испытания аппарата (рис. 3.34) прошли в 1897 г. под руководством профессора М. Шретера. Двигатель конструкции инженера Р. Дизеля при расходе керосина 0,24 кг/л.с. достиг эффективного КПД n ~ 0,26. В те времена такого КПД не имел ни один из эксплуатирующихся двигателей. Работа мотора Р. Дизеля проходила тоже за традиционные четыре такта.

1. Такт впуска. При движении поршня в цилиндре образуется разряжение и через воздушный фильтрв его полость поступает атмосферный воздух. При этом впускной клапан открыт.

2. Такт сжатия. Поршень движется, сжимая поступивший воздух. Для надежного воспламенения топлива необходимо, чтобы температура сжатого воздуха была выше температуры самовоспламенения топлива. Впускной и выпускной клапаны при этом закрыты.

3. Такт расширения (или рабочий ход). Впрыснутое в конце такта сжатия топливо, перемешиваясь с нагретым воздухом, воспламеняется, начинается процесс сгорания с быстрым повышением температуры и

давления. В этот момент оба клапана закрыты. Под действием давления газов поршень перемещается, тем самым совершая полезную работу.

4. Такт выпуска. Поршень перемещается вверх, выталкивая в выпускной коллектор отработанные газы, температура которых снижается.

После завершения последнего такта рабочий цикл повторяется заново, в той же самой последовательности.

Следует отметить, что работа реального дизеля не соответствовала схеме, заявленной в патенте. Дизель заявлял постоянство температуры, так хотелось, а протекал процесс при постоянном давлении. Тем не менее, первый практический дизель был создан в Аугсбурге в 1897 г. Одноцилиндровый агрегат с диаметром поршня 250 мм делал 172 об/мин и развивал мощность около 20 л.с., расходуя 0,258 кг сырой нефтина 1 л.с в час. КПД двигателя составил n ~ 0,26, что было практически в два раза больше, чем у лучших образцов паровых машин. В 1989 г. Рудольф Дизель продемонстрировал возможности своего детища на технической выставке в Мюнхене, после чего за лицензиями на производство двигателей новой конструкции предприимчивые промышленники стали в очередь. А далее случился скандал, потому, что построенные на разных заводах дизели не работали. В Германии репутация Дизеля стремительно сходила на нет. А дело оказалось в том, что все кто брался за изготовление дизельных двигателей, не располагали соответствующим станочным парком. Детали новых моторов необходимо было изготавливать с большей точностью, чем аналогичные комплектующие паровиков. Кроме того особые требования предъявлялись к материалам, они должны были быть термостойкими. Вместе с тем, за пределами Германии, были люди, готовые преодолеть технические и технологические трудности производства. Так, например, небезызвестный Нобель, ознакомившись с проектом Дизеля, переориентировал свой петербургский машиностроительный завод на производство двигателей нового типа.

При непосредственном участии Альфреда Нобеля двигатель, принятый к производству был модернизирован системой внутреннего смесеобразования и в 1900 г. начал выпускаться. За год было построено 7 дизелей мощностью 30 и 40 л. с. Двигатели работали исправно. Нобель наращивал производство. К 1912 г. на заводе работало более 1000 рабочих, которые вместе с инженерно-техническим персоналом выпускали 300 силовых агрегатов в год. Двигатели «Русского дизеля» исправно крутили динамо-машины нескольких петербургских электростанций, приводили в движение насосы водозаборных станций и освещали Невский проспект.

В 1912 г. в американском Сент-Луисе случилась научно-практическая конференция, куда был приглашён и Рудольф Дизель с докладом. В частности Дизель развил такую мысль: «Изобретение… никогда не было лишь продуктом творческого воображения: оно представляет собой результат борьбы между отвлеченной мыслью и материальным миром… Изобретателем история техники считает не того, кто с той или иной степенью определенности высказывал раньше подобные же мысли и идеи, а того, кто осуществил свою идею, мелькнувшую, может быть, в уме множества других людей…».

А сказал Дизель это совсем не для красного словца. Если бы вариант двигателя с питанием каменноугольной пылью пошёл бы в серию, то этой сентенции бы не потребовалось. Шла полномасштабная энергетическая война, вернее её очередной всплеск. Воевали угольщики и нефтяники, воевали жестоко и неистово. Вот между этими жерновами и попал Дизель со своим изобретением. В Германии, несмотря на очевидные преимущества нового типа двигателя, его и конструктора организованно травили. Профессор Людерс, нанятый угольщиками, разразился целым фолиантом на 236 стр. в котором «тепловой двигатель высокого сжатия» был представлен, как образец несовершенства, а сам Дизель был обвинён в научной, инженерной и технической безграмотности.

Промышленный шпионаж был развит и вначале XX в. Заказчики снабдили Людерса данными о всех неудачах, произошедших во время испытаний нового двигателя. Естественно, что мелкие конструкторские недоработки были возведены в книге в ранг принципиальных ошибок. Книга была написана в лучших традициях хулительно – разгромного чтива. Выход пасквиля Людерса ожидался в октябре 1913 г., а в ночь с 29 по 30 сентября Рудольф Дизель трагически погибает. Некоторые биографы Дизеля считают, что это было самоубийство. Рудольф Дизель, по их мнению, предвидя новые войны за своё изобретение и пошатнувшиеся экономические дела, решил свести счёты с жизнью, прыгнув с высокого борта парома «Дрезден», который вёз пассажиров через пролив Ламанш из Антверпена в Харвич. Хотя этой версии гибели Дизеля придерживаются далеко не все исследователи биографии великого изобретателя. Вполне обоснованной является версия о расправе над конструктором немецкой разведкой, которой стало известно, что Дизель собрался передать документы на новые образцы двигателей Англичанам. А Европа, как известно, стояла на пороге Первой мировой войны.

Через два дня устье Шельды флиссингенские рыбаки нашли труп хорошо одетого человека . Они подобрали плавающее в воде тело и направились к берегу. Внезапно поднялись ветровые волны. Рыбаки были недалёкими и суеверными людьми, хоть и жили не в Полинезии, в просвещенной Европе. Не раздумывая, они вернули тело волнам, и никто и никогда уже тело Рудольфа дизеля не видел.

Двигатели Рудольфа дизеля получали всё большее распространение по мере совершенствования станочного парка и внедрения новых термостойких материалов. С позиций КПД дизели, по сравнению с карбюраторными, имеют ряд преимуществ. Низкооборотные двигатели большого объёма могут иметь КПД до 0,5. Высокооборотные малогабаритные дизели нашли применение в автомобилях. Лидером в выпуске дизельных автомобилей стал концерн «Мерседес-Бенц», который освоил в 30 годах прошлого века выпуск автомобилей всех классов.

Весьма эффективными оказались дизели и на флоте, особенно на военном и ещё более особенно, на подводном флоте. Попыток создания подводных лодок, как эффективного наступательного и патрульного средства за историю флота было предпринято довольно много, однако лодки стали в первом приближении такими, как хотели моряки и военно-морские стратеги только с появлением на субмаринах дизельных двигателей. Подводный ход лодок обеспечивался электрическими моторами, питаемыми от аккумуляторов. Такая схема движения могла работать ограниченное время, систематически требовалась подзарядка аккумуляторов. Нужна была силовая установка, которая бы крутила электрогенераторы. Как нельзя лучше для этих целей подошли дизели. Лодки прибавили в автономности, особенно при использовании, изобретенного пред последней мировой войной шноркеля (дыхательной трубы для подачи к дизелю воздуха из атмосферы). Подводные лодки могли, как правило ночами, подсвплывать на шноркельную глубину, запускать дизели, подзаряжать на ходу аккумуляторы, а с рассветом снова нырять в пучину и перемещаться глубоко под водой эклектическим ходом. Современные дизельные подлодки создают гораздо меньше шума, чем атомные. Отечественная подводная лодкакласса «Лада» оснащена воздушно- независимым двигателем. Специальные топливные элементы вырабатывают кислород для питания дизелей. Автономность таких лодок возросла до 45 суток. В подводном положении, без всплытия лодка может проходить расстояние до 500 морских миль.

Вообще с определённого момента времени дизельные двигатели, как самые надёжные и достаточно эффективные стали неотъемлемым атрибутом армий и флотов всего мира. В сухопутных войсках у дизельных двигателей, особые заслуги, если можно так сказать о железе, в бронетанковых войсках. Первыми в мировой практике дизельный двигатель БД-2 мощностью 400 л.с. был поставлен на Советский серийный средний танк Т-34, который по итогам XX в. специалистами разных стран был признан лучшим за историю Второй мировой войны. Появление дизеля на танке, кстати, многими специалистами было встречено без особого восторга. Дизель не обеспечивал танку по шоссе скорости в 90 км/час, но со скоростью 40 км/час стальная машина могла двигаться, практически по любой пересечённой местности. и это стало её несомненным достоинством. Кроме того, перед войной при запуске бензиновых танков должен был обязательно присутствовать пожарный наряд. Вспыхивали они часто, питались-то авиационными сортами бензина, да и двигатели стояли на танках почти авиационные. А дизельный танк стал более неуязвим, непосредственное вспыхивание топлива свелось к минимуму. Танк Т-34 (рис. 3.37) стал самым знаменитым военным механизмом, практически во всех городах и посёлках эти танки ставили в качестве памятников. В ноябре 2009 г. на военном параде участвовала целая колонна танков Т-34, некоторые из которых ещё участвовали в боях Великой Отечественной войны. Вот такую уникальную технику умели делать наши отцы и деды. Когда у Уинстона Черчилля после войны спросили, какие виды оружия он считает самыми совершенными, он ответил: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет «Мессершмитт». Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…». Это признание многого стоит. На современном танке Т-90 стоит дизель В-92С2, мощностью 1000 л. с. Танк с таким мотором может двигаться со скоростью 60 – 65 км/час.

Кто такой Рудольф Дизель? Это немецкий инженер, создавший дизельный двигатель. Данное изобретение оказалось очень ценным и перспективным. В наши дни дизель ассоциируется с грузовиками, тракторами, морскими судами и, конечно же, легковыми автомобилями. Сам же изобретатель был удостоен медали Эллиота Крессона за выдающиеся технические и научные достижения. Это очень высокая награда. Её получили 30 лауреатов Нобелевской премии.

Казалось бы, что пользующийся огромным авторитетом изобретатель должен был прожить счастливую и безоблачную жизнь. Но не нужно забывать, что наш мир чрезвычайно непредсказуемый. В нём доминируют алчность, жестокость, сиюминутные корыстные интересы. Именно эти факторы и стали фатальными для увлечённого человека, отдававшего всё своё время развитию технического прогресса.

Роковым для Рудольфа Дизеля стало 29 сентября 1913 года. В указанную дату жизнь изобретателя прервалась. Но по сей день неизвестно: покончил ли он жизнь самоубийством или его убили. Чтобы понять подлинную сущность этого человека, давайте вначале ознакомимся с его краткой биографией, а уж затем рассмотрим хронологию событий трагического дня, ставшего последним для немецкого инженера, создавшего дизельный двигатель.

Краткая биография Рудольфа Дизеля

Полное имя этого человека Рудольф Кристиан Карл Дизель (1858-1913). Родился он в Париже, где его родители, немецкие эмигранты, владели небольшой мастерской по переплёту книг. Доходы от мастерской были небольшие, но стабильные. Однако, как уже говорилось, наш мир чрезвычайно непредсказуем.

В 1870 году началась Франко-прусская война. После упорных боёв и осады Парижа немецкие войска 1 марта 1871 года вошли в столицу Франции. Но семейства Дизелей там уже не было. Они благоразумно переехали в Лондон, а своего 12-летнего сына пристроили в баварском городе Аугсбурге у родственников. Там мальчик поступил в Королевское Земское училище и окончил его с отличием в 1873 году.

После этого стал учащимся Технической школы и так хорошо себя проявил в познании технических наук, что ему предложили продолжить учёбу в Мюнхенском техническом университете. Под это дело выделили стипендию, и юноша согласился. Приобретённые знания не пропали зря. В начале 90-х годов Рудольф Дизель разработал новый тепловой двигатель и запатентовал своё изобретение в начале 1893 года.

В том же году начал претворять своё изобретение в жизнь, работая на Аугсбургском машиностроительном заводе. Финансировали работы молодого изобретателя Фридрих Крупп и братья Зульцер. Первый рабочий двигатель был создан в 1897 году. Его мощность составляла всего 20 л. с. при 172 об/мин, но зато КПД превысил аналогичные показатели двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины. Это был большой успех, и двигатель Дизеля начали применять в некоторых странах. Однако Германия в этом вопросе медлила.

Такая ситуация подтолкнула Рудольфа Дизеля к созданию собственного завода в 1898 году. Но не надо смотреть на этого человека, как на прожжённого дельца. Он плохо разбирался в финансовых вопросах, у него напрочь отсутствовала деловая хватка. Просто изобретателя окружали люди, заинтересованные в больших прибылях. Вот они и взяли на себя все финансовые и организационные вопросы. А талантливый инженер изобретал и получал патенты.

В принципе, дела поначалу пошли не плохо. В 1900 году было открыто дочернее предприятие в Лондоне. В 1903 году на воду спустили первый корабль с дизельным двигателем. В 1908 году появились компактные дизельные двигатели. Ими начали оснащать грузовые автомобили и железнодорожные локомотивы. Но продукция выпускалась в таких малых количествах, что предприятие оказалось нерентабельным.

К 50 годам у изобретателя начались проблемы со здоровьем. А вскоре грянул финансовый кризис и сделал Рудольфа Дизеля банкротом. Германия могла бы помочь финансами своем талантливому инженеру, но, как уже говорилось, немцы чрезвычайно скептически отнеслись к изобретению дизельного двигателя. Впрочем, военные специалисты планировали ставить такие агрегаты на подводные лодки, но не торопились с этим.

А изобретателю нужны были деньги, и он решил поправить своё финансовое положение в Англии. У него имелись абсолютно новые технические разработки, которые должны были кардинально улучшить качество дизельных двигателей. И Рудольф предложил эти технические решения англичанам.

В начале XX века одним из основных видов транспорта были пароходы

Те ухватились за них, так как к этому времени уже построили завод, который должен был массово производить дизельные двигатели. В сентябре 1913 года изобретателя пригласили в Англию. И 29 сентября Рудольф Дизель ступил на палубу парохода «Дрезден», пришвартованного в морском порту бельгийского города Антверпена. Именно с берегов Шельды этот корабль должен был доставить немецкого инженера к берегам Туманного Альбиона.

Хронология последнего дня жизни Рудольфа Дизеля

После того как пароход «Дрезден» отчалил от причала и взял курс на Англию, изобретатель поднялся на верхнюю палубу. Там он завязал разговор с двумя мужчинами вполне респектабельного вида. Их впоследствии допросила полиция. Господа объяснили, что разговор в основном шёл о политике. Все чувствовали, что грядёт большая война, поэтому беседа и вертелась вокруг международных отношений.

Побыв на палубе, троица прошла в ресторан. Там мужчины сели за отдельный столик и поужинали. В 10 часов вечера Рудольф Дизель попрощался с новыми знакомыми и прошёл в свою каюту. По пути встретил стюарда и попросил разбудить его в 6 часов 15 минут.

В каюте инженер раскрыл чемодан, вынул из него пижаму и аккуратно разложил её на постели. Возле койки на тумбочку положил свои карманные часы. Всё это позже установило следствие, осмотрев каюту. Но на этом, собственно, вся информация о последнем дне жизни изобретателя дизеля и заканчивается. Неизвестно, что он делал после того, как положил часы на тумбочку.

Ранним утром в 6 часов 15 минут стюард постучал в каюту пассажира. Но никакого ответа не получил. Тогда служащий стал стучать громче. Но ответом ему была тишина. Что оставалось делать стюарду? Он вынул из кармана связку ключей и открыл злополучную каюту. Когда вошёл в неё, то обнаружил, что пассажира нет. На нетронутой постели лежала аккуратно расправленная пижама, а на тумбочке в свете восходящего солнца поблёскивали карманные часы. Нетрудно было догадаться, что в каюте никто не ночевал.

Следствие и версии

О пропаже пассажира стюард доложил капитану, и на судне объявили тревогу. Вскоре кто-то из членов команды нашёл на палубе шляпу и плащ. Стюард сказал, что эти вещи очень похожи на те, которые были на Рудольфе Дизеле. Опросили всех, кто нёс ночную вахту, но люди ничего не видели и не слышали. Дальнейшее расследование было передано в руки английской полиции.

Следователи взошли на пароход, когда он пришвартовался, и попытались воссоздать картину прошлой ночи. Опросили всех пассажиров и членов экипажа. Особое внимание уделили двух господам, беседовавшим и ужинавшим с изобретателем. Тщательно допросили стюарда. Но всё это не дало никаких результатов.

Была выдвинута версия, что немецкий инженер, находясь в каюте, почувствовал себя плохо. Он надел шляпу, накинул плащ и вышел на палубу. Там он опёрся о перила, но видимо ему стало ещё хуже. Человек потерял равновесие и, перевалившись через ограждение, упал в море.

Однако капитан судна указал на палубное ограждение и сказал, что его высота составляет почти полтора метра. При потере сознания или равновесия человек просто не в состоянии перевалиться через такую высоту. Он в любом случае остался бы лежать на палубе.

Была выдвинута и версия о самоубийстве. Но все, кто видел в тот трагический день Дизеля, заявили, что настроение у него было чрезвычайно благодушное. Человек с оптимизмом смотрел в будущее и был полон самых радужных надежд. К тому же он не оставил предсмертной записки, да ещё перед уходом на палубу почему-то вытащил из чемодана пижаму. Всё это как-то не стыковалось с желанием уйти из жизни. Таким образом, следствие забуксовало и не смогло предложить ни одной дельной версии.

Почтово-пассажирское судно «Дрезден». Именно на нём 29 сентября 1913 года произошло исчезновение Рудольфа Дизеля

Через 10 дней после трагедии в Северном море недалеко от Норвегии экипажем рыбацкого судна «Коерцен» было обнаружено тело утопленника. Его подняли на борт, но оно было сильно разложившееся. Поэтому, согласно морской традиции, тело вернули в море. На борту оставили лишь те предметы, которые находились в одежде трупа. Это кошелёк, удостоверение личности, карманный нож, чехол для очков.

Тринадцатого октября эти вещи показали сыну изобретателя Югену. Он заявил, что они принадлежали его отцу. А буквально через неделю Марта, жена Югена, вскрыла пакет, который передал ей Дизель перед отплытием в Англию. Он сказал, что пакет нужно будет вскрыть через неделю. Но Марта промедлила и вскрыла его только в конце октября. В пакете оказалось 200 тыс. немецких марок.

Зачем изобретатель отдал жене сына эти деньги? Может он чувствовал, что его жизнь в опасности или планировал своё самоубийство, или решил исчезнуть, чтобы его больше не видели и не слышали? Конкретного ответа здесь нет, а вообразить можно что угодно.

В 1915 году, когда уже грохотала Первая мировая война, американский журналист из газеты «New-York world» написал: «Нет никакого сомнения, что Рудольфа Дизеля сбросили за борт немцы. Они хотели сохранить в тайне конструкцию дизельного двигателя, чтобы использовать его на своих подводных лодках. А инженер вёз в Англию абсолютно новые разработки, о которых ещё никто не знал. Немецкое командование этого не могло допустить, поэтому изобретателя и ликвидировали».

Косвенным доказательством данного утверждения является слух, что, якобы, уже в конце войны в плен к англичанам попал немецкий офицер. На допросе он заявил, что по заданию немецкой разведки лично ликвидировал Дизеля, сбросив его в море. Но это только слух, а сколько в нём правды – неясно.

На сегодняшний день лишь достоверно известно, что Рудольф Дизель исчез с парохода «Дрезден». Причина его исчезновения не выяснена. Тело не найдено, есть лишь свидетельские показания рыбаков. Существуют различные слухи, но их нельзя рассматривать как официальные доказательства. Само дело по пропаже изобретателя было прекращено сразу же после начала Первой мировой войны. А вот что касается дизельного двигателя, то он пользуется огромной популярностью в мире, и люди даже не задумываются, кому они этим техническим совершенством обязаны.