Стайлинг

Расплатился ли ссср по ленд лизу. Сколько миллиардов Россия заплатила США за Ленд-лиз

Расплатился ли ссср по ленд лизу. Сколько миллиардов Россия заплатила США за Ленд-лиз

11 июня 1942 года в Вашингтоне подписано соглашение между СССР и США о взаимной помощи во время Второй мировой войны и сотрудничестве после войны (ленд-лиз). Что дал этот договор Москве и Вашингтону - в нашем материале.

Система ленд-лиза создавалась не под СССР. Первыми военную помощь у Вашингтона запросили в мае 1940 года англичане. В рамках первоначального соглашения американцы передали Великобритании 50 эсминцев и 28 торпедных катеров в обмен на военные базы Королевства.

В марте 1941 года Конгресс США принял Закон о ленд-лизе (Lend-Lease Act), который предусматривал, что американский президент имеет право дарить, давать в аренду, продавать и передавать иными способами услуги и военные материалы государствам, обороноспособность которых жизненно важна для Америки.

Что, куда и сколько

За все время существования программы поставки по ленд-лизу в Советский Союз оцениваются в 11,3 миллиардов долларов. Традиционно их делят на несколько этапов - "пре-ленд-лиз" и четыре протокола.

Последний протокол формально завершился 12 мая 1945 года, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, в которую СССР обязался вступить через три месяца после окончания войны в Европе (таким образом, некоторые историки утверждают и о существовании пятого протокола). Окончательно все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены 20 сентября 1945 года, через 18 дней после капитуляции Японии.

Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику.

Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным. Самым быстрым и самым опасным путем были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года почти половина всех поставок шла именно по этому маршруту. Кроме того, существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза - из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, другой путь пролегал через Аляску, Чукотку и Сибирь.

Согласно официальным данным, Советский Союз получил по ленд-лизу более 22 тысяч самолетов (среди которых истребители Р-40 "Томагавк" - 247, Р-40 "Китихавк", Р-39 "Аэрокобра", Р-63 "Кингкобра"), почти 13 тысяч танков, 51 тысячу автомобилей (знаменитые "Студебекеры" и "Виллисы"), восемь тысяч винтовок, 131 тысяч единиц автоматического оружия, сотни тысяч тонн различных взрывчатых веществ и металла.

Шли по ленд-лизу и поставки, не относящиеся к основным видам вооружений. Так, СССР получил 4,5 миллиона тонн продовольствия (особенно широко полюбилась в народе знаменитая американская "тушенка", без которой, по воспоминаниям Никиты Хрущева, было бы невозможно накормить армию), 15,5 миллионов пар армейских ботинок, а также 331 тысяч литров спирта.

Кому это выгодно

Ленд-лиз — это международное соглашение, при подписании которого обе стороны предварительно рассчитывают и оговаривают собственные интересы, прежде всего, экономические. Само собой, что Вашингтон перед принятием документа все тщательно просчитал. Так, занимавший поста министра торговли США Джесси Джонс прямым текстом заявлял: "Поставками из СССР мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали прибыль, что было далеко не частным случаем в торговых отношениях, регулируемых нашими государственными органами". Кроме того, схема ленд-лиза позволяла создавать новые корпорации и рабочие места в Америке, которая еще не до конца вышли из экономического кризиса 1929-1933 годов, а также оказывать влияние на страну-получателя.

Брюс Рассет, профессор политологии Йельского университета, так писал о Второй мировой войне: "В соответствии с нашей национальной мифологией это была "хорошая война", одна из тех немногих, где полученные результаты явно перевешивают потери".

В советской историографии сложилось довольно скептическое отношение к размеру помощи по ленд-лизу. Маршал Жуков в своей книге "Воспоминания и размышления" писал следующее: "Относительно вооружения могу сказать следующее. Мы получили по ленд-лизу из США и Англии около 18 тысяч самолётов, более 11 тысяч танков. К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится. Что касается танков и самолётов, которые английское и американское правительства нам поставляли, скажем прямо, они не пользовались популярностью у наших танкистов и лётчиков".

Однако были и другие точки зрения. Так, высокопоставленный советский чиновник Анастас Микоян считал, что без помощи США война СССР и Германии удлинилась бы еще на полтора года: "Если бы этой помощи не было, наши жертвы были бы ещё большими. Безусловно, она укоротила дорогу к Победе. Но, наверное, следует добавить: Россия всё равно бы выиграла Отечественную войну, поскольку она опиралась на более мощные объективные факторы, чем гитлеровская Германия".

Долг платежом красен

Оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Однако американцы предоставили счет странам-получательницам помощи сразу после подписания акта о капитуляции гитлеровской Германии. Долг СССР был определен в 1948 году в размере 1,3 миллиардов долларов. Советские представители согласились выплатить лишь 170 миллионов долларов, однако для Вашингтона такие условия были неприемлемы. Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено только в 1972 году (сумму долга уже определили в 722 миллионов долларов).

В 1973 году СССР произвел несколько платежей на общую сумму 48 миллионов долларов, после чего выплаты были прекращены из-за ввода в действие поправки Джексона-Веника. В 1990 году в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 год.

Решил собрать в один пост имеющиеся у меня сведенья по поводу урегулирования долга по ленд-лизу между США и СССР/Россией.


Период до начала первого протокола по ленд-лизу (с 22 июня по 30 сентября 1941 года) я описывал тут: . Могу слегка дополнить написанное по ссылке. Судя по всему, 10 миллионный займ от министерства финансов США был сделан в качестве аванса, который потом СССР должен был оплатить золотом (был ли тот выплачен я не знаю). 50-и миллионый займ от Корпорации военного снабжения был также выдан авансом, в счет будущих поставок определенных ресурсов со стороны СССР. Если я правильно понимаю, перечисленные в документе (Внешняя торговля Союза ССР за период с 22-VI-1941 г. по 31-XII-1945 г.) поставки по соглашению от 12/9/41 в размере 57 миллионов долларов являются поставками в счет этого займа. Документ кстати очень подробный и любопытный, рекомендую интересующимся. Важное уточнение -- ничего из советских поставок не шло в счет обратного ленд-лиза, см. мой с соответствующей статистикой на тему.

Вскоре после вступления СССР в войну, "президент Соединенных Штатов Америки решил, в развитие Акта Конгресса от 11 марта 1941 года, что оборона Союза Советских Социалистических Республик против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов Америки ". Согласно договору, переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов); в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.

Первый протокол ленд-лиза начался 1 октября 1941 года, продленный четвертый протокол окончился 2 сентября 1945 года. По американской оценке (из заключительного отчета о советском ленд-лизе), в рамках договора о ленд-лизе СССР было поставлено различных товаров примерно на 10.2 миллиарда долларов; также, в рамках поставок было оказано различных услуг на 700 миллионов долларов (доставка и хранение грузов, ремонт советских судов, и т.п.). Согласно советским цифрам из документа выше, по ленд-лизу было получено различных товаров на 9.2 миллиарда долларов, также товаров на 0.3 миллиарда было потеряно в пути.

Какое-то время после падения Японии в СССР всё еще шли поставки товаров заказанных в рамках ленд-лиза. Так, уже в 1946 году на одном только ГАЗе было собрано более тысячи ленд-лизовских автомобилей (см. О выпуске грузовиков по ленд-лизу на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова). Для урегулирования проблемы поставок СССР и США заключили в октябре 1945 года договор "Agreement with the U. S. S. R. on the Disposition of Lend-Lease Supplies" (его текст имеется в XXI отчете Конгрессу о Ленд-лизе). Согласно этому договору, за послевоенные поставки товаров заказанных в рамках договора по ленд-лизу (в основном индустриального оборудования) СССР должен был выплатить США 222 миллионов долларов, плюс годовой процент в размере 2.375%. Согласно договору, СССР должен был начать выплачивать этот долг в 1954 году, и полностью расплатиться к 1975 году. По состоянию на конец 1961 года СССР выплатил 79 миллионов долларов, пропустил выплаты на 42 миллиона долларов, и с учетом процента по кредиту все еще был должен 211 миллионов. К сожалению, после 1961 отчеты Конгрессу по ленд-лизу более не публиковались, и я не знаю, продолжались ли эти выплаты дальше, и сколько было выплачено до заключения договора о ленд-лизе в 1972 году (см. ниже).

Переговоры об урегулирование долгов по самому ленд-лизу начались в первые послевоенные годы. Американские специалисты оценили стоимость оставшегося в СССР после войны ленд-лизовского имущества которое было пригодно в гражданских целях: с учетом амортизации и утерь получилась цифра в 2.6 миллиардов долларов. Советские специалисты "Внешторга" пришли к схожему мнению: "Остатки ленд-лизовских товаров, оказавшиеся не использованными в СССР на 2 сентября 1945 г., оцениваются нами в 2855 млн долл., в том числе предметы гражданских поставок — на сумму 1279 млн долл., и предметы военных поставок — на сумму 1576 млн долларов " (отсюда , там вообще вся статья небезинтересная, рекомендую).

С учетом вышеупомянутой цифры, первоначально США предложили оплатить 1.3 миллиарда.По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а пропорций при определении долга по ленд-лизу между США и Великобританией, так что СССР предложил отдать 170 миллионов. В ходе переговоров США два раза понизили планку сначала до 1 миллиарда, а в 1951 году и до 800 миллионов долларов; в то же время советское правительство увеличило свое предложение до 200, 240, и наконец до 300 миллионов долларов в том же 1951 году (стоит отметить, что у СССР в тот момент были трудности с валютой, и вся долларовая наличность Госбанка СССР не превышала 35 миллионов долларов). На этой стадии переговоры застопорились на следующие двадцать лет, приведя к законодательной заморозке торговли с СССР в США -- исключение сделали лишь для наиболее редких и ценных сибирских мехов. На любой товар, вывозимый в СССР, требовалась специальная лицензия, получить которую было практически невозможно. В справке Минвнешторга для ЦК КПСС говорилось: "Указанные мероприятия американских властей повлекли за собой резкое сокращение советско-американской торговли. В 1951-1956 гг. импорт из США практически отсутствовал, а экспорт не превышал 106 млн рублей ".

В 1972 году между двумя странами было заключено "Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединённых Штатов Америки о торговле". В рамках оного был наконец-то урегулирован и вопрос по ленд-лизу, см. Department of State Bulletin LXVII, p.603 . Вкратце, СССР обязывался выплатить 722 миллиона долларов. Оговаривалось три обязательных платежа: 12 миллионов 18/10/72, 24 миллиона 1/7/73, и 12 миллионов 1/7/75. Оставшиеся 674 миллиона должны были быть выплачены до июля 2001 года. С учетом инфляции (CPI) эти 722 миллиона составляли примерно 337 миллионов долларов образца 1946 года, т.е. не слишком больше той суммы, которую СССР предлагал выплатить в 1951 году. Любопытный момент -- в 1972 году СССР наверняка все еще был что-то должен за пост-ленд-лизовские поставки; любопытно, эта сумма вошла также в эти 772 миллиона, или нет?

К июлю 1973 года советской стороной было осуществлено три платежа на общую сумму 48 миллионов, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (поправка Джексона -- Вэника). Слегка неясно, почему получилось 48, а не 36 миллионов (см. предыдущий параграф) -- видимо, кроме обязательных платежей был также совершен один в рамках оплаты 674 миллионов долларов.

В 1990 было заключено новое соглашение относительно оплаты остатка долга по ленд-лизу. Советская сторона взяла на себя обязательство выплатить 674 миллиона долларов до 2030 года -- на тот момент это уже составляло всего сто миллионов долларов образца 1946 года, т.е. чуть ли не вдвое меньше, чем правительство Сталина изначально предлагало к оплате:) В 1992-1994 годах Россия подписала со странами-правопреемниками СССР двусторонние соглашения о "нулевом варианте", согласно которым Россия принимала на себя обслуживание всего государственного долга бывшего СССР (в том числе и долг за ленд-лиз), в обмен на отказ других республик от доли в активах СССР. Внятной статистики по выплатам этого долга я не нашел, но судя по тому что нынешний долг России перед странами Парижского клуба составляет 9.8 млн долларов (см. cтруктура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2015 года), практически весь долг за ленд-лиз Россией уже выплачен.

Общие выплаты, с учетом инфляции, составили около одного процента от стоимости советского ленд-лиза.

История ленд-лиза мифологизирована как сторонниками советской власти, так и её противниками. О реальных объёмах ленд-лиза и его вкладе в Победу читайте в этой статье.

От редакции сайт:
История ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и её сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем несущественна. Предлагаем вашему вниманию взвешенный взгляд на этот вопрос историка Павла Сутулина, первоначально опубликованный у него в ЖЖ .

История ленд-лиза

Ленд-лиз (от англ. «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».

Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу

В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” - 1676 шт., легких М5 - 5 шт., легких М24 - 2 шт., средних М3 “Грант” - 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) - 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) - 2095 шт., тяжелых М26 - 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” - 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”- 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков.


«Валентайн» "Сталин" идет в СССР по программе ленд-лиза.

Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 - 100 шт., М17 - 1000 шт.; САУ: Т48 - 650 шт., М18 - 5 шт., М10 - 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” - 2560 шт. (в том числе из Канады - 1348 шт.) и американские М2 - 342 шт., М3 - 2 шт., М5 - 421 шт., М9 - 419 шт., Т16 - 96 шт., М3А1 “Скаут” - 3340 шт., LVT - 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС.

По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.

А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая то, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.

За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%.

В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР.

По ленд-лизу Советский Союз получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских военных усилиях»), который оценил советское производство алюминия за время войны в 263 тыс. тонн, то доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия, произведенного и полученного СССР, составит 55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства и поставок этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества покрышек, произведенных и поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании - 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и проч.

По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя пути решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.

Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.

И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор не недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. единиц, а поставили всего 150 000 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. машин, а в СССР поставлено около 450 тыс. – меньше 10%. И так далее. Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.

Маршруты поставок



Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Подобное мнение – чистой воды заблуждение. На диаграмме №4 вы можете увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. На диаграмме №5 вы можете увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям.

Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.

Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот самый АлСиб). Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.

Оплата ленд-лиза

Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед Канадой - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.

Другие виды поставок

Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.

Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.

Литература
1. Иванян Э. А. История США. М.:Дрофа, 2006.
2. /Краткая история США / Под. ред. И. А. Алябьев, Е. В. Высоцкая, Т. Р. Джум, С. М. Зайцев, Н. П. Зотников, В. Н. Цветков. Минск: Харвест, 2003.
3. Широкорад А. Б. Дальневосточный Финал. М.: АСТ: Трансиздаткнига, 2005.
4. Шофилд Б. Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне. М.: Центрполиграф, 2003.
5. Темиров Ю. Т., Донец А. С. Война. М.: Эксмо, 2005.
6. Стеттиниус Э. Ленд-лиз - оружие победы (http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/index.html).
7. Морозов А. Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Роль ленд-лиза в победе над общим врагом (http://militera.lib.ru/pub/morozov/index.html).
8. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил / Под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. (http://www.rus-sky.org/history/library/w/)
9. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной Войне. Статистический сборник.(http://tashv.nm.ru/)
10. Материалы Википедии.(http://wiki.lipetsk.ru/index.php/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7)
11. Ленд-лиз: как это было. (http://www.flb.ru/info/38833.html)
12. Авиационный ленд-лиз в СССР в 1941-1945 гг.(http://www.deol.ru/manclub/war/lendl.htm)
13. Советская историография ленд-лиза(http://www.alsib.irk.ru/sb1_6.htm)
14. Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной(http://mrk-kprf-spb.narod.ru/skorohod.htm#11)

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга. Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе.


В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика - система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:

1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.

2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.

3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.


Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 год


После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, так как хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.

Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись.

Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. Наиболее быстрым, но одновременно и опасным был арктический маршрут в Мурманск и Архангельск. Проводка судов осуществлялась британским флотом, а на подходах к Мурманску охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Поначалу немцы практически не обращали внимания на северные конвои - столь велика оставалась их уверенность в скорой победе, но, по мере того как боевые действия приобретали затяжной характер, германское командование стягивало на базы в Норвегии всё большие силы. Результат не заставил себя долго ждать.

В июле 1942 года германский флот в тесном взаимодействии с авиацией практически разгромил конвой PQ-17: погибло 22 транспортных судна из 35. Тяжёлые потери, а также необходимость привлечения большого количества кораблей для проводки судов со снабжением для осаждённой Мальты, а затем и подготовки высадки в Северной Африке вынудили англичан прекратить проводку северных конвоев до наступления полярной ночи. Начиная с 1943 года баланс сил в арктических водах постепенно начал смещаться в сторону союзников. Конвоев стало больше, а их проводка сопровождалась меньшими потерями. Всего же по арктическому маршруту в СССР 4027 тыс. т грузов. Потери не превысили 7% от общего количества.

Менее опасным был тихоокеанский маршрут, по которому доставили 8376 тыс. т. Перевозки могли осуществляться лишь судами под советским флагом (СССР в отличие от США в то время с Японией не воевал). Далее полученный груз приходилось везти железнодорожным транспортом практически через всю территорию России.

Определённой альтернативой северным конвоям служил трансиранский маршрут. Американские транспортные суда доставляли грузы в порты Персидского залива, а далее они доставлялись в Россию с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. С целью обеспечения полного контроля над транспортными путями в августе 1941 года СССР и Великобритания оккупировали Иран.

Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.


Авиатехника в рамках программы ленд-лиза


С начала 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.

Кроме отмеченных выше, существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска - Сибирь), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта).

Долгие годы в трудах отечественных историков указывалось, что поставки по ленд-лизу составляли всего около 4% от общего объёма продукции советской промышленности и сельского хозяйства. И, хотя не имеется оснований подвергать сомнению достоверность этой цифры, тем не менее «дьявол кроется в деталях».

Хорошо известно, что прочность цепи в целом определяется прочностью самого слабого звена. Поэтому, определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди - 76%, алюминию - 106%, олову - 223%, кобальту - 138%, шерсти - 102%, сахару - 66% и мясным консервам - 480%.


Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели, пожимают руки на фоне поезда,пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу.


Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей.
Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство - 1087 вагонов).

Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.

В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова была бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.

Недостаток железнодорожного и автомобильного транспорта запросто мог бы парализовать снабжение армии и лишить её мобильности, а это, в свою очередь, снизило бы темпы проведения операций и увеличило рост потерь. Нехватка цветных металлов, особенно алюминия, привела бы к снижению выпуска вооружений, а без поставок продовольствия гораздо сложнее было бы бороться с голодом. Наверняка наша страна смогла бы выстоять и победить даже в такой ситуации, но определить, насколько возросла бы цена победы, не представляется возможным.

Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Ф. Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. И.В. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же И.В. Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона - Вэника.

Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма - 674 млн долларов - и срок окончательного погашения - 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…

Справедливости ради, следует рассматривать самые болезненные события истории со всех сторон, а не просто «топить за наших». Мне, допустим, нравится Марк Солонин, в том числе его блестящие статьи о ленд-лизе – я их в своем ЖЖ не раз цитировал. Но вот всплыли новые (для меня) интересные факты, в связи с которыми возникает впечатление, что Марк Семеныч, возможно, что-то недоговаривает.

Возникли сомнения по одному из самых интересных топиков: сколько ж все-таки платил СССР за ленд-лиз? Потому что поставки все-таки были очень дорогими, даже для самой богатой страны того времени США, и то, что Штаты в итоге стребовали с Советов плату в размере каких-то 6% от общей стоимости, да еще с рассрочкой в 60 лет (!!) – последний платеж провела уже РФ аж в 2006 году – представляется странным, очень странным, актом просто какой-то невероятной благотворительности со стороны США…

С другой стороны, у «патриотов» давно есть свое объяснение ленд-лиза – якобы с ним все ясно, мол, Сталин платил за все поставки чистейшим золотом и прочими драгметаллами типа платины, причем тогда же, в период ВОВ: пароход типа, приходит в Мурманск с тушенкой, станками, лекарствами и грузовиками – а обратно уходит, груженый уже золотишком.

Солонин еще в своей старой статье «Пушки, масло, золото» эту точку зрения гневно опровергает:

«Даже если бы эта беспардонная и циничная ложь была правдой, нам бы следовало поблагодарить американцев за бесценную помощь. Это огромная удача - во время разрушительной войны, когда судьба страны висела на тонком волоске, найти поставщика, который в обмен на бестолковый мягкий металл (из золота и штыка простого сделать нельзя) продаст по нормальным (а не «блокадным») ценам миллионы тонн военного имущества, продовольствия, бензина и лекарств. Да еще и сам привезет три четверти этого груза с другой стороны глобуса.
Однако ложь остается ложью ― в соответствии с условиями ленд-лиза ни рубля, ни доллара, ни цента во время войны уплачено не было».
http://www.solonin.org/article_pushki-maslo-zoloto

Категоричный отлуп. С другой стороны – как же тогда быть с крейсером «Эдинбург», который вышел из Мурманска в 1942 году в составе конвоя, был затоплен в результате атаки немецкой подлодки – а в 1981 году водолазная экспедиция подняла с затонувшего крейсера порядка 5 тонн золотых слитков?

5 тонн золота с «Эдинбурга» - это, как говорится, медицинский факт. И поднимали бабло по заказу Советского Союза, который, правда, в итоге получил ничтожную часть «клада»: по условиям подъема 45% золота получала фирма, производившая подъем, а остальное делилось в соотношении 2 к 1 между СССР и Великобританией.
И погрузили то золото точно в Мурманске. Конечно, в Википедии есть объяснение, «почему это не за ленд-лиз», но оно, на мой взгляд, довольно неловкое – «Эдинбург», дескать, «в последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны), частично - «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт)».

Ну-ну. Мутновато как-то. Что за «закупки сверх ленд-лиза»? И почему такая секретность вокруг этого крейсера? Как-то, при всей симпатии к Солонину, в этом вопросе я начинаю склоняться на сторону «патриотов», как они мне ни противны.

И тут к тому ж подоспевают еще несколько убийственных фактов – по поводу «британского торгового судна «Порт-Николсон» и по поводу совсем уж таинственного «Голубого барона» той же Англии.

Вот про «Порт-Николсон»: «В конце лета 2009 года экспедиция Грэга Брукса с помощью мощного эхолота обнаружила на дне Атлантики затонувший корабль. Кладоискатель надеялся, что это британское судно «SS Port Nicholson», погибшее в 1942 году. Назревала мировая сенсация. Ведь в трюмах затонувшего судна могли находиться колоссальные сокровища, крупнейший клад под водой. Грэг Брукс утверждал, что в грузовых отсеках британского судна должны быть ящики с платиновыми слитками из СССР, а это около трех миллиардов долларов. Как и всякий уважающий себя искатель сокровищ, а значит и авантюрист в душе, Брукс устроил из своей находки целое представление, полное тайн и загадок. Три года он не общался с журналистами, но вскоре кладоискатель рассказал координаты места, где покоится корабль с затонувшими сокровищами. Огромное богатство лежит на глубине более 213 метров в пятидесяти морских милях от полуострова Кей-По на северо-востоке США».
http://korabley.net/news/morskie_kladoiskateli/2014-11-20-1716

А вот про «Голубой барон»: «Это крупнейшая находка в истории искателей затонувших сокровищ, сообщил «Газете.Ru» главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень - Совфрахт» Михаил Войтенко. Представители компании Sub Sea Research уточняют, что на борту торгового корабля, который шел из Европы в США, находятся 10 тонн золотых слитков, 70 тонн платины, полтонны алмазов, предназначенных для использования в промышленности, и бриллианты общей массой 16 млн каратов. Кроме того, исследователи обнаружили на затонувшем корабле олово - несколько тысяч тонн - и примерно столько же меди в слитках - правда, эти товары в отличие от золота и драгоценных камней за 60 с лишним лет пребывания на морском дне свою ценность потеряли. Как сообщил газете The Daily Telegraph основатель компании Грег Брукс, в район обнаружения судна уже направилась дополнительная экспедиция, которой предстоит поднять клад на поверхность».
http://www.gazeta.ru/social/2009/01/27/2930915.shtml

Правда, обращает на себя внимание одинаковая фамилия «кладоискателя» - Грег Брукс. Другие характеристики судов и их драгоценного груза тоже похожи, что заставляет предположить, что «судно «Порт-Николсон» и таинственный «Голубой барон» - это одно и то же, и вообще речь идет об одном и том же событии.

Но как бы то ни было, обращает на себя внимание главное – что якобы Британия во время войны (!) оплачивала свою часть ленд-лиза Америке! Если это делала Британия, ближайшая союзница США – то как же мог СССР получать все бесплатно? Возможно ли такое?

Словом, вопрос о том, платил ли СССР золотом на ленд-лиз, что называется, «не отходя от кассы» - я для себя как минимум оставляю открытым. Марк Семеныч мне друг, но истина – дороже!