Шины

Пожарный автомобиль ад 90. Пожарный автомобиль дымоудаления

Пожарный автомобиль ад 90. Пожарный автомобиль дымоудаления

Пожарный автомобиль дымоудаления - пожарный автомобиль , оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) предназначен для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения, удаления дыма из зданий и сооружений, проветривания помещений, перемещения газовоздушных смесей при АСР, получения ВМП высокой кратности и подачи её в помещения и на открытые очаги пожара; создания заградительных полос из пены на пути распространения пламени , а также в местах с опасным пылевидным покрытием поверхности для исключения пылеобразования в атмосфере. В СССР ряд автомобилей дымоудаления изготавливался техническими подразделениями пожарной охраны. При этом использовались вентиляторы радиальной компоновки. По сравнению с осевыми, они имели большой напор, но меньшие расходные параметры (при одинаковой мощности). Аналогом первого опытного образца автомобиля дымоудаления стал экспериментальный пожарный автомобиль, созданный ВНИИПО в 1977 г. на шасси ГАЗ-бб. У этого автомобиля осевой вентилятор К-23 диаметром 1100 мм имел расход воздуха 120 тыс. м 3 /ч при давлении 800 Па. Производительность по пене кратности 800 составляла 12 м 3 /ч. В состав АД входили: вентиляторная установка с приводом от двигателя автомобиля, узлы трансмиссии, ёмкость для пенообразователя, пенная система, всасывающие и напорные рукава, пенный рукав. Комплектующее оборудование размещалось в отсеках кузова. В последующие годы Варгашинский завод ППСО при участии ВНИИПО изготовил ряд моделей аналогичных АД с осевыми вентиляторами разных моделей. Так, в 2006 принят опытный образец АД-120 на шасси ЗИЛ-4334 с комплектацией одним стационарным осевым вентилятором и двумя переносными дымососами производительностью 15 тыс. м 3 /ч с приводом от переносного генератора. В 1998 Жуковский машиностроительный завод изготовил опытный образец автомобиля дымоудаления 90/20 на шасси ЗИЛ-5301 «Бычок». АД имел в комплектации 6 переносных дымососов с расходом по 15 тыс. м 3 /ч, с приводом от электродвигателя частотой тока 400 Гц и питанием от электрического генератора мощностью 20 кВт, установленного на шасси. В этом же году Московский карбюраторный завод АМО ЗИП изготовил опытный образец АД-100 на шасси ЗИЛ-131. Особенностью этого автомобиля было то, что впервые разработан вентилятор с расходом 150 тыс. м 3 /ч, с давлением 1500 Па, с отсасыванием газовоздушных потоков с температурой до 300 0 С. В целях улучшения параметров вентилятора для режимов отсасывания и нагнетания воздуха в конструкции вентиляторной установки была предусмотрена возможность изменения формы проходных сечений. В последние годы в России к производству автомобилей дымоудаления приступили и другие предприятия. Лит.: Эксплуатация пожарной техники: Справ. М., 1991; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.

СПА предназначены, главным образом, для спасания людей на пожарах, так как до 75% гибель людей на них обусловлена действием продуктов горения и до 40% по этой же причине травмируются, то первую группу этих машин составляют пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС), автомобили дымоудаления (АД) и прицепы дымоудаления (ПД).

Вторая группа их машин охватывает аварийно-спасательные автомобили (АСА), которые обеспечивают вскрытие конструкций, спасание людей в завалах, при обрушении конструкций и т.д. Они же обеспечивают доступ к очагам горения.

В третью группу входят автомобили связи и освещения (АСО), штабные автомобили. Они применяются для обеспечения управления боевыми действиями на пожаре, освещении мест пожара в ночное время.

К вспомогательным пожарным автомобилям относятся топливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные автотранспортные средства.

Основные тактико-технические требования к этим автомобилям сводятся к следующему:

– их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных машин;

– укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;

– технические возможности оборудования должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время.

Особую группу пожарной техники составляют специально оборудованные вертолеты, самолеты, пожарные поезда. К этой же группе относится и техника, приспособленная для тушения пожаров.

Пожарные автомобили ГДЗС

Типичным представителем этих автомобилей является автомобиль АГ-12. Он сооружен на шасси автобуса ПАЗ-3205. Этот автобус с колесной формулой 4х2 имеет двигатель мощностью 88 кВт и развивает скорость до 80 км/ч. Его размеры (длина, ширина, высота) 7000х2620х2960 мм и масса 6835 кг.

Боевой расчет АГ-12, включая водителя – 7 человек. Источником энергии на АГ-12 является генератор синхронного типа трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением. Генератор установлен между арками задних колес автомобиля на плите. Мощность от двигателя шасси передается к генератору приводом, состоящим из карданного вала и коробки отбора мощности КОМ-107. Передаточное число КОМ i = 1,12. Для обеспечения постоянной частоты вращения вала двигателя в режиме отбора мощности на привод генератора в кабине водителя установлен ручной регулятор числа оборотов.

Генератор типа ГС-250-12/4 при частоте вращения вала 1500 об/мин развивает мощность 12 кВт, напряжение генератора 230 В, величина тока 37,7/21,7 при частоте 50Гц.

Генератор обеспечивает питание прожекторов дымососа, электропилы, дополнительного электроинструмента и т.д.

Подвод энергии к потребителям осуществляется кабелями, намотанными на кабельные катушки. В комплектацию АГ-12 входит одна стационарная кабельная катушка с длиной кабеля 96 м и восемь выносных кабельных катушек, на которых намотаны силовые кабели длиной по 36 м. Все кабели имеют розетки и вилки к соединению одного кабеля с другим и к подключению к розетке на выводном щите и к розетке на разветвительной коробке.

Три кабеля на катушках из восьми предназначены для подключения к розеткам выводного щита. Другие пять кабелей используются как удлинители для подключения потребителей к выводному щиту.

На АГ-12 имеются три коробки распределительные. Они предназначены для распределения электроэнергии от электросиловой установки к потребителям. На трех боковых стенках коробки размещены штепсельные розетки, а на четвертой стенке имеется кабельный ввод с вилкой, которая может быть подключена к розетке на щите выводном или к розеткам на кабельных катушках.

На верхней панели коробки установлен прибор и сигнальная лампа, а внутри закреплен магнитный переключатель. При включении тумблера срабатывает магнитный пускатель, подающий напряжение к потребителям.

Корпус распределительной коробки соединен с нулевым проводом. При попадании в нее воды сопротивление изоляции понизится, произойдет утечка тока, напряжение будет отключено.

Заземление АГ-12 осуществляется медным проводом сечением 10 мм 2 и длиной 20 м. Один наконечник провода соединяется с клеммой штыря заземления, а другой – к специальной клемме на стенке люка машины.

Средства освещения места пожара включают телескопическую мачту с двумя прожекторами и три переносные прожектора для освещения мест, недоступных для подъезда автомобиля. Все прожекторы однотипные ИО-02-1500, мощностью по 1500 В.

Мачта с прожекторами может выдвигаться на высоту до 8 м от уровня земли. На АГ-12 имеется сигнализация о выбранном и выдвинутом положении мачты. Поворот ее в горизонтальном положении на ±260 град осуществляется электромеханизмом УР-10-2С с напряжением питания 24 В постоянного тока. Таким же механизмом осуществляется поворот мачты на ±30 град в вертикальной плоскости.

Основное оборудование включает дымосос и электропилу.

Дымосос ДПЭ-7 используется для удаления дыма и других продуктов горения из помещений. Он может применяться для снижения температуры при тушении пожаров в помещениях нагнетанием в них свежего воздуха. С помощью его можно получать высокократную пену. Производительность по воздуху 7000 м 3 /ч. Частота вращения вала электродвигателя 3000 об/мин, его мощность 1,1 кВт.

Дополнительный электроинструмент устанавливается в подразделениях ГПС. Это могут быть электродолбежники, дрели и т.д.

На АГ-12 могут быть проложены три силовые линии от выводного щита. При использовании основного оборудования и дополнительного электроинструмента необходимо, чтобы электролинии были нагружены равномерно, т.е. не более 4 кВт на каждую из них. В таком случае прожекторы на мачте должны быть отключены.

Один из возможных вариантов боевого развертывания АГ-12 представлена на рис.10.2. возможны другие варианты при соблюдении изложенных выше ограничений.

Дополнительное электрооборудование и средства связи предназначены для обеспечения работы операторов на АГ-12. К ним относятся противотуманные фары, специальные две фары для освещения мест работы вокруг автомобиля.

Электропитание радиостанций осуществляется от специальной аккумуляторной батареи. Для ее зарядки используется преобразователь напряжения.

Для управления работой боевого расчета на АГ-12 установлены сигнально-громкоговорящая система, а также специальное переговорное устройство. Оно обеспечивает телефонную связь между четырьмя абонентами. Для обеспечения радиосвязи применяются радиостанция «Виола-АА» и четыре радиостанции «Виола-Н».

Оборудование для организации разведки включает 8 аппаратов типа «Урал-7» или «Урал-60» с 14 баллонами с кислородом и 14 регенеративными патронами.

Кроме того, АГ-12 укомплектована комплектом универсального инструмента УКИ-12, пневмодомкрат ПД-4, ПД-10, ручной аварийно-спасательный инструмент РГАИ и другое оборудование и приборы.

Функции, выполняемые АГ-12. Комплектация АГ-12 приборами, средствами СИЗОД, связи, инструментом различного назначения позволяют выполнять ряд спасательных работ. К ним относятся:

– доставка к месту пожара личного состава, специального аварийно-спасательного оборудования и приборов;

– обеспечение работы отделений АГ-12 в задымленной среде;

– развертывание на пожаре контрольного поста АГ-12;

– освещение мест пожара;

– обеспечение на пожаре электроэнергией вывозимого электрооборудования, дымососов, прожекторов и другого оборудования.

Автомобили и прицепы дымоудаления

Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.

АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66, они позволяют как удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха, так и подавать воздушно-механическую пену.

На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90000 м 3 /час. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Комплектация и технические характеристики АДУ представлены в табл.10.1.

Таблица 10.1

Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме – 1200 Па.

Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66) представлена на рис.10.3. Образование воздушно-механической пены осуществляется с помощью распылителя 10, установленного на вентиляторе. Подача воды к нему производится от АЦ или АНР по рукаву, соединяемому к штуцеру 5. При включенном пеносмесителе 6 типа ПС-5 пенообразователь из бака 2 будет поступать к распылителю. При работе образуется пена кратностью до 500, производительность по пене при кратности 500 равна 1000 м 3 /мин.

Прицеп пожарный дымоудаления ПД-60/20(738) сооружен на шасси прицепа УАПЗ-738.

Боковые и задняя стенки прицепа обустроены распашными и откидными дверями для доступа к специальному оборудованию и ПТВ. Габаритные размеры ПД равны 3975х2170х2200 мм. Высота ПО с глушителем на кузове равна 2400 мм. Его колея равна 1770 мм, полная масса 2400 кг. Допускается максимальная скорость при транспортировании 40 км/ч.

В отсеках кузова ПД размещены: электросиловая установка с двигателем, топливные баки, дымососы и прожекторы, аварийно-спасательное оборудование и инструмент, специальное оборудование и электрооборудование.

Электросиловая установка состоит из двигателя внутреннего сгорания и сопряженного с ним электрического генератора.

Двигатель ПД – четырехцилиндровый четырехтактный дизель (ДМИ-60) с воздушным охлаждением. При частоте вращения вала двигателя 2200 об/мин он развивает мощность 44 кВт. Запас дизельного топлива 70 кг обеспечивает непрерывную работу ПД в течение 8 часов. На прицепе установлена отопительно-вентиляционная установка ОВ-65. Она обеспечивает подогрев двигателя перед пуском при температуре окружающего воздуха ниже –10 0 С, а также работу двигателя в жарких климатических условиях.

Мощность от двигателя к генератору передается через раздаточную коробку.

Электрогенератор ГТ40ПЧ6-2С является синхронной машиной трехфазного переменного тока частотой 400 Гц, напряжением 200 В, воздушного охлаждения. Частота вращения вала генератора 6000 об/мин. Величина генерируемого тока 55 А, развиваемая мощность 20 кВт.

Основное оборудование ПД включает прожекторы, дымососы, электропилу и др.

Прожекторы. На прицепе закреплены два выносные прожектора типа ИО-02-1500-02. Один прожектор может устанавливаться на задней части крыши прицепа. Второй может использоваться на специальной подставке высотой 2 м на местности. Мощность одного прожектора 1,5 кВт.

Освещение мест работы осуществляется переносной фарой ФГ-16 с кабелем длиной 20 м. На корпусе фары имеется струбцина для крепления ее на различные предметы.

Дымосос пожарный электрический (ДПЭ) обеспечивает подачу воздуха не менее 10000 м 3 /ч при работе со всасывающими напорными рукавами, без них – не менее 15000 м 3 /ч.

Он может подавать до 100 м 3 /мин пены. В комплекте оборудования на каждый дымосос имеется всасывающий рукав длиной 10 м и диаметром 520 мм. Напорный рукав соответственно имеет размеры 10 м и 540 мм. Масса ПД не более 48,5, потребляемая мощность не более 3 кВт. ПД укомплектован 4 дымососами.

Аппарат сварочный специальный – АСС –7/400. Аппарат предназначен для электродуговой сварки или резки изделий из углеродистых сталей: листов, профилей, прутков. С его помощью можно сваривать или резать образцы толщиной от 1 до 5 мм. Потребляемая мощность аппарата не более 13 кВт.

Цепная электропила ЭПЧ-3,0-2. В комплекте имеется две пилы мощностью по 3 кВт. Включение их в работу осуществляется через блок питания электропилы (БПЭ). На каждом БПЭ имеется штепсельная розетка для подключения кабельной вилки электропилы и кабельный ввод с вилкой для подключения к розеткам распределительных коробок КР.

Коллекторный электроинструмент. ПД укомплектован отбойным молотком и резаком с электродвигателями на напряжение 220 В и 50 Гц и шлифовальной машинкой с корундовым диском. Силами подразделений ГПС он может укомплектовываться и другим электроинструментом, например, электродрелью, электропилой цепной типа «Парма» на напряжение 220 В и 50 Гц. Этот инструмент подключается к электросиловой установке через блок питания контактного инструмента (БПКИ). Этот блок выпрямляет напряжение 220 В 400 Гц переменного тока в напряжение 210 В постоянного тока.

Катушки кабельные. На ПД имеются стационарная кабельная катушка с магистральным силовым кабелем длиной 96 м и четыре переносных кабельных катушки, на которые намотаны кабели длиной по 36 м. Эти четыре кабеля предназначены для удлинения линии электропитания от генератора к внешним выносным потребителям электроэнергии.

Распределение электроэнергии 200 В 400 Гц от электросиловой установки к выносному оборудованию осуществляется коробками распределительными КР. В эксплуатации они устанавливаются на подставки с раздвижными опорами. Этим исключается контакт с влажным грунтом.

Общее оборудование ПД. Для обеспечения безопасной работы на ПД в передней части установлено самоориентирующееся опорно-тормозное устройство (поз.1, рис.10.4). В походном положении оно поднимается вверх и фиксируется стопором. Имеется и задняя опора, состоящая из стойки в виде трубы и винта. В походном положении убирается вверх и фиксируется. На прицепе имеются два автомобильных противооткатных упора.

На передней стенке кузова установлены сигнальные фонари красного цвета, а в задней части кузова на крыше установлен маяк сигнальный синего цвета.

Для освещения мест работы в ночное время применяется фара переносная ФГ-16. Она имеет кабель длиной 20 м с вилкой на конце и струбцину на корпусе для крепления на различные предметы.

В кузове установлен вентилятор, предназначенный для обдува блоков защиты и управления и вентиляции кузова при работающем двигателе.

На водилеприцепа закреплен заземляющий медный провод длиной 5 м и сечением 10 мм 2 . Для обеспечения безопасности работы боевого расчета на ПД имеются резиновые боты, ковер и перчатки диэлектрические, аптечка, огнетушитель ОУ-2, прибор контроля изоляции.

Для выполнения различных работ в комплекте (42 наименования) имеются чемодан электрослесаря, сумка инструментальная и другое оборудование.

Боевое развертывание. Оборудование на ПД потребляет различную мощность. Кроме того, оно может приводиться в действие, как переменным током высокой частоты, так и постоянным током. Поэтому личный состав боевого расчета, состоящий из трех пожарных, должен быть специально подготовлен.

Развертывание ЭСУ производит водитель автомобиля тягача, развертывание оборудования – пожарные.

Схемы боевого развертывания могут быть различными. Однако должны выполняться два требования. Во-первых, суммарная мощность потребителей не должна превышать мощности генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выносном щите должно быть равномерным, т.е. не более 6 кВт на каждую линию. При боевом развертывании только прожекторов и дымососов схемы могут быть различными. Одна из них показана на рис.10.5. В случае, если не устанавливается прожектор на тягаче, он может быть включен (при необходимости) к левой КР.

В случае использования сварочного аппарата он включается через КР в одну из линий, в две другие линии должно подключаться минимум агрегатов или инструмента.

При необходимости использования электропил они включаются к блоку питания электропил БПЭ, которые соединяются с КР (рис.10.6). коллекторный электроинструмент напряжением 230 В постоянного тока включается через блок питания коллекторного инструмента (БПКИ).

С помощью прицепа дымоудаления возможно удаление дыма из зданий и сооружений. Использование четырех дымососов позволяет рационально организовать отсасывание из них дыма. Достоинством является то, что удаление дыма, как и проветривание помещений можно организовать в различных их частях и даже на различных объектах.

Имеющееся оборудование позволит вскрывать конструкции для обеспечения удаления дыма и проветривания помещений. С помощью дымососов возможно использовать для тушения высокократную пену. Прожекторы позволят освещать местность в темное время суток.

Аварийно-спасательные автомобили

Спасание людей и эвакуация имущества часто связано с выполнением таких специальных работ, как ликвидация разрушений элементов зданий и сооружений, обрушения конструкций технологического оборудования и т.д. Важным также является обеспечение подачи ОТВ на открытые поверхности горения, создание разрывов для предотвращения расширения пожаров, дотушивания очагов горения, удаление дыма и газов. Для выполнения таких работ необходимо специальное обордование. Таким оборудованием оснащаются автомобили пожарно-технической службы, связи и освещения, аварийно-спасательные автомобили.

Автомобиль технической службы и освещения АТСО-20(375) является прототипом АСА, поэтому основное оборудование на них идентично. Автомобили АСА-20(4310) и АСА-16(4310) различаются только мощностью генераторов. Общий вид АСА-20(4310) представлен на рис.10.7.

Параметры технических характеристик и шасси этих пожарных автомобилей приведены в табл.10.2.

Таблица 10.2

*Мощность двигателя на КамАЗ-43114.

Генераторы на всех автомобилях трехфазного тока, напряжением 230 В и частотой 50 Гц. Привод генератора на АТСО осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданный вал. На АСА-20 привод включает клиноременную передачу после коробки отбора мощности. Частота вращения ротора генератора 1400±50 об/мин.

Грузоподъемные краны оборудованы гидравлическими приводами подъема груза и поворота. На АТСО грузоподъемность крана 3000 кг при максимальном вылете стрелы 3400 мм, максимальная высота подъема груза от земли 4700 мм. Кран состоит из колонны, стрелы, удлинителя, подвески, гидроцилиндров и механизма поворота. Колонна крана является и гидроцилиндром плунжерного типа. С его помощью производится подъем стрелы на необходимый угол. Подъем и опускание удлинителя стрелы производится с помощью поршневого цилиндра. Механизм поворота крана состоит из рейки, шестерни и двух гидроцилиндров. Разворот может осуществляться на 270 0 .

В гидравлической системе используется аксиально-поршневой гидронасос. Его привод осуществляется от коробки отбора мощности через муфту автомобиля «Урал-375Е». Рабочее давление в системе 15 МПа.

Управление гидравлическими кранами осуществляется гидрораспределителем, расположенным в заднем отсеке кузова.

Для обеспечения устойчивости АСА при работе крана имеются две телескопические опоры с гидравлическим приводом.

Кран-манипулятор на АСА состоит из колонны, телескопической и первой стрелы, подвески, гидроцилиндров и механизма поворота. Привод гидронасоса состоит из коробки отбора мощности и карданного вала.

Грузоподъемность крана-манипулятора составляет 1,2 т для первой стрелы (вылет ее 2,7 м); 0,8 т для развернутой второй стрелы (вылет 4,8 м); 0,5 т для развертывания второй и выдвинутой телескопической стрел (вылет 6 м).

Привод поворота представляет собой червячный редуктор с гидромотором. Корпус редуктора поворота одновременно является основанием для колонны комплекта стрел. Для перемещения стрел относительно друг друга служат три гидроцилиндра.

Подъем и опускание стрелы осуществляется гидроцилиндром 10, раскрытие крана – гидроцилиндром 5, а телескопирование – гидроцилиндром 2. Поворот крана производится гидромотором. При работе краном используются две гидроопоры, установленные в кормовой части автомобиля.

Привод гидроцилиндров и мотора поворота гидравлический. Принципиальная гидравлическая схема привода аналогична схеме привода АГВТ.

Лебедки. На АТСО и АСА установлены лебедки различной конструкции.

На АТСО установлена механическая одноходовая, двухступенчатая лебедка с одной передачей для наматывания и одной для разматывания канатов. Редуктор червячный. Тяговое усилие лебедки 7 т, рабочая длина каната 65 м. Привод лебедки осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на боковом люке коробки перемены передач. Все приводы управления находятся в кабине водителя.

На АСА-20 лебедка механическая двухступенчатая с тяговым усилием 3,5 и 5 т. Длина троса 86 и 79 м при выдаче вперед и назад.

На АСА-16 (43101) используется выносная мотолебедка МЛ-2000. В работу она приводится одноцилиндровым, двухтактным бензиновым двигателем. Тяговое усилие троса на барабане 2000 кг, длина троса 5 м. Масса лебедки 25 кг. В качестве привода используется двигатель от мотопомпы.

Осветительное оборудование. Для освещения мест пожара используются прожекторы ПК-1500 мощностью 1,5 кВт. Часть из них установлена на стационарной мачте, а часть на выносной стойке. Только на АСА-16(43101) установлены на мачте прожектора ПНК-100, мощностью 1 кВт. Количество устанавливаемых прожекторов показано в табл.10.3.

Привод подъема прожекторов на АСО – канатный с помощью гидромотора, на АСА-16 – электрический; только на АТСО – он пневматический, а поворот прожекторов осуществляется ручным приводом.

Оборудование специального назначения. АСА укомплектованы различными приборами и инструментом для выполнения различных работ на пожарах. Так, на них имеются дымососы ПДЭ-7. На АСА-16(43101), кроме одного дымососа, в комплекте есть 3 воздушно-изолирующие аппарата АИР-317 и один изолирующий противогаз ИП-4.

Таблица 10.3

В комплекте оборудования АСА предусматривается наличие глубинного насоса «Гном» и ручного поршневого насоса ВКФ-4 для перекачки и сбора воды. Для перемещения элементов разрушенных конструкций предназначены пневматические домкраты ПД-10 и ПД-4.

На АСА-20(4310) имеется мотопомпа МП-800Б и комплект гидроинструмента УКМ-4.

Наиболее обширная комплектация на АСА-16(43101). Кроме рассмотренного ранее инструмента и приборов, на нем имеется сварочный аппарат «Адонис». Он предназначен для электродуговой сварки и резки углеродистых сталей (листов, профилей, прутков и т.д.).

На этом автомобиле имеется выносная электростанция АБ-4-Т/230. Ее приводом является бензиновый двигатель. Генератор переменного тока с частотой 50 Гц развивает мощность 4 кВт. Для питания внешних потребителей к распределительному щиту возможно подключать (например, на АСА-20 КамАЗ-43114) четыре кабеля длиной по 100 и 25 м. К распределительным коробкам подключают по три различных потребителя.

В комплекта АСА-16 имеются: гидравлические ножницы для резки арматуры. Комплект гидравлического универсального инструмента, инструмент аварийно-спасательный РГАИ-1,инструмент универсальный УКИ-12, дисковая и цепная электрические пилы ИЭ51025 и ЭП-16 «Парма-М».

Для проведения химической и радиационной оценки АСА-16 укомплектована приборами различного назначения.

В комплекте АСА-16 предусмотрены электрозащитные средства и защитная одежда для боевых расчетов. Она оборудована также стационарной радиостанцией типа «Сапфир АВР-1-5-40-508», тремя носимыми радиостанциями типа «Сирена» и сигнальной громкоговорящей установкой СГУ-100.

АСА могут использоваться для выполнения ряда работ:

– освещение мест тушения пожара, вентиляции в зоне работы пожарных, вскрытия и разборки различных конструкций;

– сбора химически активных веществ, ПАВ и нефтепродуктов, а также перекрытия аварийных участков истечения жидкостей;

– определения радиационной обстановки и химического загрязнения на месте аварии или на пожаре;

– тушения локальных пожаров;

– проведения аварийно-спасательных работ на воде.


Литература

1. Боевой устав пожарной охраны. – М.: МВД Российской Федерации, 1996. – 46 с.

2. Наставление по технической службе. – М. – МВД Российской Федерации, 1996. – 170 с.

3. Средства обеспечения аварийно-спасательных работ. Вып.4. – М.: ВНИИПО МВД РФ, 1999. – 148 с.

4. Нормы пожарной безопасности. ВНИИПО, утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ, 1996. – 2000.

5. Брушлинский Н.Н. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы. – М.: Стройиздат, 1989. – 96 с.

6. Безбородько М.Д. и др. Пожарная техника. – М.: ВИПТШ МВД СССР, 1989. – 236 с.

7. Яковенко Ю.Ф., Зайцев А.И. и др. Эксплуатация пожарной техники. – М.: Стройиздат, 1991. – 414 с.

8. Волков В.Д., Ерохин С.П. и др. Справочное пособие по работе на специальных пожарных автомобилях. – М.: ВНИИПО, 1999. – 236 с.

9. Безбородько М.Д., Брежнев А.А. и др. Охрана труда пожарных. Современные требования. – М.: Стройиздат, 1993. – 184 с.

10. Технические описания и инструкции по эксплуатации пожарной техники: ОАО «Пожтехника» г.Торжок; АМО ЗИЛ г.Москва; Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования, г.Варгаши.

11. Яковенко Ю.Ф., Кузнецов Ю.С. Техническая диагностика пожарных автомобилей. – М.: Стройиздат, 1984. – 288 с.

12. Техническая эксплуатация автомобилей // Под ред. д.т.н., профессора Кузнецова Ю.С.. – М.: Транспорт, 2000. - с.

ПОЖАРНАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ПОДСТАНЦИЯ ДЫМОУДАЛЕНИЯ ПППД-125 тип 663656
базовое шасси - прицеп

Вентилятор на прицепе с комплектом рукавов при возгораниях в жилых и административных зданиях, а также промышленных и специальных объектах, закрытых пространствах, связанных с утечкой опасных веществ обеспечивает:
- возможность управления газовыми потоками при тушении пожара с целью создания условий, способствующих успешному тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, увеличивает видимость в задымлённом помещении, сведя к минимуму концентрацию дыма, обеспечивает удаление продуктов горения из закрытых пространств больших объемов, снижает тепловые нагрузки;
- снижение уровня насыщения воздуха тяжелыми частицами продуктов сгорания путем их осаждения;
- снижение пожарной нагрузки;
- снижение уровня насыщения воздуха горючими газами или парами легко воспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ): пропана, бутана, метана, бензина и т.д., - снижения уровня насыщения воздуха парами активных химически опасных веществ (АХОВ): аммиака, хлора и т.д.
Вентиляционная установка обеспечивает подачу 100-500 кратной пены на высоту до 100 метров.


Технические характеристики базового шасси - прицепа


Вентилятор MGV L125 смонтирован на платформу прицепа (возможен монтаж вентилятора на шасси автомобиля). На платформе прицепа для установки вентилятора MGV L125 изготовлен из сталь20, с последующей гальванической обработкой «Цинк9» дополнительный подрамник (фундамент). Платформа прицепа и крылья облицованы рифленым алюминием толщиной 2 мм. Установлены брызговики, габаритные огни, концевой выключатель. Под задний свес прицепа смонтирован топливный бак с защитами. Изготовлена заливная горловина и проложены топливопроводы.
Отсек для ПТВ и оборудования имеет каркасную, сварную конструкцию из алюминиевого профиля, облицованную алюминиевым листом с применением полиуретановых клеевых композиций. С правого и левого борта установлены шторные двери (MCD, Франция) из алюминиевого профиля с системой запирания, удержания в любом промежуточном положении, боковым внутренним освещением 12 VDC. Ливневый канал с каждого борта оборудован светодиодным освещением наружного пространства перед отсеком. Крепления внутри отсека для ПТВ и оборудования. Габаритные размеры отсека (ДхВхШ), мм: 1200 х 2150 х 1550.


Пожарный автомобиль дымоудаления АД 90/22(3205)-01 НН НАЗНАЧЕНИЕ АД - пожарный автомобиль дымоудаления. Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и в открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пожара. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Изготовитель: ООО ТПП «Пеленг» Шасси………………. . …. ПАЗ-3205 Максимальная скорость, км/ч. ……. . 90 Мощность источника питания, к. Вт: основного………………. . 16 дополнительного…………. . 6 Высота подъема осветительной мачты от поверхности земли, м……………. . ………… 8* Максимальная суммарная произ-ть пожарных дымососов, тыс. м 3/ч………… 90 Суммарная мощность электрооборудования, ……………. 15 Число мест для боевого расчета…. …. . . 4 Габаритные размеры, д/ш/в, м…. . . 7, 3 х2, 5 х3, 4

Пожарный автомобиль дымоудаления АД-120 (4334)-70 ВР НАЗНАЧЕНИЕ Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушномеханической пены на пути распространения пламени ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Шасси …………………. ……. ЗИЛ-4334 (6 х6) Максимальная скорость, км/ч……………. . 85 Число мест боевого расчета………………. 3 Производительность вентиляторной установки, м 3/ч……………. . 120000 Масса полная, кг……………………. . 9950 Габаритные размеры, м…………. . … 8, 0 х2, 5 х3, 35 Изготовитель: ОАО «Варгашинский завод ППСО»

Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.

АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66, они позволяют как удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха, так и подавать воздушно-механическую пену.

На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90000 м 3 /ч. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Комплектация и технические характеристики АД представлены в табл. 10.1.

Таблица 10.1

Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме – 1200 Па.

Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66) представлена на рис. 10.3. Образование воздушно-механической пены осуществляется с помощью распылителя 10 , установленного на вентиляторе. Подача воды к нему производится от АЦ или АНР по рукаву, присоединяемому к головке 5 . При включенном пеносмесителе 6 типа ПС-5 пенообразователь из бака 2 будет поступать к распылителю. При работе образуется пена кратностью до 500, производительность по пене при кратности 500 равна 1000 м 3 /мин.

Прицеп пожарный дымоудаления ПД-60/20 установлен на шасси прицепа УАПЗ-738 (рис. 10.4).

Боковые и задняя стенки прицепа обустроены распашными и откидными дверями для доступа к специальному оборудованию и ПТВ. Габаритные размеры ПД равны 3975х2170х2200 мм. Высота ПО с глушителем на кузове равна 2400 мм. Его колея составляет 1770 мм, полная масса – 2400 кг. Допускается максимальная скорость при транспортировании 40 км/ч.

Вотсеках кузова ПД размещены: электросиловая установка с двигателем, топливные баки, дымососы и прожекторы, аварийно-спасательное оборудование и инструмент, специальное оборудование и электрооборудование.

Электросиловая установка (ЭСУ) состоит из двигателя внутреннего сгорания и сопряженного с ним электрического генератора.

Двигатель ПД – четырехцилиндровый четырехтактный дизель (ДМИ-60) с воздушным охлаждением. При частоте вращения вала двигателя 2200 об/мин он развивает мощность 44 кВт. Запас дизельного топлива 70 кг обеспечивает непрерывную работу ПД в течение 8 часов. На прицепе установлена отопительно-вентиляционная установка ОВ-65. Она обеспечивает подогрев двигателя перед пуском при температуре окружающего воздуха ниже –10 о С, а также работу двигателя в жарких климатических условиях.

Мощность от двигателя к генератору передается через раздаточную коробку.

Электрогенератор ГТ40ПЧ6-2С является синхронной машиной трехфазного переменного тока частотой 400 Гц, напряжением 200 В, воздушного охлаждения. Частота вращения вала генератора 6000 об/мин. Величина генерируемого тока 55 А, развиваемая мощность 20 кВт.

Основное оборудование ПД включает в себя прожекторы, дымососы, электропилу и др.

Прожекторы. На прицепе закреплены два выносных прожектора типа ИО-02-1500-02. Один прожектор может устанавливаться на задней части крыши прицепа. Второй может использоваться на специальной подставке высотой 2 м на местности. Мощность одного прожектора 1,5 кВт.

Освещение мест работы осуществляется переносной фарой ФГ-16 с кабелем длиной 20 м. На корпусе фары имеется струбцина для крепления ее на различные предметы.

Дымосос пожарный электрический (ДПЭ) обеспечивает подачу воздуха не менее 10000 м 3 /ч при работе со всасывающими напорными рукавами, без них – не менее 15000 м 3 /ч.

Он может подавать до 100 м 3 /мин пены. В комплекте оборудования на каждый дымосос имеется всасывающий рукав длиной 10 м и диаметром 520 мм. Напорный рукав соответственно имеет размеры 10 м и 540 мм. Масса ПД не более 48,5, потребляемая мощность не более 3 кВт. ПД укомплектован 4 дымососами.

Аппарат сварочный специальный – АСС –7/400. Аппарат предназначен для электродуговой сварки или резки изделий из углеродистых сталей: листов, профилей, прутков. С его помощью можно сваривать или резать образцы толщиной от 1 до 5 мм. Потребляемая мощность аппарата не более 13 кВт.

Цепная электропила ЭПЧ-3,0-2. В комплекте имеется две пилы мощностью по 3 кВт. Включение их в работу осуществляется через блок питания электропилы (БПЭ). На каждом БПЭ имеется штепсельная розетка для подключения кабельной вилки электропилы и кабельный ввод с вилкой для подключения к розеткам распределительных коробок (КР).

Коллекторный электроинструмент. ПД укомплектован отбойным молотком и резаком с электродвигателями на напряжение 220 В и 50 Гц и шлифовальной машинкой с корундовым диском. Силами подразделений ГПС он может укомплектовываться и другим электроинструментом, например электродрелью, электропилой цепной типа «Парма» на напряжение 220 В и 50 Гц. Этот инструмент подключается к электросиловой установке через блок питания контактного инструмента (БПКИ). Этот блок выпрямляет напряжение 220 В 400 Гц переменного тока в напряжение 210 В постоянного тока.

Катушки кабельные. На ПД имеются стационарная кабельная катушка с магистральным силовым кабелем длиной 96 м и четыре переносных кабельных катушки, на которые намотаны кабели длиной по 36 м. Эти четыре кабеля предназначены для удлинения линии электропитания от генератора к внешним выносным потребителям электроэнергии.

Распределение электроэнергии 200 В 400 Гц от электросиловой установки к выносному оборудованию осуществляется коробками распределительными (КР). В эксплуатации они устанавливаются на подставки с раздвижными опорами. Этим исключается контакт с влажным грунтом.

Общее оборудование ПД. Для обеспечения безопасной работы на ПД в передней части установлено самоориентирующееся опорно-тормозное устройство (поз. 1 на рис. 10.4). В походном положении оно поднимается вверх и фиксируется стопором. Имеется и задняя опора, состоящая из стойки в виде трубы и винта. В походном положении убирается вверх и фиксируется. На прицепе имеются два автомобильных противооткатных упора.

На передней стенке кузова установлены сигнальные фонари красного цвета, а в задней части кузова на крыше установлен маяк сигнальный синего цвета.

Для освещения мест работы в ночное время применяется фара переносная ФГ-16. Она имеет кабель длиной 20 м с вилкой на конце и струбцину на корпусе для крепления на различные предметы.

В кузове установлен вентилятор, предназначенный для обдува блоков защиты и управления и вентиляции кузова при работающем двигателе.

На водиле прицепа закреплен заземляющий медный провод длиной 5 м и сечением 10 мм 2 . Для обеспечения безопасности работы боевого расчета на ПД имеются резиновые боты, ковер и перчатки диэлектрические, аптечка, огнетушитель ОУ-2, прибор контроля изоляции.

Для выполнения различных работ в комплекте (42 наименования) имеются чемодан электрослесаря, сумка инструментальная и другое оборудование.

Боевое развертывание. Оборудование на ПД потребляет различную мощность. Кроме того, оно может приводиться в действие как переменным током высокой частоты, так и постоянным током. Поэтому личный состав боевого расчета, состоящий из трех пожарных, должен быть специально подготовлен.

Развертывание ЭСУ производит водитель автомобиля-тягача, развертывание оборудования – пожарные.

Схемы боевого развертывания могут быть различными. Однако должны выполняться два требования. Во-первых, суммарная мощность потребителей не должна превышать мощности генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выносном щите должно быть равномерным, т.е. не более 6 кВт на каждую линию. При боевом развертывании только прожекторов и дымососов схемы могут быть различными. Одна из них показана на рис. 10.5. В случае, если не устанавливается прожектор на тягаче, он может быть подключен (при необходимости) к левой КР .

При использовании сварочного аппарата он включается через КР в одну из линий, к двум другим линиям должно подключаться минимальное количество агрегатов или инструментов.

При необходимости использования электропил они подключаются к блоку питания электропил БПЭ, которые соединяются с КР (рис. 10.6). Коллекторный электроинструмент напряжением 230 В постоянного тока включается через блок питания коллекторного инструмента (БПКИ).

С помощью прицепа дымоудаления возможно удаление дыма из зданий и сооружений. Использование четырех дымососов позволяет рационально организовать отсасывание из них дыма. Достоинством является то, что удаление дыма, как и проветривание помещений, можно организовать в различных частях зданий и сооружений и даже на различных объектах.

Имеющееся оборудование позволит вскрывать конструкции для обеспечения удаления дыма и проветривания помещений. С помощью дымососов возможно использовать для тушения высокократную пену. Прожекторы позволят освещать местность в темное время суток.