Тюнинг Нивы

Хронология изгнания евреев из разных стран мира. Библейская история моисея история пророка моисея Исторические факты, подтверждающие библейские события

Хронология изгнания евреев из разных стран мира. Библейская история моисея история пророка моисея Исторические факты, подтверждающие библейские события

Вавилонский плен, в который иудеи были уведены царем Месопотамии Навуходоносором в 605 году до рождества Христова, длился семьдесят лет. Столько времени понадобилось, чтобы они раскаялись в своих грехах, в измене истинному Богу и вернулись к вере своих предков.

Страна, в которой иудеям предстояло теперь жить, отличалась от их родины. Вместо живописных гор пленники увидели необозримые поля, пересеченные искусственными каналами. Среди них высились исполинские башни необъятных городов. Вавилон, столица царства, был в то время величайшим и богатейшим городом на земле. Он блистал роскошью и величием многочисленных храмов и дворцов.

Главный дворец вавилонских царей был особенно знаменит своими висячими садами. Главный храм, посвященный богу солнца, представлял собой громадную семиэтажную башню, вершина которой словно доходила до небес. Она напоминала иудеям о древней вавилонской башне, которую в гневе разрушил Сам Бог.

Но великолепие Вавилона не радовало иудеев. Они были здесь на положении рабов. Им был отведен особый квартал для поселения, вдали от роскоши и богатства дворцов. Большая часть была расселена в других городах.

Иудеи должны были выполнять тяжелые работы. Они исполняли всю черную работу при возведении тех многочисленных построек, которыми цари украшали свою столицу.

Но тяжелый труд и физические лишения не были самым страшным испытанием. Более горьким было сознание того, что они утратили землю обетованную. Эту землю обещал Господь их праотцу Аврааму. Ради нее почтенный патриарх, уже в преклонных летах, покинул Месопотамию и отправился на запад, куда повелел Господь. Предки ветхозаветных евреев происходили оттуда, где сейчас высились прекрасные дворцы Вавилона. И вот опять они здесь, но уже рабы. Словно замкнулся невидимый круг истории, словно Господь опять привел их к исходной точке, давая шанс заново начать свой путь.

Но условием нового исхода в землю обетованную должно было стать глубокое и искреннее покаяние. Народ оказался недостоин тех великих щедрот, которые излил на него Господь. Он разменял великое откровение истинной веры на поклонение ложным богам. Он изменил Богу и впал в язычество. Он не желал слушать пророков, которых Господь посылал для его вразумления.

И вот он здесь, на реках вавилонских оплакивает свою судьбу. Его взоры вновь обращаются на запад, где осталась лежать разграбленная земля обетованная, где остались развалины Иерусалима и великой святыни иудеев – иерусалимского храма.

Теперь ветхозаветные евреи понимают: чтобы спастись, не раствориться среди многочисленных народов вавилонского царства, они должны сплотиться. Символом их сплочения, как и прежде, должна стать истинная вера в единого Бога.

И эта вера начинает крепнуть. Живя в Вавилоне, утратив истинное и единственное место поклонения богу – иерусалимский храм, иудеи собираются в домах друг друга, чтобы сотворить общую молитву.

Они поют священные песнопения, псалмы. Они лучше, чем когда-либо понимают и разделяют покаянное настроение царя Давида. Того, кто в великом покаянном псалме воззвал к Богу, прося о помиловании за совершенные грехи. В это время усиливается личная, домашняя молитва.

Но изгнание ветхозаветных евреев не было свидетельством того, что Бог оставил их. Напротив, именно в вавилонском плену иудеи сподобились самых удивительных пророчеств о грядущих временах. Как и прежде, Господь воздвигал в иудейском народе пророков, которые открывали ему волю Божью, учили и наставляли в вере.

В прежние времена, еще находясь в земле обетованной, богоизбранные пророки обличали народ в богоотступничестве. Они пророчествовали о тяжелых временах, которые наступят вслед за изменой Богу.

Теперь же они поддерживали иудеев на пути истинной веры, вселяя надежду на грядущее освобождение. Они укрепляли людей пророчеством о новом Иерусалиме, о новом храме, о возвращении в родную землю.

Но эти земные блага – избавление от рабства и возвращение на родину – были лишь тенью истинного спасения, которым Господь желал одарить человека. Великое проявление Божьей милости к людям. Воплощение и Рождение Сына Божьего – Господа Иисуса Христа.

Об этом событии пророчествовал пленным иудеям пророк Даниил. Господь открыл ему точное время Рождества Спасителя. Весь об этом поддерживала изгнанников, вселяя уверенность в Божьей помощи и Божьем благоволении к ним.

Вавилонский плен или Вавилонское пленение - период в истории еврейского народа с 598 по 539 до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства в правление Навуходоносора II.

Этот период завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим.

Вавилонское пленение стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания.

Вавилонский плен

В 586 году до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор (Невухаднецар) штурмом взял Иерусалим и разрушил . Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных. Так начался для евреев великий плен, который продолжался почти 70 лет.

Со временем могучая Вавилонская держава ослабла и стала лёгкой добычей персидских царей. Навуходоносор царствовал 45 лет. Его сменил его сын Авельмардук (Эвил Меродах), который царствовал 23 года.

Его преемник Валтасар, вступив в третий год своего правления, с трепетом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. И когда эти 70 лет, как ему казалось, истекли, Валтасар возликовал - Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен!

Стремясь показать свое презрение к Богу, которого уже не боялся, он устроил пир, который вошел в историю как образец дикой оргии. В честь своего празднества он сделал то, на что не осмелился даже его дед. Он вынул из сокровищницы сосуды Храма, чтобы использовать их в своем необузданном пиршестве.

Но Валтасар ошибся в своих расчётах и к утру он был убит Дарием, мидийцем, и зятем Дария Киром, персом.

Правление Кира Великого

Согласно еврейской традиции, Дарий предложил трон Киру, но последний отказался. Дарий процарствовал год, а Кир - менее 3 лет. Таким образом исполнилось пророчество Даниила, согласно которому, Вавилонское царство перейдёт сначала к Мидии, а затем к Персии.

Новая власть отличалась веротерпимостью. Евреи пользовались значительными правами и самоуправлением. Персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм. Для этого выделялись значительные средства из царской казны, а также возвращались храмовые ценности, которые когда-то были увезены вавилонянами. Указ Кира был издан за два года до того, как Артаксеркс (Ахашверош) стал царём и за четыре года до событий, описанных в свитке Эсфирь.

Хотя Кир и разрешил евреям вернуться на свою родину, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, остальные предпочли остаться в Персии. Начались работы по восстановлению Храма, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. В Вавилоне возродилось изучение Торы, однако, даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными союзу с Богом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле.

Кир перевёл свою столицу в Сузы (Шушан) в земле Элам. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в . Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало всё больше препятствий.

Политика веротерпимости продолжалась и при наследниках Кира.

После покорения Иудейского царства Навуходоносором II . Ещё в 722 до Р. Х. из родных мест были уведены ассирийцами жители Израильского царства, а через сто с небольшим лет та же участь постигла Иудею. Навуходоносор, победив иудейского царя Иоакима (598 или 597 до Р. Х.) и разрушив в 586 г. Иерусалим , устроил несколько переселений оттуда непокорных евреев. Он увел в Вавилон всех жителей Иудеи, занимавших более или менее значительное общественное положение, оставив только часть низших классов народа для обработки земли.

Первое переселение было устроено в 597 г. Считается, что Вавилонское пленение продолжалось с этой даты до разрешения изгнанникам вернуться, которое дал в 537 г. до Р. Х победивший вавилонян царь персидский Кир . Обращение с изгнанными в Вавилоне не было суровым, некоторые из них достигли там не только богатства, но и высокого общественного положения. Тем не менее, падение Иудейского царства, разрушение Храма , невозможность совершать богослужения Иегове в традиционных формах, тяжелое положение отдельных изгнанников, насмешки и высокомерие победителей, – все это тем сильнее чувствовалось изгнанниками, что еще были живы воспоминания о блеске прежнего Иерусалима и все прежние надежды. Это народное горе нашло себе выражение во многих псалмах, плаче Иеремии , некоторых пророчествах Иезекииля .

Вавилонский плен. Видеофильм

С другой стороны, однако, Вавилонское пленение было периодом национального и религиозного возрождения еврейского народа. Столкновение с победоносным, но выродившимся язычеством усилило национальное и религиозное чувство, народ с воодушевлением прислушивался к предсказаниям и утешениям пророков, влияние которых возросло; их религиозные воззрения сделались достоянием всего народа. Вместо племенного бога в Иегове стали видеть Бога всей земли, защиты которого искал лишенный отечества народ. Надежды на освобождение особенно усилились с тех пор, как Кир персидский начал свою победоносную борьбу с погрязшими в пороках вавилонскими царями. Пророки (младший Исайя) открыто называли Кира помазанником Божиим, призванным положить конец господству Вавилона.

Победив вавилонян, Кир не только призвал евреев к возвращению на родину (537 г.) и возобновлению Храма, но поручил чиновнику Митридату вернуть им все похищенные из храма драгоценные вещи. Под предводительством Зоровавеля, из колена Давидова, на родину из Вавилона двинулось 42,360 свободных евреев с 7337 рабами и многочисленными стадами. Они первоначально заняли небольшую часть Иудеи (см. Книгу Ездры 2, 64 и сл.). В 515 г. уже был освящен новый Храм. Неемии удалось затем окончить восстановление иерусалимских стен и упрочить политическое существование вновь организованного народа.

Вавилонским пленением (пап) называют также вынужденное пребывание пап в Авиньоне, вместо Рима, в 1309 – 1377.

П раздник Песах (Пасха) – главный во всей череде еврейских праздников. Из четырех праздников, заповеданных евреям Пятикнижием Моисеевым – он назван первым и это, очевидно, не случайно. Песах посвящается одному из наиболее значительных событий библейской истории – исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства.

Большинство ученых считают, что это произошло в XIII в. до н.э., около 1200 года.

Слово «песах» означает «пройти мимо, пропустить». Оно возникло в память о том, как ангел смерти, проходил мимо жилищ израильтян, поражая только египетских первенцев в дни десятой казни, посланной Богом на фараона и его царство. Через Моисея и Аарона Бог повелел евреям приготовить по жертвенному агнцу и его кровью смазать оба косяка и перекладину двери каждого еврейского дома. Таким образом, Бог пощадил всех еврейских первенцев, поразив египетских. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. Поэтому Песах связан с прославлением свободы евреев.

Песах - праздник исхода из «дома рабства».

Рабство начинается так: раб трудится для других людей, которые определяют цели и образ его жизни. Пока раб – будь то отдельный человек или весь народ – осознает себя рабом, пока он понимает свои собственные интересы и болезненно переживает угнетение – рабство еще не является окончательным. Положение усугубляется тогда, когда раб забывает о том, что он раб, тогда рабство перестает быть лишь внешней зависимостью и, проникая в душу человека, становится привычным образом жизни – привычным и даже желанным.

Пророки и мудрецы, говоря о рабстве Израиля в Египте, подчеркивают, что у евреев стало исчезать болезненное ощущение рабства, и они до такой степени прониклись идеями египетского народа, что стали исполнять тяжкую работу, которая была возложена на них, с непритворным энтузиазмом. Как сказано в повествовании об исходе из Египта, Бог пришел, чтобы забрать народ из среды народа. Это означает, что Израиль погрузился в самую гущу народа-поработителя, как бы увяз в этой среде.

Избавление еврейского народа от египетского рабства произошло в тот момент, когда у самих евреев уже почти не оставалось желания выйти на свободу. Наказания египтянам становились все более суровыми не только для того, чтобы они согласились отпустить евреев, но и чтобы подстегнуть всех, кто колебался и продолжал раздумывать, что выгодней – уйти или остаться.

Как уже было сказано, для того, чтобы фараон добром отпустил евреев, на весь Египет пришлось насылать по очереди десять казней. Девять из них падали на египтян прямо с небес — Моисей только предвещал их фараону. А все прочие евреи просто оставались в стороне. То есть Бог как бы действовал за народ Израиля, его самого никак не привлекая.

Положение изменилось, когда настало время десятой казни – гибели всех египетских первенцев. Сама казнь по-прежнему оставалась в руках Всевышнего. Но от евреев потребовалось принести в жертву пасхального ягненка и его кровью помазать косяки дверей со стороны улицы. Озвученный в Исходе повод для этого действия был таков: когда ангел смерти пойдет по городам и селениям уничтожать египетских первенцев, на еврейских домах должен быть знак – куда ему заходить не надо. Кровь пасхальной жертвы и была таким знаком.

Причина как бы на поверхности, однако, при небольшом размышлении становится ясно, что она сама – поверхностная. Ну, в самом деле, почему предыдущие казни не затрагивали еврейские дома без всяких знаков, а тут вдруг они понадобились? Бог или Его ангел и так все видят насквозь – кому же нужны эти знаки? Оказывается – самим евреям.

Ведь мы по-прежнему имеем дело с рабством в душе. В быту это рабство проявлялось, как старание евреев внешне не выделяться среди египтян, быть такими же, как они – зачем, мол, раздражать антисемитов, накликивать беды на свои головы. Мы будем, как нам положено, молиться Единому Богу у себя дома, за закрытыми ставнями, а внешне пусть уж нас не смогут отличить от этих идолопоклонников.

Именно поэтому перед исходом из рабства физического каждый еврей должен был сделать шаг из духовного рабства. Помазать косяки дверей кровью, и помазать ее именно со стороны улицы – означало, открыто заявить: да, я другой, я отличаюсь от вас, я верю в Единого Бога и не боюсь исповедовать свою веру!

Требуя от фараона, чтобы он отпустил народ Израиля, Моисей и Аарон аргументировали это необходимостью совершить жертвоприношение Господу в пустыне. Вокруг этого довода и вели спор фараон и Моисей. На первый взгляд кажется, что просьба Моисея и Аарона – простая уловка. На самом же деле речь здесь ведется о том, что составляет суть исхода из рабства.

У рабов нет настоящих богов, священный долг раба – выполнять свою работу. Однако в тот момент, когда раб открывает для себя, Кто есть Господин над господами, Которому подчинены все, он в душе перестает быть рабом. Фараон не ошибся, когда решил, что само желание выйти для празднования является предпосылкой к избавлению. Он попытался воспрепятствовать национальному возрождению при помощи ряда мер, призванных сломить дух народа непосильной работой, которая приводила к такому состоянию, когда люди уже не могли не только мечтать, но и просто желать чего-либо, что выходило бы за рамки самых простых потребностей жизни.

Попытка достичь освобождения путем одного лишь физического исхода не может привести к настоящему избавлению. Тот, кто отказывается от своей индивидуальности, остается рабом, даже если у него нет хозяев, стоящих у него над душой. Истинная свобода невозможна без осознания своей цели и обретения собственной шкалы ценностей.

Один мудрый человек сказал: легче было вывести евреев из изгнания, чем изгнание – из евреев. Исход из рабства может положить начало великим делам, но сам по себе он не является даже проблеском избавления. Поэтому столь важно указание на цель исхода из Египта: принести жертву Господу в пустыне. Когда появляется высшая, духовная цель, когда открываются новые жизненные перспективы, отрицающие продолжение рабской жизни, тогда начинается настоящее избавление.

В книге Исход говорится: «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства: ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле…» Почему же это историческое событие так важно для нас сегодня? Почему мы из года в год вспоминаем об избавлении, передаем эту историю нашим детям и внукам? Наша цель, чтобы в каждом поколении каждый человек увидел себя так, будто он сам вышел из Египта. Долг каждого из нас еще раз спросить себя, осуществляем ли мы на практике, в своей жизни, эту свободу и исход из рабства к избавлению; свободны ли мы по-настоящему?

Каждому, вероятно, знакомы моменты, когда сталкиваешься с трудностями, испытывая ограничения и разочарования. Мы это можем не называть словом «рабство», и может быть, мы к этому привыкли и принимаем это за должное, однако часто мы осознаем, что окружающий нас мир властвует над нами. Рабство бывает не только тотальное, при котором человек находится под контролем диктатора. Встречаются ситуации, из которых человеку не найти выход - он чувствует себя «под властью» сложившейся ситуации, он «порабощен» миром вокруг него. Случается, когда рушатся планы, мечты, все старания идут впустую, кажется, что рушится сама жизнь.

Мир полон страданий, унижений и несправедливости. Освобождение - это не сиюминутное событие: это процесс, начавшийся три с лишним тысячи лет тому назад и продолжающийся сегодня. В каждый момент своей жизни мы должны выходить из Египта. Египет - это символ нашей непреодоленной (но вполне преодолимой) ограниченности. Пока мы продолжаем оставаться рабами предрассудков и поведенческих стереотипов - мы рабы Египта. Пока ситуация, в которой мы находимся, контролирует нас вместо того, чтобы находиться под нашим контролем, - мы порабощены ею. Пока мы мешаем раскрыться своему потенциалу, пока мы говорим себе, что не можем стать выше, глубже, лучше, что неспособны сделать больше, - мы рабы Египта.

Когда евреи воззвали к Господу, стали искать Его, захотели служить Ему, Бог не только избавил их от гнета, но и дал им закон, который они были обязаны хранить во все времена и века. Народ получил основание веры и светлую надежду на будущее.

Подписывайтесь:

Исход стал центральным пунктом всей еврейской (да и мировой) истории. Он сформировал национальное сознание евреев и положил начало существованию Израиля в качестве свободного народа. Уроки, извлеченные из опыта египетского рабства и чудесного освобождения, стали той основой, на которой базируются важнейшие принципы еврейского религиозного и этического учения. Бог также желает, чтобы исход занимал особое место в сердцах Его народа. Об этом свидетельствует формулировка первой из Десяти заповедей: «Я – Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» .

Песах – очень многообразный праздник. Это праздник избавления от египетского рабства, это также праздник национального единства народа Израиля, выработанного в плавильном котле страданий и избавления; праздник величия еврейской семьи, осознающей чудо единения; это весенний праздник, ведь расцвет природы означает обновление и пробуждение народа, наслаждающегося жизнью. И, прежде всего, это праздник свободы, свободы каждого отдельного еврея и свободы всего еврейского народа.