Тюнинг русских авто

«Пожарные автолестницы. Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей Как расшифровать маркировку автолестниц

«Пожарные автолестницы. Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей Как расшифровать маркировку автолестниц
АВТОЛЕСТНИЦА ПОЖАРНАЯ

АЛ-30(131)ПМ-506Д

Техническое описание

и инструкция по эксплуатации пм-506д.00.000 ТО

Внимание

Введение


  1. Назначение автолестницы

  2. Технические данные

  3. Состав, устройство и работа автолестницы

  4. Устройство и работа составных частей автолестницы

  1. Шасси

  2. Силовая группа

  3. Коробка отбора мощности

  4. Гидронасос

  5. Бак масляный
4.6 Фильтр

  1. Аварийный привод

  2. Привод управления двигателем

  3. Гидропривод

  1. Опорное основание

  2. Механизм блокировки рессор

  3. Опора

  4. Гидроцилиндр выдвигания опоры

  5. Блок управления опорами

  6. Подъемно-поворотное основание

  7. Поворотная опора

  8. Гидромеханизмы

  9. Привод поворота

  10. Гидроцилиндр подъема

  11. Привод выдвигания

  12. Редуктор привода выдвигания
4.22 Маслотокопереход

4.23 Схема привела прибора блокировки

4.24 Прибор блокировки

4.25 Механизм бокового выравнивания

4.26 Гидроцилиндр бокового выравнивания

4.27 Комплект колен

4.28 Электрооборудование

4.29 Лафетный ствол

4.30 Устройство для крепления рукава 5.Контрольно-измерительные приборы, инструмент и принадлежности


  1. Контрольно-измерительные приборы

  2. Инструмент и принадлежности

  1. Маркирование, пломбирование и упаковка

  2. Общие указания по эксплуатации автолестницы

  3. Указания мер безопасности

  4. Подготовка к работе, измерение параметров, регулирование и настройка,
проверка технического состояния

  1. Подготовка к работе

  2. Измерение параметров, регулирование и настройка
9.3Проверка технического состояния

10 Порядок работы


  1. Опускание-подъем опор

  2. Подъем-опускание лестницы

  3. Поворот лестницы

  4. Выдвигание-сдвигание лестницы
10.5 Опускание лестницы для прислонения

  1. Подъем и спуск людей по лестнице

  2. Спуск людей по рукаву

  3. Работа лафетным стволом

  4. Работа пеногенераторами

  1. Укладка лестницы

  2. Перемена места работы

    1. Работа ручным насосам

  1. Применение лестницы для подъема грузов

  2. Работа при низких температурах воздуха
11 Техническое обслуживание

  1. Виды и периодичность технического обслуживания

  2. Обслуживание гидроагрегатов

  3. Смазка

  4. Смена рабочей жидкости

  5. Обслуживание электрооборудования
11.6 Перечень работ для различных видов технического обслуживания

11.7 Статические испытания


  1. Возможные отказы и методы их устранения

  2. Указания по текущему ремонту

  3. Техническое освидетельствование и эксплуатационные испытания

  4. Правила хранения, консервация
16 Транспортирование

Приложения:

А Характеристика рабочих жидкостей, применяемых в гидросистеме

Б Таблица смазки

В Перечень элементов схемы электрической принципиальной

Г Перечень элементов схемы гидравлической принципиальной

Д Схема пломбирования

Е Схема строповки

Ж Схема крепления

И Альбом рисунков ПМ-506Д.00.000 ТО1

ВНИМАНИЕ!

К эксплуатации автолестницы пожарной АЛ-ЗО (131) ПМ-506Д допускаются лица, про­шедшие курс обучения на учебном пункте ГУ ФПС МЧС России или на заводе-изготовителе и получившие удостоверение на право управления автолестницей.

Эксплуатация автолестницы лицами, не имеющими удостоверения, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Слабые знания по устройству автолестницы и управлению ею могут привести к аварий­ным ситуациям.

При работе аварийным приводом при возникновении колебаний комплекта колен движение прекратить до окончания колебаний.

Для исключения случаев перегрузки гидросистемы давлением и возможности появления гидравлических ударов, необходимо перемещение рукояток управления из одного положения в другое осуществлять плавно с обязательной выдержкой в нейтральном положении.

С целью исключения возможности поломки конечных выключателей в отсеках управле­ния опорами необходимо закрывать дверки, придерживая за ручки, не допуская свободного удара при захлопывании.

Проведение каких-либо доработок без согласования с заводом-изготовителем

ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатациипредназначены дляиз­учения устройства, принципа работы и правил эксплуатации автолестницы.

Кроме настоящего ТО необходимо пользоваться эксплуатационной документацией,пе­речисленной в разделе 4 формуляра ПМ-506Д.00.000 ФО

Текст ТО поясняется рисунками, помешенными в отдельном приложении И. Альбом ри­сунков ПМ-506Д.00.000ТО1.

1 Назначение автолестницы

1.1 Пожарная автолестница предназначена:

для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий;

для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;

для тушения пожара водой или воздушно-механической пеной;

для выполнения вспомогательных работ на высоте до 30 м;

для использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;

для эвакуации людей с высоты до 30м по маршу лестницы, а также при помощи элас­тичного спасательного рукава.

1.2 Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С.


2 Технические данные

2.1 Технические данные автолестницы приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1


Наименование показателя

Значение

Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75°, м,

30

не менее

Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при

1,6(160)

максимальном вылете, кН(кгс), не более

Грузоподъемность лестницы при использовании автолестницы в

1000

качестве крана (при сдвинутой лестнице), кг, не более

Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной

от минус 4 до 75

плоскости, град

Угол поворота лестницы вправо или влево (при угле подъема

не ограничен

не менее 10°), град

Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного

основания с максимальнойрабочей нагрузкой на вершине, м

Время маневров лестницы при максимальной скорости движения

без нагрузки, с, при:

подъеме от 0 до 75°

25±5

опускании от 75 до 0°

25±5

выдвигании на полную длину при угле подъема 75°

20±5

сдвигании (полном) при угле подъема 75°

20±5

повороте на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75°

45±15

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке,

50

с, не более

Минимальный угол подъема, при котором колена могут сдвигаться

30

под действием собственной массы, град

Рабочее давление в гидросистеме, МПа (кгс/см 2)

17,5 +1 (175 +10)

Рабочая жидкость гидросистемы

Всесезонное масло ВМГЗ

ТУ38-101479-74

Масло МГ-30

ТУ 38-10150-79

Заменители рабочей жидкости

Масло веретенное

ОСТ 38.01412-86

Масло И-30А

ГОСТ 20799-75

Продолжение таблицы 2.1

Наименование показателя

Значение

Интервал допустимых температур рабочих жидкостей при кратко-

временной работе, °С:

ВМГЗ

От - 40 до +

65

МГ-30

От - 5 до +

75

И-30А

От - 5 до +

75

АУ

От - 20 до +

65

Объем заправочных емкостей агрегатов автолестницы, л;

редуктора привода выдвигания

1,0

редуктора привода поворота

1,0

бака гидросистемы

всей гидросистемы


90

200

Тип шасси

Полноприводное

Масса полная, кг, не более

10185

Распределение полной массы по осям, кг

на переднюю ось, не более

3060

на заднюю тележку, не более

7125

Длина в транспортом положении, мм, не более

11000

Ширина в транспортом положении, мм, не более

2500

Высота в транспортном положении, мм, не более

3200

Максимальная транспортная скорость, км/ч

80

Расход топлива при стационарной работе на привод насоса,

10

кг/ч, не более

Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта

1250

(при y =0,8), ч, не менее

Средний срок службы до списания, лет

10

Установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч, не менее

800

Примечание: Времена маневров указаны при работе на 4-й

передаче коробки переменных передач

3 Состав, устройство и работа автолестницы

3.1 Автолестница АЛ-30(131)ПМ-506Д является

К средствам технической службы относится пожарная техника, в состав которой входят пожарные машины, пожарно-техническое вооружение (ПТВ), а также средства связи, освещения и другое пожарное оборудование . Основным видом пожарной техники являются пожарные автомобили (ПА).

В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные

Основные пожарные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобили первой помощи.

Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре. Перечень специальных работ приводится в Боевом уставе пожарной охраны.

К вспомогательным пожарным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.

1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ

АКП - 30 /камаз/

Пожарные коленчатые подъемники предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.


Подразделения, вооруженные коленчатыми подъемниками во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества, работу лафетного ствола закрепленного в корзине автоподъемника, управление которым осуществляется с земли, а также для подачи пены средней кратности на высоту.

АКП - 30

Тип шасси - КамАЗ

Габаритные размеры, мм:

Длина – 14300

Ширина - 2500

Высота – 3600

Максимальная скорость – 100 км/ч

Угол подъема – 90 град.

Высота подъема – 30 м

Грузоподъемность люльки – 350 кг

Ширина между крайними точками опоры –5,5 м

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 53/мерседес/

Поворотная лестница ДЛ 53 К/Ф представляет собой спасательное транспортное средство с подъемной платформой, которое используется в первую очередь для спасания людей, тушению пожаров и обеспечения технической поддержки.

Достигаемая высота спасания составляет приблизительно 53 метра.

Конфигурация лестница ДЛ 53

1.Лестница;

2.крепление;

3.Ходовой механизм;

В качестве шасси используется шасси с передним рулевым управлением типа Мерседес Бенц. Двигатель обеспечивает передвижение автомобиля и перемещение специальных приспособлений.

Кабина водителя и отделения команды обеспечивает место для водителя, помощника водителя и команды до 4 человек имеется две двери.

Рабочая платформа состоит из нержавеющего, нескользящего жесткого алюминиевого покрытия, а внешний кожух выполнен из стального листа. Складывающаяся лестница – стремянка установлена в задней части платформы слева. Рабочие органы пожарного насоса расположены на платформе слева. Доступ в левый и правый отсеки для хранения осуществляется через встроенные жалюзи.

Ходовой механизм соединен с основанием ходового механизма и шасси автомобиля посредством зубчатого колеса. Оно обеспечивает вращение на 360 градусов соединения шасси и крепления узла лестницы. Привод осуществляется посредством ходового механизма с гидравлическим управлением.

Пульт управления расположен с внешней левой стороны ходового механизма и состоит из панели управления и сиденья оператора.

Лестница состоит из 6 секций, 5 из которых могут телескопически выдвигаться и убираться. Нижняя секция лестницы вращается на оси крепления лестницы. Секции лестницы выполнены из замкнутых стальных полых профилей квадратного сечения, а нижние пояса выполнены из специальных гнутых профилей.

Работа поворотной лестницы в целом состоит из следующих функций:

Подъем /наклон;


Вращение;

Выдвижение / уборка;

Выравнивание на местности

От уровня земли лестницы может быть поднята максимально на 75 градусов.

Лестница может быть опушена максимально на минус 12 градусов ниже уровня пола

Поворотная лестница может непрерывно вращаться на 360 градусов, м если она поднята приблизительно на 30 см под углом 7 градусов от положения покоя.

Лестница выдвигается и убирается при помощи 4 гидравлических цилиндров.


Обеспечение оптимальной работы лестницы при вызовах необходимо соблюдать следующие инструкции:

1. Температура окружающей среды в гараже лестницы должна быть минимум + 5 0С;

2. Проводить обслуживание и ремонт через интервалы определяемые заводом – изготовителем;

3. проверять приспособления и запасные части на их комплектность и правильность хранения;

4. Соблюдать инструкции завода – изготовителя;

5. Каждый раз перед выездом необходимо убедится, что лестница полностью убрана, надежно закреплена на опоре и замок лестницы закрыт.

Выбор площадки для установки лестницы:

1. Установить автомобиль на выбранной площадке как можно ближе к объекту на котором будет использована лестница / расстояние не должно быть менее 9 метров;

2. Проверить твердость грунта и неровности площадки, обращая внимание на:

Задние колеса автомобиля или гидравлические цилиндры опорной системы не должны располагаться на мягком грунте, закрытых люках или крышках гидрантов.

Боковой наклон поворотной лестницы на неровном грунте не должен превышать 7 градусов.

Подъем по лестнице

При подъеме по лестнице следует соблюдать следующие меры предосторожности:

Перед завершением маневров лестницей установите секции, чтобы секции были выровнены по оси;

Командир лестницы должен убедиться в том, что лестница находиться в правильном вертикальном положении, на наклоненную лестницу, поднятую чем на 40 градусов нельзя подыматься, если лестница находится без нагрузки.;

По лестнице нельзя подниматься до тех пор, пока не будут завершены маневры;

На пульте управления лестницей всегда должен находиться оператор во время подъема по лестнице, необходимо постоянно следить за индикатором нагрузок и опорной системой.;

в ночное время площадка должна быть освещена

Каждый поднимающийся по лестнице должен быть хорошо знаком с рабочими и предохранительными устройствами лестницы и должен иметь страховочный пояс;

По лестнице нужно взбираться равномерными шагами и не слишком быстро;

При спасательных операциях, человек, которого спасают должен быть либо привязан веревкой к верху лестницы или же спасатель спускается по лестнице впереди спасаемого человека;

При маневрах лестницы, на лестнице не должно находиться люди.

АВАРИЙНО _ СПАСАТЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Техническая характеристика АСА

Шасси УАЗ 452

Число мест 3 ;

Скорость,км/ч 95 ;

1.Комплект гидравлического инструмента

« ЛУКАС»:

Электростанция «Bosh» - 1 ;

Гидронасос с электроприводом - 1;

Гидронасос ручной - 1 ;

Цилиндр гидравлический LSR - 1 ;

Ранорасширитель LSР – 1 ;

Режущее устройство LS – 1 ;

Гидравлические шланги - 2 ;

Галагеновые прожектора – 2 ;

2.Комплект гидравлического инструмента «Эконт»:

Насосная станция НС «ХОНДА» - 1 ;

Ручной гидравлический насос Н – 80 ;

Расширитель – ножницы с насадкой для открывания стальных дверей - 1 ;

Гидроцилиндр ЦС –2 - 1 ;

Комплект приспособлений к гидроцилиндру

А) ось – 2 ;

Б) струбина – 1 ;

В) крюк - 2 ;

Г) серьга – 2 ;

Д)цепи –2 ;

Е) завхат - 1 ;

Гидравлические шланги - - 4 ;

3.Радиостанция «MOTOROLA»

4. Сигнально – громкоговорящая установка СГУ – 80 , Элект – 1 ;

5.Катушка кабельная – 1 ;

6.Резак – 1 .

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ЗИЛ 131/

Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.

АЛ –модель Л22)

Тип шасси - ЗИЛ – 131

Габаритные размеры, мм:

Длина – 9800

Ширина - 2500

Высота – 3160

Масса с полной нагрузкой, кг – 10500

Наименьший радиус поворота, м – 10,2

Максимальная скорость. км/ч – 80

Мощность двигателя. кВт (л. с.) –

Расход топлива на 100 км. л – 40

Запас хода по топливу, км – 400

Емкость топливного бака, л – 170

Длина полностью выдвинутой лестницы, м: без дополнительного колена – 30,2

с дополнительным коленом – 32,2

Максимальный угол поворота колен – неограничен

Время выполнения маневров лестницы, с:

Подъем колен на 75 – 30

Выдвигание колен на полную длину - 30

Поворот колен в право на 90 – 15

Грузоподъемность лифта, кг - 180

АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ / АСО – 8/

Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для освещения места работы пожарных подразделений на пожарах и обеспечения связи управления и информации. Они доставляют к месту пожара боевой расчет и комплект специального оборудования для обеспечения связи и освещения на месте пожара.

Подразделения вооруженные автомобилем связи и освещения может обеспечить связь управления с помощью переносных радиостанций, громкоговорящей установки, телефонной связи, связь информации с помощью автомобильных радиостанций и телефона, подключаемого к АТС, а также освещение четырех – шести боевых позиций при работе подразделений по тушению пожара. Данный автомобиль может использоваться в качестве электростанции, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструменты. Подача электроэнергии осуществляется от генератора, установленного непосредственно на автомобиле, либо от городской электросети. Вблизи от автомобиля связи и освещения, как правило располагается штаб пожаротушения.

АСО – 8 (66)

Шасси - ГАЗ – 66- 01

Число мест боевого расчета – 5

Габаритные размеры, мм:

Длина – 5655

Ширина – 2322

Высота –2880

Масса, кг 5780

Максимальная скорость, км/ч – 85

Контрольный расход топлива, л – 24

Запас хода по топливу, км – 870

Генератор:

Марка – ЕСС5 – 62 – 42 – М - 101

Напряжение,В – 230

Мощность, кВТ – 8

Прожектор стационарный:

Тип – ПКН – 1500

Напряжение, В – 220

Мощность,В - 1500

Лампа накаливания - КН – 220 – 1500

Прожектор переносной:

Марка ПКН – 1500

Напряжение, В – 220

Мощность,В - 1500

Число, шт - 4

Кабель магистральный

Средства связи:

Стационарные радиостанции

Радиус – 40 км

Переносные –6 шт.

Установка громкоговорящая.

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ПМ 512/

Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.

АЛ – 30 ПМ 512

Тип шасси - Камаз

Высота полностью выдвинутой лестнице при угле 75 - не менее 30 м;

Рабочая нагрузка на вершину не прислоненной лестницы:18 м – 350 кгс; 24м - 100 кгс;

Грузоподъемность автолестницы/ кран / - угол 30 – 75 0 – 2000 кг;

Рабочий диапазон от –7 до + 75 ;

Угол поворота не менее 360 0;

Ширина в ТС - 2500 мм;

Высота в ТС – 3800 мм;

Длина в ТС – 11000 мм;

Тип шасси – полноприводное;

Число мест для боевого расчета – 3 ч;

Максимальная скорость – 70 км/ч;

Средний срок службы - 11 лет

АР – автомобиль рукавный, АШ – автомобиль штабной, АТСО – автомобиль техники и связи.

2.ОСНОВНЫЕ.

АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ /АА/

Пожарные аэродромные автомобили пред предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродрома, тушение пожаров в самолетах и вертолетах , работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии самолета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара воды, ВМП, высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили, укомплектованы бензиномоторными дисковыми пилами ПДС – 400 , предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ и порошковыми огнетушителями.

Тактико – техническая характеристика АА – 60

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 2,5 – 40 /ЗИЛ –131/

В настоящее время подразделения пожарной охраны оснащены современными средствами спасания людей и тушение пожаров, которые позволяют им выполнять задачи в самых сложных условиях обстановки на пожарах.

Отделение, вооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является первичным тактическим подразделением пожарной охраны,способно самостоятельно выполнять отдельные задачи по тушению пожара, спасанию людей, защите и эвакуации материальных ценностей.

Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул, состоящий из двух и более отделений на основных пожарных автомобилях. В зависимости от специфики охраняемого района или объекта караулы могут быть усилены одним или несколькими отделениями на специальных или вспомогательных пожарных машинах.

Автоцистерна пожарная АЦ – 2,5 –ПМ – 548 А.

Полная масса – 10280 кг;

Тип кабины – сдвоенная;

Тип шасси – полноприводное;

Мощность двигателя – 110(150) кВТ (л. с);

Число мест – 6 ;

Производительность насоса – 40л/с;

Базовое шасси – ЗИЛ – 433440 ;

Наибольшая высота всасывания – 7,5 м;

Максимальная скорость – 80 км/ч;

Длина – 7000 мм;

Ширина 2500 мм;

Высота 2800 мм;

Вместимость емкости – 2500 л;

Вместимость пенобака – 200 л;

Полный срок службы – 10 лет

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 5– 40/КАМаЗ/

Автоцистерна пожарная АЦ – 5 – 40 ПМ 524

Масса – 15600 кг;

Число мест - 7 ;

Высота всасывания – 7,5 м.;

Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3100 мм;

Вместимость емкости 5000 л;

Вместимость пенобака 400 л;

Срок службы – 10 лет.

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 7– 40/КАМаЗ/

Автоцистерна пожарная АЦ – 7 – 40 ПМ 524

Масса – 18255 кг;

Число мест - 7 ;

Напор ПН – 100 м; производительность – 40л/с;

Высота всасывания – 7,5 м.;

Максимальная скорость движения – 80 км/ч;

Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3400 мм;

Вместимость емкости 7000 л;

Вместимость пенобака 700 л;

Срок службы – 10 лет.

АНР – автомобиль насосно – рукавный. ПНС – пено-насосная станция, АГВТ – автомобиль газоводяного тушения, АВ – пенного тушения,

Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы - 11 ÷ 62 метра.

Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.

Общие элементы конструкций

Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ , МАЗ, КамАЗ , Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.

Выносные опоры - механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.

Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен . Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.

При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.

Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.

Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.

Основное электрооборудование пожарной автолестницы - штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.

Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.

В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.

Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.

АЛ-30

Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.

Материал изготовления пролетов лестницы - высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.

Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502

Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.

Технические характеристики АЛ-30:

  • полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена - 30 метров;
  • угол подъема по вертикали - от -7° до +73°
  • масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана - 1 тонна;
  • угол поворота автолестницы вокруг своей оси - 360°;
  • максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению - 16 м;
  • тип привода лестницы - гидравлическая трансмиссия;
  • тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
  • рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола - 20 л/с;
  • состав экипажа - 3 человека (водитель в том числе).

Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.

АЛ-50

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы - 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы - 300 кг при вылете 16 м и 100 кг - 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы - комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола - 20 л/с;
  • состав боевого расчета - 3 человека (водитель, в том числе).

Автолестница на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным и предназначена для доставки пожарного расчёта к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

  • подъёма пожарных на верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
  • эвакуация людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
  • подачи огнетушащих средств на высоты;
  • как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
  • для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
  • для подъёма и перемещени ягрузов при разборке конструкций.

Конструкция

На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.

Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На повортоном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подьёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Летница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.

При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена летсницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.

Приводы лебёдки выдвигания и поворота — от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.

Разработка и производство

Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.

Тактико-техническая характеристика

АЛ-30(131)ПМ506Д

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси ЗиЛ-131Н
Колесная формула 6 × 6
Полная масса 10185 кг
Габаритные размеры: 11000 мм
Двигатель:

· мощность

карбюраторный
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 80 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания)
Максимальный вылет с рабочей нагрузкой 16 метров
160 кг
Диапазон угла подъёма комплекта колен от 0 0 до 75 0
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) 1000 кг

Порядок работы на АЛ-30

АВТОЛЕСТНИЦА ПОЖАРНАЯ АЛ-30(131) Л-21

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Л21. ТО

В Н И М А Н И Е!

Автолестница АЛ-30(131) на шасси ЗИЛ-131 представляет собой сложную машину, способную обеспечивать возможность проникновения в верхние этажи горящих зданий и эвакуации людей и ценностей по маршу лестницы.

Для управления и эксплуатации такой машины необходимы: знания, опыт и четкое выполнение указаний инструкции.

Эксплуатация автолестницы длиной 30 метров АЛ-30 (131) на шасси ЗИЛ-131 без прохождения курса обучения обслуживающим и эксплуатирующим персоналом, сдачи экзаменов и аттестования с выдачей на руки удостоверения на заводе-изготовителе – ЗАПРЕЩЕНА.

С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ................................................................
1. НАЗНАЧЕНИЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ......................................................................
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ....................................................................................
3. СОСТАВ. УСТРОЙСТВО И РАБОТЫ АВТОЛЕСТНИЦЫ............................
3.1 Шасси.........................................................................................................................
3.2 Платформа......................................................................................................
3.3 Опорная стойка..............................................................................................
3.4 Силовая группа..............................................................................................
3.5 Коробка отбора мощности...........................................................................
3.6 Установка насоса...........................................................................................
3.7 Насос-гидромотор..........................................................................................
3.8 Бак для масла.................................................................................................
3.9 Фильтр.............................................................................................................
3.10 Датчик газа...................................................................................................
3.11 Гидросистема................................................................................................
3.12 Опорное устройство....................................................................................
3.13 Механизм блокировки рессор...................................................................
3.14 Опора..............................................................................................................
3.15 Гидрозамок цилиндра опоры....................................................................
3.16 Краник управления опорой.......................................................................
3.17 Опорная рама...............................................................................................
3.18 Поворотная опора........................................................................................
3.19 Башня гидромеханизмов............................................................................
3.20 Привод поворота..........................................................................................
3.21 Цилиндр подъема.........................................................................................
3.22 Гидрозамок цилиндров подъема...............................................................
3.23 Кран разжима захватов..............................................................................
3.24 Привод выдвигания....................................................................................
3.25 Осевой коллектор........................................................................................
3.26 Ручной насос.................................................................................................
3.27 Пульт управления.......................................................................................
3.28 Кран управления.........................................................................................
3.29 Кран разгрузки насоса................................................................................
3.30 Схема привода прибора блокировки.......................................................
3.31 Прибор блокировки.....................................................................................
3.32 Кран переключения....................................................................................
3.33 Предохранительный клапан.....................................................................
3.34 Механизм бокового выравнивания.........................................................
3.35 Цилиндр бокового выравнивания...........................................................
3.36 Обратный клапан........................................................................................
3.37 Комплект колен.............................................................................................
3.38 Замыкатели....................................................................................................
3.39 Электрооборудование...................................................................................
3.40 Лафетный ствол............................................................................................
4. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ.............................................
5. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ......................................................
6. МАРКИРОВАНИЕ, ПЛОМБИРОВАНИЕ И УПАКОВКА...............................
ЧАСТЬ II. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ...............................................
7. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ................................................................................................
8. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ....................................................................
9. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ......................................................................................
9.1 Готовность автолестницы.............................................................................
9.2 Прибытие к месту назначения и подготовка к работе............................
10. ПОРЯДОК РАБОТЫ...............................................................................................
10.1 Общие указания............................................................................................
10.2 Подъем лестницы..........................................................................................
10.3 Поворот лестницы........................................................................................
10.4 Выдвигание и сдвигание лестницы...........................................................
10.5 Опускание лестницы для прислонения....................................................
10.6 Подъем людей по лестнице.........................................................................
10.7 Работа лафетным стволом...........................................................................
10.8 Укладка лестницы........................................................................................
10.9 Перемена места работы...............................................................................
10.10 Работа ручным насосом.............................................................................
10.11 Применение лестницы для подъема грузов...........................................
10.12 Работа при низких темпиратурах............................................................
11. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАСТРОЙКА…….
12. ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ.......
12.1 Общие указания............................................................................................
12.2 Уход за гидросистемой.................................................................................
12.3 Заполнение гидросистемы...........................................................................
12.4 Замена масла в гидросистеме.....................................................................
12.5 Фильтр............................................................................................................
12.6 Насос и гидромоторы...................................................................................
12.7 Поворотная опора.........................................................................................
12.8 Опоры..............................................................................................................
12.9 Колена лестницы...........................................................................................
12.10 Канаты..........................................................................................................
12.11 Замыкатели..................................................................................................
12.12 Электрооборудование.................................................................................
12.13 Виды и периодичность технических проверок оборудования и испытаний.......................................................................
12.14 Перечень проверок и технического обслуживания ЕО.......................
12.15 Перечень проверок и технического обслуживания ПО.....................
12.16 Перечень проверок и технического обслуживания ТО-1...................
12.17 Перечень проверок и технического обслуживания ТО-2...................
12.18 Перечень проверок и технического обслуживания СО......................
12.19 Грузовые испытания.................................................................................
13. ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ИЛИ ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.....................................................
14. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ...............................................
15. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ.........................................................................................
16. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ.....................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Перечень подшипников качения, применяемых в автолестнице....................
2. Перечень резиновых уплотнительных колец, защитных шайб по ГОСТ 9833-61 и манжет, применяемых в автолестнице...............................
3. Характеристика масел, применяемых в гидросистеме......................................
4. Перечень элементов электрической схемы..........................................................
5. Таблица смазки..........................................................................................................
6. Альбом иллюстраций (выпущен отдельным документом)...............................
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В В Е Д Е Н И Е

Техническое описание и инструкция по эксплуатации приведены для детального ознакомления расчетов пожарных подразделений с устройством и работой пожарной автолестницы АЛ-30(131) Л21.

Помимо настоящего ТО необходимо пользоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-131, техническим описанием и инструкцией по обслуживанию переговорного устройства УН.67.ТО.

Инструкцией по эксплуатации КОМ-1 и другими документами, прилагаемыми к автолестнице.

ЧАСТЬ I. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

НАЗНАЧЕНИЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ

1.1 Пожарная автолестница длиной 30 м на автошасси ЗИЛ-131 АЛ-30(131) предназначена для:

а) подъема личного состава и вооружения пожарных команд в верхние этажи

зданий при тушении пожаров;

б) спасания и эвакуации людей и ценностей из верхних этажей зданий;

в) тушения пожаров при помощи лафетного ствола, закрепленного на вершине

лестницы и рукавов, прокладываемых по маршам колен;

г) вспомогательных работ на высоте до 30 м.

В случае необходимости высота лестницы за счет дополнительного колена может быть увеличена до 32 м.

1.2 Автолестница может эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха в пределах от + 40 до -35 о С.

1.3 Автолестница не может эксплуатироваться на площадках с уклоном более 6 о в любом направлении, а так же на площадках с мягких насыпным грунтом.

1.4 При скорости ветра более 10 м/с эксплуатация ее возможна с некоторыми ограничениями (см.разд.10).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НОРМА
Длина полностью выдвинутой лестницы, м То же с дополнительным коленом, м
Габариты автолестницы в походном положении, мм не более Длина Ширина Высота
Общая масса автолестницы и нагрузки по осям в походном положении (полностью заправленной и с экипажем 3 человека), т не более: общая масса нагрузка на переднюю ось нагрузка на заднюю тележку 10,36 3,20 7,10
Время маневров автолестницы на максимальной скорости, сек Подъем от 0 до 75 о Опускание от 75 до0 о Выдвигание на полную длину Сдвигание при угле наклона 75 о Поворот на 360 о Одновременный маневр двумя любыми движениями 30+/-3 30+/-3 30+/-3 30+/-3 60+/-5 60+/-5
Наибольший рабочий вылет от оси поворотного круга до проэкции вершины лестницы (рис.2), м. Граница поля безопасности 18+/-0,5
Допустимая нагрузка на полностью выдвинутую и прислоненную к стене лестницу – масса людей, равномерно расположенных по ней через каждые 3 метра, кг
Расстояние между осями полностью выдвинутых опорных тарелок в поперечном направлении, м, не менее 3,3
Минимальный угол, при котором возможно сдвигание, град. 30 о +/-3 о
Грузоподъемность сложенной лестницы, используемой в качестве крана, кг, не более
Рабочее давление в гидросистеме МПа (кгс/см 2) 10-12(100-120)
Рабочая жидкость гидросистемы: Заменители: Масло ВМГЗ ТУ 38-1-196-68 Масло МГ-30 ТУ-38-1-01-50-70 Масло веретенное АУ ГОСТ 1642-50 Масло ИС-30 ГОСТ 8675-62
№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НОРМА
Интервал допустимых рабочих температур масел, о С: ВМГЗ МГ-30 ИС-30 АУ- От -40 до +65 От 5 до 80 От 5 до 80 От -10 до +65
Количество рабочей жидкости в гидросистеме автолестницы, л в том числе емкость бака, л 200+/-20 90+/-5
Производительность насоса при 188,4 рад/с (1800 об/мин), л/мин 95+/-5
Заправочная емкость червячного редуктора привода поворота, л не более
Заправочная емкость червячного редуктора привода выдвигания, л не более 0,6
Заправочная емкость топливного бака, л, не менее