Чип-тюнинг

Рабочая программа ОНР II уровень. Логопедия Занятия для ребенка с онр 2 уровня

Рабочая программа ОНР II уровень. Логопедия Занятия для ребенка с онр 2 уровня

Краткое описание

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня.
Занятие проводилось с ребенком возраста 4года 10 месяцев. Логопедическое заключение логопеда поликлиники «Моторная алалия». ОНР первый уровень, плюс ЗПР.
При поступлении в детский сад речь состояла из гласных звуков, слога «ГА», жестов и мимики (показ).
Цель занятия - развитие экспрессивной стороны речи. Для возникновения мотивации к речевому общению и поддержанию интереса использовались сюрпризные моменты.
На занятии решалось несколько задач. Первая часть занятия – развитие общеречевых навыков, была направлена на настрой ребенка, на работу и включение его в процесс занятия. Здесь ребенок выполнял знакомые действия с незнакомым материалом.
Основная часть занятия была направлена на развитие словаря и формирования фразы с простым дополнением.
За тем следовала физминутка и в задании использовался уже знакомый материал (сказка «Репка») на котором закреплялось умение договаривать предложение и отвечать на вопросы одним словом. Кроме сюрпризных моментов на занятии большое внимание уделялось двигательной активности, что помогло удерживать активное внимание ребенка на протяжении всего занятия.
Занятие заканчивается поощрением, что создает мотивацию и положительный настрой на следующее занятие.
Файл конспекта прилагается.

Описание

Авторы: Кабаченко Н.А.; Кабаченко Е.И
учителя-логопеды по инновационной работе, высшей квалификационной категории, ГБОУ д/с №2444, ГБОУ ЦО №1446, ГБОУ ЦПМСС"Открытый мир".
файл конспекта прилагается.

КОНСПЕКТ
индивидуального логопедического занятия для детей
с общим недоразвитием речи 1-2 уровня

Тема: «Развитие экспрессивной речи»
Занятие: «Жучкины задания»
Цель: Развитие Экспрессивной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».

Коррекционно-развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.

Оборудование:
Сдувалочка: «Сдуй тучки».
Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».
Слоговые дорожки (дорожка со следами).
Волшебный мешочек и набор картинок.
Деревянные фигурки; сказка «Репка».
Мягкая игрушка «Собака - Жучка»
Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Развитие общеречевых навыков.
2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, установленных в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями:

Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение,2009;

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991;

Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Характеристика речи детей с ОНР II уровня речевого развития.

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко; «бáска атáть ни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáй гать» — давать играть; «во изи́ асáня мя́сик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мóга ку́каф» — много кукол, «си́ня кадасы́» — синие карандаши, «лёт бади́ка» — льет водичку, «тáсин петакóк» — красный петушок и т. д.В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тиди́т а ту́е» — сидит на стуле, «щи́т а тóй» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.

Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» — рука, локоть, плечо, пальцы, «сту́й» — стул, сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнька вóйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс» — карандаш, «аквáя» — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» — милиционер, «хади́ка» — холодильник.

Цель программы - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать лексико-грамматические средства языка и связную речь.

Задачи программы - развитие понимания речи; активизация речевой дея-тельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие произно-сительной стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР (II ур.) разделено на 3 периода обучения:

I период - 2 половина сентября- ноябрь, 11 недель, 29 занятий-3 занятия в неделю.

II период - декабрь -февраль, 13 недель, 34 занятия - 3 занятия в неделю.

III период - март- май, 14 недель, 36 занятий - 3 занятия в неделю.

Всего 99 занятий в год.

1-я половина сентября - обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Форма организации обучения - подгрупповая и индивидуальная.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

1.Активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2.Подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3.Постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.

Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

На подгрупповых занятиях проводится работа по:

1.Развитию лексико-грамматических средств языка(развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения).

2.Развитию связной речи (обучение детей самостоятельному высказыванию, выработка умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание).

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной категории, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность подгрупповых занятий - 3 раза в неделю, индивидуальных- 2 раза в неделю.

Цель подгрупповых занятий - развитие понимания речи; активизация ре-чевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие самостоятельной фразовой речи.

На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

Учебно-тематический план коррекционно-развивающей программы:

Звуковая сторона речи

Смысловая сторона речи

Произношение

Фонематическое восприятие

Сентябрь,

октябрь, ноябрь

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков

Изолированно;

В слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

В словах;

В предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

Изолированно;

В обратных слогах;

В закрытых слогах;

В стечении с согласными;

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.

Развитие понимания устной речи;

Развитие умения вслушиваться в обращенную речь;

выделять название предметов, действий,

признаков;

понимание обобщающего значения слов;

подготовка к овладению диалогической формой общения;

практическое усвоение некоторых форм словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;

усвоение притяжательных местоимений «мой—моя»;

практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;

овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;

усвоение навыка составления короткого рассказа.

декабрь, январь, февраль

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

Изолированно;

В открытых слогах (звук в ударном слоге);

В обратных слогах;

В закрытых слогах;

В стечении с согласными;

В словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

По твердости — мягкости. по глухости — звонкости: а также:

В обратных слогах;

В словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

Дифференцируемые звуки;

Определенный заданный звук.

Определение места звука в слове;

Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

Осуществление анализа и синтеза прямого слога;

Выделение согласного звука в начале слова;

Выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

По твердости — мягкости

По глухости — звонкости:

В обратных слогах;

В слогах со стечением двух согласных;

В словах и фразах;

Составление предложений с определенным словом;

Анализ двусловного предложения;

Анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;

практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;

различение и выделение названий признаков по вопросам: какой-какая-какое;

усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

употребление предлогов: в-на-из-под.— совершенствование навыка ведения диалога;

сравнение предметов с выделением сходных качеств;

составление простого описания предмета;

закрепление навыка построения простого предложения;

распространение предложения путем введения однородных членов;

усвоение конструктно-сложных предложений;

составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;

заучивание простых стихов.

март, апрель,

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

В прямых и обратных слогах;

В слогах со стечением трех согласных;

В словах и фразах;

В стихах и коротких текстах;

Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;

закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк;

усвоение слов-антонимов;

закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;

расширение значений предлогов. — совершенствование диалогической формы речи;

распространение предложений;

составление рассказа по картинке, серии картин;

составление рассказа описания, пересказ;

усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Планируемые результаты логопедической работы:

правильно артикулировать поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

дифференцировать изученные звуки;

находить в предложении слова с заданным звуком;

соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

использовать в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

Распределение тем по месяцам:

Сентябрь: «Осень».

Октябрь: «Наше тело» «Овощи», «Фрукты», «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда».

Ноябрь: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда».

Декабрь: «Посуда», «Новогодний праздник», «Домашние животные», «Зима», «Зимние забавы».

Январь: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Дикие животные зимой», «Домашние птицы».

Февраль: «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Продукты питания», «Наша армия», «Семья», «Ранняя весна».

Март: «Ранняя весна», «Мамин праздник», «Весна», «Транспорт», «Первые весенние цветы», «Комнатные растения».

Апрель: «Комнатные растения», «Дикие животные весной», «Игрушки», «Аквариумные рыбки», «Насекомые».

Май: «Правила дорожного движения», «Почта», «Лето. Цветы на лугу».

Литература

1. Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение,2009.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991.

3. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвити-ем речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

4. Т.Б Филичева, Т.В Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

5. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.

6. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

7. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

9. Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

10. Н.В.Соловьёва. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

11. Н.В.Нищева. Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

12. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

13. А.В. Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

Конспект занятия для детей с ОНР

Буратино в гостях у детей

  • Закреплять и уточнять предметный и глагольный словарь.
  • Дифференцировать одежду по принадлежности: детская, мужская, женская.
  • Упражнять в согласовании существительных с местоимениями: мой, моя, мое, мои.
  • Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе.
  • Заучивать стихотворения-рифмовки с опорой на картинки.
  • Закреплять названия цветов и геометрических форм.
  • Развивать умение анализировать и обобщать.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
  • Формировать мелкую моторику средствами самомассажа.
  • Воспитывать чувство уверенности и самостоятельности при выполнении заданий.

Оборудование: игрушка «светящийся шар»; рюкзачок для Буратино; емкость с водой; кусочки бумаги и ткани; конвертики с заданиями; картинки (ребенок, мужчина, женщина); предметные картинки (платье, юбка, брюки, свитер, кровать); индивидуальные карточки с недорисованными частями одежды; простые карандаши; шоколадные медали.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю всех играть!

Дети встают в круг.

Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра. Поможет вам в этом волшебный шар, который излучает добро.

Дети передают «светящийся шар» по кругу со словами: «Доброе утро, Катя!», «Доброе утро, Сережа!» Затем шар возвращается к логопеду .

Самомассаж лица

Дети стоят в кругу.

Ручки растираем

И разогреваем

И лицо теплом своим

Мы умываем.

Грабельки сгребают

Все плохие мысли,

Ушки растираем вверх

И вниз быстро.

Щечки разминаем,

Чтобы надувались,

Губки растираем,

Чтобы улыбались.

Основная часть

Стук в дверь. Появляется Буратино. Здоровается.

Буратино. Я проходил мимо, решил зайти и показать вам, какую красивую курточку и колпачок вырезал из бумаги мне папа Карло. Вам нравится?

Логопед. Одежда у тебя очень красивая, но посмотри – у наших детей тоже много разной одежды (перечислить одежду детей).

Буратино. Да, но моя одежда все равно лучше.

Логопед. Конечно, дорогой Буратино, твоя курточка хороша, но мы сейчас посмотрим, чья одежда прочнее и надежнее – твоя из бумаги, или наша – из ткани.

Дети подходят к столу логопеда, на котором стоит таз с водой, разложены кусочки бумаги и ткани. Они рвут бумагу, мнут ткань, опускают их в воду, делают выводы о том, что одежда из бумаги непрочная и ненадежная.

Буратино. Да, вы правы, спасибо, что помогли мне разобраться. А теперь получите конвертики с картинками одежды. (Называет цвет и форму фигур на конверте. Например, «Для Веры я приготовил конвертик, на котором нарисован круг» и т. д.)

Упражнение «Что у кого?»

Логопед. Одежда бывает женская, если ее носят женщины, мужская – если носят мужчины и детская – если носят дети.

Дети достают картинки с предметами одежды из конвертиков и говорят: «У меня платье. Это детская одежда» (или детское платье). «У меня костюм. Это мужская одежда» (или мужской костюм).

Упражнение «Жадина» (согласование существительных с местоимениями мой, моя, мои, мое: мое платье, мои шорты и т. д.)

Упражнение «Грустная одежда» (образование существительных в родительном падеже единственного числа).

Буратино достает из рюкзака одежду без отдельных частей и просит детей сказать «Без чего одежда?» («Платье без кармана» и т. д.)

Заучивание стихотворения с опорой на картинки

На доске логопед выставляет пять картинок в такой последовательности – платье, юбка, брюки, свитер, кровать.



Логопед (читает стихотворение, по ходу показывает рукой на картинки)

На одежду посмотрите,

Платье, юбка, брюки, свитер.

Кровать не буду называть,

Зовется мебелью кровать.

Стихотворение читается 3 – 4 раза сначала логопедом, а потом вместе с детьми до полного запоминания.

Упражнение «Дорисуй части одежды»

Дети садятся за столы и дорисовывают на индивидуальных карточках недостающие части одежды.


Упражнение «Скажи со словом много» (образование множественного числа существительных в родительном падеже).

Буратино. Да, интересно было на вашем занятии, я много нового узнал, пойду скажу папе Карло, чтобы он сшил мне из ткани много разной одежды. (Показывает картинки.)

Дети. Много брюк, много курточек, много рубашек.

Буратино прощается с детьми и оставляет мешочек с подарками.

Итог занятия

Логопед. Ребята, наше занятие закончено и теперь можно собираться на прогулку.

Упражнение «Собираемся на прогулку» (имитация движений под стихотворный текст).

Логопед. Повторяйте стихотворение за мной.

Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки –

Готовы для прогулки!

Вы сегодня очень хорошо занимались, выполняли много разных заданий и упражнений. Давайте все вместе посмотрим, что Буратино оставил нам в подарок. (Открывает мешочек и раздает детям золотые шоколадные монетки.)


Дудник Оксана Ивановна

Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня
(1-й год обучения)
Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня ЗИМА
Тема «Зима» (занятие № 1)
Цель:
- согласование прилагательных с существительными;
- подбор определений к существительным.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки о зиме, снежинки (фишки).

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Логопед предлагает детям прослушать и повторить следующие цепочки слов:
снег - снегопад - снежинки
вьюга - метель - пурга
санки - лыжи - горки
шуба - валенки - шапка
2. Введение в тему. Логопед спрашивает детей, к чему можно отнести эти слова. Догадались ли они, о чем будем говорить на занятии. Дети называют как можно больше признаков зимы. Логопед помогает им с помощью вопросов.
3. Логопед берет игрушку жираф и сообщает, что на занятие прибыл гость из далекой жаркой Африки. Он никогда не видел зимы и просит детей рассказать о ней. А жираф передаст рассказы детей всем животным Африки. Проводится фронтальная беседа с детьми о признаках зимы. Уточняется, что это самое холодное время года, когда выпадает много снега, люди одеваются в теплые одежды. Деревья стоят голые, замерзшие, многие птицы улетают в теплые края, дикие животные переживают зиму.
4. Физкультминутка. Второй раз можно повторить зарядку с другим ритмом «да-да-да».
Мы замерзли с вами? Да-да-да.
Мы стучим зубами? Да-да-да.
Мы хлопаем руками? Да-да-да.
Мы топаем ногами? Да-да-да.
5. Подбор слов-определений к существительным. Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.
6. Согласование прилагательных с существительными. Игра «Про что я задумала». На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: «Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака».
7. Итог занятия. «О каком времени года беседовали?»

Тема «Зима» (занятие № 2)
Цель:
- активизация словаря по теме;
- уточнение предикативного словаря по теме;
- закрепление пространственных представлений (снизу, сверху, слева, справа, рядом);
- развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: палочки, две красивые коробочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Назови пары слов». Логопед называет попарно слова. Например: санки - горка, коньки - лед, зима - мороз, снег - сугроб, горка - лыжи, снег - снеговик, вьюга - ветер, лед - река... Первый вариант: логопед называет первое слово, ребенок - второе. Второй вариант: дети самостоятельно называют услышанные пары слов.
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летят снежинки». Ладони-тучки - над столом. Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....
3. Закрепление пространственных представлений. Дети рассматривают несколько вариантов снежинок. Затем самостоятельно выкладывают из палочек понравившуюся, обговаривая свои действия. «Я справа положил коротенькую палочку, рядом еще такую же, снизу кладу длинную палочку...».
4. Уточнение предикативного словаря. Логопед предлагает послушать детям сочинение Незнайки на тему «Зима». Предлагает исправить ошибки.
Наступила зима. Стало теплее. Выпал белый пушистый снег. Целый день светит яркое солнце. Деревья покрылись зеленой листвой. Дети пускают кораблики.
5. Физкультминутка. Смотри занятие № 1.
6. Расширение глагольного словаря. Игра «Соберем слова». Логопед предлагает ответить на вопрос: «Что делает снег?». Слов можно подобрать много; чтобы они не потерялись, будем их складывать в красивую зимнюю коробку. Одна команда - в одну, другая - в другую. Дети, назвав слово, кладут фишку в свою коробку. «Снег что делает? - Идет, падает, лежит, покрывает, сверкает, кружится, серебрится, тает, хрустит... Лед что делает? - Тает, сверкает, трещит, ломается, блестит, светится, покрывает, крошится...». В конце подсчитывают, у какой команды слов в коробочке больше.
7. Развитие мышления, памяти. Логопед предлагает детям угадать загадку. Догадавшихся детей спрашивает: «Какие слова подсказали, что отгадка - снежинка?». Предлагает выучить загадку и загадать дома родителям.
Глянешь - летает, на нос присядет
Сразу растает. (Снежинка)
8. Итог занятия. Вспомнить, что мы делали на занятии.

Тема «Зимние забавы» (занятие № 3)
Цель:
- усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множественного числа существительных, существительных в родительном падеже;
- овладение навыком составления простого предложения по демонстрации действий и по картинкам.
Оборудование: картинки с изображением зимнего спортинвентаря, картина «Зима» (с недорисованными моментами).

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Один - много». Конек - коньки, клюшка - клюшки, шайба - шайбы, снежинка - снежинки, сугроб - сугробы, сосулька - сосульки, горка - горки, мороз - морозы, метель - метели, вьюга - вьюги, снежок - снежки, Снегурочка - Снегурочки...
2. Введение в тему. Логопед предлагает детям отгадать загадки. Отгадки-картинки выставляются на доску.
Льется речка - мы лежим, лед на речке - побежим (коньки).
На прогулке бегуны одинаковой длины.
Кони эти рыжи, а зовут их... (лыжи).
Все лето стояли, зимы дожидались.
Дождались поры, помчались с горы (санки).
Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,
Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота (шайба).
Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей
Не интересна для детей (клюшка).
«Для чего нужны эти предметы? - Для игр зимой, для зимних забав. - Какие игры можно придумать с санками, на коньках, лыжах, с клюшкой и шайбой?».
3. Образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже. Игра «Кто внимательный». Логопед предлагает детям картину и говорит, что художник забыл нарисовать на ней некоторые предметы. Кто отыщет их и ответит на вопрос, чего не оказалось на картине (конька, лыжи, клюшки, палки, ворот, лопатки, санок, кормушки)?
4. Физкультминутка. Имитация действий: лепка снежков, катание на лыжах, забивание шайбы в ворота, метание снежков.
5. Составление предложения в прошедшем времени. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем». Два ребенка договариваются о демонстрации какого-либо действия, отображающего зимние забавы детей. Показывают его. Остальные отгадывают и обговаривают их. «Оля и Саша катались на коньках. Дима и Олег лепили снежки».
6. Составление простого предложения по сюжетной картинке. Например: «Дети лепят снеговика. Девочки катаются на коньках».
7. Итог занятия. «Вспомните, о каких предметах в начале занятия я вам загадывала загадки. Для чего они нам нужны?»

Тема «Зима» (занятие № 4)
Цель:
- активизация словаря по теме «Зима»;
- закрепление пространственных представлений (снизу - сверху, слева - справа, наверху);
- развитие связной речи, составление рассказа по картинке.
Оборудование: картина «Саша и снеговик», пособие «Разные снеговики», геометрические фигуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Назови зимнее слово».
2. Закрепление пространственных представлений. Логопед предлагает детям отгадать загадку.
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко поставили морковку.
Глаза угольки, руки сучки (снеговик).
«Какие слова помогли вам догадаться, про кого эта загадка?» Далее дети выкладывают снеговика из геометрических фигур по инструкции логопеда (поэтапно).
3. Развитие связной речи. Рассматривание картины «Саша и снеговик». «Какое время года изображено на картине, как вы догадались? Чему так удивился мальчик? Сейчас вы назвали слова снег, снеговик, снегопад, снежинка, снегирь. Послушайте еще раз, я их повторю. Заметили, ребята, что эти слова похожи друг на друга, как родня? Они и есть родные, родственные.
А может, кто-нибудь догадался, какое из этих слов главное? Правильно - слово «снег». А сейчас я вам расскажу одну интересную историю. Вышел мальчик Саша во двор и увидел большого снеговика. Смотрит Саша, удивляется. Откуда же он тут взялся? А снеговика слепили дети из детского сада во время прогулки. А вот как они его лепили, мы сейчас Саше и расскажем. Сначала надо вспомнить, с чего дети начинали лепить, что сделали потом, куда поставили самый маленький комок, из чего сделали глаза, нос? Что надели снеговику на голову?» (заслушивают 1-2 рассказа).
4. Физкультминутка.
Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх
И под горкой снег, снег, приседают
И на елке снег, снег, показывают ветки елки
И под елкой снег, снег, приседают
А под елкой спит медведь, изображают медведя
Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем
5. Заслушивают еще 1-2 рассказа. Оценивают, у кого получилось интереснее.
6. Развитие логического мышления. Игра «Найди, чем отличаются эти снеговики». Детям раздают картинки 2-4 снеговиков, отличающихся некоторыми деталями. Предлагают найти их
7. Итог занятия.
Тема «Дикие животные зимой» (занятие № 5)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос.
Оборудование: серия картин «Дикие животные зимой».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Что за зверь?». «Сегодня будем вести разговор о зверях, которые живут в наших лесах». Дети стоят по кругу. У первого ребенка в руке шарик. Он поднимает шарик вверх, говорит: «Вот зверь». Дети: «Что за зверь?» Ребенок: «Это волк» (передает шарик другому, и игра идет дальше). Дети без повторения перечисляют животных - жителей наших лесов.
2. Развитие мелкой моторики. Дети изображают пальчиками зайца, ежа, лису, волка.
3. Логопед: Ребята, закройте глаза, а я позвоню в серебряный колокольчик. Ой, мы оказались в зимнем лесу. Кругом лежит белый, пушистый снег. Тишина. Но вот хрустнула ветка. Давайте посмотрим, кто это там на поляне (выставляется картина-серия «Лось», «Зима»). Кто это на заснеженной поляне? Правильно, лоси. Давайте узнаем, как им живется в зимнем лесу. Ребенку надевают шапочку лося. Дети задают ему вопросы.
Дети: Холодно ли тебе?
Лось: Нет, у меня вырос теплый подшерсток. И я ведь все время двигаюсь.
Дети: А что ты ешь зимой? Как помогают тебе люди? И т.д.
Логопед: Идем дальше. Вот посыпался с густой ели снег. Кто это там скачет? (выставляется картина-серия «Белка»). Ребенку надевают шапочку белки. Дети задают вопросы.
Дети: Ты кто? - Я белочка. - От кого ты так бежишь? - За мной гонится куница, она мой враг. - Куда ты спрячешься? - В дупло. - Что ты ешь зимой? Как спасаешься от мороза?
Логопед: Что-то нам стало прохладно. Давайте поиграем, чтобы стало теплее.
4. Физкультминутка. Комплекс упражнений «Погреемся».
5. Логопед: Продолжим наше путешествие по зимнему лесу (выставляется картина-серия «Лиса»). На голове ребенка шапочка лисы.
Дети: Лиса, ты что тут высматриваешь?
Лиса: Вон, видите, парок идет из снега.
Дети: А кто там?
Лиса: Это мой друг медведь. У него тут под снегом берлога. Он в ней спит.
Дети: А ты что делаешь? Какую пищу находишь? Как согреваешься в морозы?
Логопед: А вот и наши любимцы - зайчишки. Давайте подойдем поближе и попросим их рассказать о том, как им живется в зимнем лесу (картина-серия «Зайцы»).
Дети: Зайцы, вы что делаете?
Заяц: Сено едим.
Дети: А кто его вам приготовил?
Заяц: Люди еще летом стожок поставили.
Дети: Холодно ли вам? Для чего вы шубку поменяли? Что еще едите?
Логопед: А теперь тихо. Кто это там на поляне?
Дети: Это волки (картина-серия «Волки»).
Логопед: Да, целая стая волков отдыхает на поляне (аналогично проходит беседа с волками). Нагулялись мы с вами по зимнему лесу. Даже немного устали. Пора домой. Закрывайте глаза. Звонит в колокольчик. Вот мы и вернулись из леса в свой детский сад.
6. Итог занятия. «Кого встретили в зимнем лесу? Кто нам не встретился сегодня?»
Тема «Зимующие птицы» (занятие № 6)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- закрепление обобщающего понятия;
- употребление предлога на;
- развитие связной речи: умение пересказывать небольшой рассказ.
Оборудование: кормушка, картинки с изображением птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Бинокль». Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос. Где сейчас можно увидеть птиц? (На крыше, на заборе, на кормушке, на ветке дерева, на снегу и т.д.)
2. Закрепление материала по теме. Логопед просит назвать птиц, каких мы встречаем на прогулке, в парке, на участке детского сада (синица, воробей, овсянка, голубь, сорока, ворона, королек, клест, щегол, свиристель, галка). Выставляются картинки с изображением этих птиц. «Эти птицы остались у нас зимовать. Это зимующие птицы. Они не боятся холода. А как вы думаете, чем же они зимой питаются? - Птицы находят рябину, семена сирени, шишек, семена различных трав. - Да, с едой зимой трудно. Как мы можем помочь птицам пережить долгую, холодную зиму? - Можно повесить кормушки, класть в них корм: зернышки, семечки, хлебные крошки, крупу».
3. Употребление предлога на в предложении. Игра «Птицы на кормушке». Вывешивается кормушка. У детей картинки с изображением зимующих птиц. Ребенок выходит, сажает свою птицу на кормушку. Действие обговаривается: «На кормушку прилетела синица. На кормушку прилетел голубь».
4. Физкультминутка. Игра «Воробушки греются». Дети «летают», «клюют», «прыгают», «хлопают крыльями», «чирикают».
5. Развитие связной речи. Логопед: «Все птицы поклевали и улетели. Осталась одна синичка. Послушайте про нее рассказ. Синичку узнать легко. У нее желтая грудка с черным галстуком, белоснежные щечки. На голове черная бархатная шапочка. Маленькой птичке трудно найти корм зимой. Вот и помоги птице: накорми хлебом и семечками». После вопросов по тексту и повторного чтения заслушиваются 3-4 рассказа.
6. Итог занятия. Назвать еще раз по картинкам зимующих птиц.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тема «Дикие животные» (занятие № 1)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- формирование обобщающего понятия;
- практическое употребление существительных в творительном падеже без предлога и предложного падежа существительных с предлогом в;
Оборудование: картинки диких животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Ты, дружочек, не зевай, на вопрос мой отвечай». Логопед задает детям самые разнообразные вопросы, например: «Какое сейчас время года? Огурец - это овощ? Сколько ног у курицы? В какой сказке живет Михайло Иванович?»
2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Идем в лес», «Деревья».
3. Введение в тему. Логопед говорит, что в лесу никого не видно, необходимо взять бинокли (упражнение «Бинокль»). На доске появляются картинки диких животных - зайца, кабана, лося, медведя, лисицы, ежа... Дети друг за другом называют этих животных: «Я вижу...». Логопед делает обобщение: «Кто это? Где они живут? Кто им добывает пищу? Кто делает жилище? - Вот таких животных мы называем дикими».
4. Употребление существительных в творительном падеже. Логопед просит представить ситуацию, когда дикие животные придут к нам в гости. Чем бы мы смогли их угостить?
Зайца - морковкой, капустой (уточняется, что в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки листьев, молодые побеги).
Белку - орехами, грибами, шишками.
Медведя - малиной, медом, рыбой.
Лося - ветками, сеном, травой.
Ежа - яблоками, грибами, молоком.
Можно выставить картинки с перечисленным кормом, дети получат возможность сделать выбор с опорой на них.
5. Физкультминутка. «Три медведя».
Три медведя шли долой, дети идут по кругу,
Папа был большой-большой, руки - вверх,
Мама - чуть поменьше ростом, руки на уровне груди,
А сынок - малютка просто, присели,
Очень маленький он был, покачивание в приседе,
С погремушками ходил. «звенят» погремушками.
6. Расширение словаря прилагательных. Логопед рассказывает детям о том, кого встретили медведи в лесу по дороге домой. Сначала они встретили хитрую рыжую пушистую лису (уточняется, какая была лиса). Еще они встретили трусливого беленького длинноухого зайца, маленькую прыгучую глазастую белочку. А еще огромного доброго рогатого лося, круглого колючего ежа. Злого голодного зубастого волка. После беседы можно еще раз уточнить, с кем встретились медведи.
7. Употребление существительных в предложном падеже с предлогом в. «Долго добирались медведи домой, наконец, пришли. Как называется их дом? - Берлога». Логопед сообщает, что и остальные звери, попавшиеся им по дороге, тоже спешили домой, и просит детей назвать их дома. Белочка (куда?) - в дупло, волк - в логово, зайка - под куст, лиса - в нору.
8. Закрепление материала. Читается стихотворение.
Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая - в норе, ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.
Еще раз закрепляются названия жилищ диких животных. Стихотворение дети учат с воспитателем вечером.
9. Итог занятия. «С кем сегодня познакомились? Почему мы называем их дикими?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 2)
Цель:
- продолжаем расширять и активизировать словарь детей по теме;
- отработка практического употребления притяжательных прилагательных;
- практическое употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: картинки диких животных, разрезанные на части, домики зайца и лисы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Чтение стихотворения «Кто где спит» (хором, см. занятие № 1).
2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Ежик» и «Зайка».
3. Употребление притяжательных прилагательных. Логопед вывешивает на доску две картинки: ледяной дом лисы и лубяной - зайца, предлагает вспомнить сказку «Лиса и заяц». «Чей ледяной дом? - Лисы. - А чей лубяной? - Зайца. - Что случилось с лисьим домиком? - Растаял. - Кто выгнал непрошеного гостя из заячьей избушки?» «Заяц на радостях пригласил в дом гостей. Сейчас мы узнаем, кого». Из-за дома виднеется хвост лисы. «Чей это хвост?» В дальнейшем обговаривается ситуация с заячьими ушами, ежиными иголками, медвежьей лапой, лосиными рогами.
4. Употребление существительного в творительном падеже. На столах у детей предметные картинки с изображением овощей, фруктов и ягод. Логопед говорит, что все гости собрались, сели за накрытый стол. «Чем же можно угостить гостей?» Ребенок поднимает подходящую картинку и говорит: «Ежа угостим яблоком. Белочку угостим орехами. Зайца угостим морковкой и т.д.».
5. Физкультминутка. Игра «Кто быстрее». У детей картинки с частями туловищ животных. Сначала уточняется, что нарисовано на картинках: лисий хвост, ежиное туловище, медвежья лапа, лисьи ушки и т.д. Дети начинают бегать по группе, но по сигналу логопеда начинают складывать картинки лисы, медведя и ежа. Кто окажется быстрее, чей портрет мы увидим первым? После окончания соревнования задать вопрос, чей портрет у вас получился.
6. Развитие памяти, употребление существительного в родительном падеже. Игра «Кого не стало». «Нагостились звери у зайца, пришло время прощаться, и сейчас мы узнаем, кто ушел первым». Дети вспоминают, кто был в гостях у зайца, кого уже нет. Затем дети закрывают глаза, а в это время логопед убирает по одной картинке животного. Дети определяют, кого не стало. «Не стало волка, медведя, лося».
7. Закрепление материала. Игра «Кого я вижу в лесу». Логопед дает инструкцию, по которой дети-охотники начинают движение от воображаемой черты (дома). Они должны сказать фразу: «Я вижу... (лису, медведя, лося, ежа, волка)». Назвав какого-либо животного, сделать шаг вперед. Победителем считается тот, кто ближе всех подойдет ко второй черте - «лесу».
8. Итог занятия. «У кого мы сегодня были в гостях? Кто еще приходил в гости?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 3)
Цель:
- обогащение словаря детей существительными, обозначающими детенышей диких животных;
- практическое употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах;
- отработка практического построения простого предложения.
Оборудование: предметные картинки: дикие животные и дикие животные с детенышами, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра с мячом «Скажи, чей хвост?».
2. Развитие мелкой моторики. Пальчики превращаются в человечков и идут в лес (упражнение «Прогулка»). Логопед во время упражнения задает вопросы: «Кто здесь живет? Почему мы называем их дикими?»
3. Употребление существительных в именительном и родительном падежах. Логопед загадывает загадки.
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом. (Лиса)
Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Картинки угаданных животных выставляются на доску. Логопед сообщает, что у всех животных есть маленькие детеныши. Выставляются картинки диких животных с детенышами. «Кто у лисицы? - У лисицы лисята. - У лисицы много кого? - Лисят». Подобным образом дети отвечают и про других детенышей - ежат, медвежат, бельчат, зайчат и т.д.
4. Образование множественного числа существительного. Игра «Один - много».
Лисята - лисенок,
ежата - ежонок,
медвежата - медвежонок,
волчата - волчонок,
зайчата - зайчонок,
бельчата - бельчонок.
5. Физкультминутка. Детеныши диких животных очень любят играть на полянке. Детям предлагается изобразить маленьких детенышей, резвящихся на полянке (под грамзапись).
6. Закрепление нового материала. Игра «Найди свою маму». Детям раздаются картинки с изображением диких животных, а у логопеда - картинки их детенышей. Логопед объясняет, что заигрались зверята и потерялись. Нужно помочь им отыскать своих мам. Логопед показывает картинку и задает вопросы: «Кто это? У кого его мама? Как зовут маму? Кто это у лисицы?..».
7. Итог занятия. Детям вручаются силуэты животных. «Кто это? Кого я тебе подарила?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 4)
Цель:
- активизация словаря по теме;
- расширение словаря прилагательных;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики, внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки диких животных и их детенышей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Кто с кем пришел в гости?». На доске выставлены картинки диких животных с детенышами. Дети отвечают на вопрос логопеда: «Кто к нам пришел? - В гости пришла лиса с лисятами и т.д.».
2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).
Лиса (какая?) - пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная...
Заяц (какой?) - трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый...
Медведь (какой?) - косолапый, неуклюжий, бурый, сильный...
3. Развитие мелкой моторики. «Сказка про зайцев». «Жили-были два зайца (пальцами изображаются зайцы). Один хвастается: «Я умею ушами шевелить быстро - вот так» (шевелим ушами). - И я умею (шевелим «ушками» на другой руке). - А я умею ушки складывать (складывает поочередно). - И я умею (показываем на другой руке). - А я умею ходить на ушах (два пальца-ушка двигаются по столу). Увидела мама-зайчиха хвастунишек и говорит: «А ну, хвастунишки, быстро чистите ушки» (два пальчика потираются друг о друга).
4. Развитие связной речи. На столе перед детьми разложены картинки диких животных. Логопед сообщает детям, что сейчас они будут учиться составлять загадки по следующему образцу: «Это дикое животное. Живет в наших лесах. Она рыжая, пушистая, хитрая. Живет в норе, ест мышей. Кто это?» Логопед обращает внимание детей на то, что само животное не называется, а только рассказывается о нем. Дети самостоятельно придумывают загадки по своим картинкам. Животного, про которого составляется загадка, изображают на пальцах. Заслушиваются 5-6 загадок, и в конце упражнения выясняется, у кого загадки получились лучше, как настоящие.
5. Итог занятия. «Чем мы сегодня занимались на занятии?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 5 - КВН)
Цель:
- закрепление полученных знаний о диких животных;
- практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;
- развитие связной речи;
- развитие внимания, памяти;
- воспитание волевых качеств, умения применять знания в необычной обстановке.
Оборудование: картинки диких животных, животных с детенышами, картинки с ошибкой художника, для развития связной речи (картины-схемы).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед выполняет роль ведущего и объясняет детям условия состязания.
1. Разминка. Каждой команде задается по три вопроса.
Кто живет в логове? Кто живет на дереве?
Что ест заяц зимой? Кто любит малину?
У кого на лбу лес растет? У кого задние лапы длиннее передних?
2. Аукцион. Команды по очереди называют диких животных, и выигрывает та команда, которая называет животного последней.
3. «Кто с кем пришел?» На мольбертах выставлены картинки диких животных с детенышами. Представители от команд (по три человека) должны без ошибок сказать, кто пришел в гости.
Лиса с двумя лисятами. Ежиха с тремя ежатами.
Зайчиха с двумя зайчатами. Белочка с одним бельчонком.
Волчица с тремя волчатами. Медведица с двумя медвежатами.
4. Конкурс внимательных (найди ошибку художника). Представители команд определяют, какие ошибки допустил художник в своих картинах. Выиграет тот, кто найдет и правильно назовет все ошибки.
У лисы медвежьи уши. У ежа заячьи уши.
У лисы заячий хвост. У ежа беличий хвост.
5. Домашнее задание. Каждая команда готовит «домашнее задание». Оно состоит в следующем: необходимо загадать команде-противнику загадку о диком животном в любой форме - в виде описательного рассказа, текста, драматизации...
6. Следопыты. Каждой команде предлагается картинка-схема «Следы на снегу». Надо отгадать, чьи это следы, придумать и рассказать какую-либо историю.
7. Назови животного по-разному. Вспомнить как можно больше названий зайца (для одной команды) и лисы (для другой).
Заяц - зайчонок, зайчик, зайчишка, зайка, русак, длинноухий, трусишка...
Лиса - лисичка, лисонька, лисица, рыжая, плутовка, Лиса Патрикеевна...
8. Жюри подводит итоги. Называет лучшие ответы, лучших игроков. Всем участникам КВН вручаются призы.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Тема «Домашние птицы» (занятие № 1)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- упражнение в употреблении предикативного словаря;
- усвоение навыка согласования числительных с существительными.
Оборудование: картинки домашних птиц, пластинка с записью танца утят.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Кто кем станет, когда вырастет?» (Зайчонок - зайцем, медвежонок - медведем, теленок - коровой, ягненок - овцой, головастик - лягушкой...)
2. Введение в тему. Логопед предлагает детям послушать стихотворение «На птичьем дворе».
Наши уточки с утра - кря-кря-кря,
А индюк среди двора - бал-бал-бал,
Наши гуси у пруда - га-га-га,
Наши курочки в окно - ко-ко-ко,
А как Петя-петушок ранним-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку.
«Кого я называла в этом стихотворении?» Дети перечисляют. На доску выставляются картинки - курица, утка, индюк, гусь. «Как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этих картинках? Кто это? - Это птицы. - Почему вы решили, что это птицы? - Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги. - Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Значит, это какие птицы? - Домашние птицы».
3. Расширение глагольного словаря. Игра «Что делает?». Дети делятся на две команды. Игра проходит в форме соревнования. Кто назовет больше слов, отвечая на вопрос.
Гусь (что делает?) - гогочет, плавает, ходит, стоит, лежит, ест, щиплет, несет, высиживает, шипит...
Курица (что делает?) - бегает, клюет, разгребает, пьет, несет, высиживает, ест, взлетает, ходит, созывает, квохчет, кудахчет, клохчет...
Выясняют, какие слова относятся только к курице (кудахчет, квохчет...).
Какие только к гусю (шипит, гогочет...).
5. Согласование числительных с существительными. Игра «Птичий детский сад». «Привели рано утром мамы-птицы птенцов в птичий детский сад. Пришли сюда кто?» Выставляются картинки. «Цыплята, гусята, индюшата, утята. Весь день птенцы играли, веселились и даже иногда ссорились. Пришли вечером мамы за ними, а все перепутались. Как же мамам отыскать своих птенцов?» На доске картина «курица». «Как курица позовет своих птенцов? - Ко-ко-ко, ко-ко-ко, цыплята, пойдемте домой. - Кто к ней подбежал? - Цыплята. - С кем пошла курица домой? - С цыплятами (аналогично с другими птицами). - Всех птенцов разобрали. А давайте посчитаем, сколько птенцов у курицы. - Один цыпленок, два цыпленка...».
6. Итог занятия. «О ком сегодня вели разговор на занятии?»
Тема «Домашние птицы» (занятие № 2)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- усвоение навыка согласования числительных с существительными;
- упражнение в употреблении предлога под.
Оборудование: картинки домашних птиц, картинки птенцов домашних птиц на каждого ребенка, сюжетная картинка «Птичий двор», геометрические фигуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Сядут за столы дети, место которых за столом справа, слева.
2. Развитие мелкой моторики. «Гребешок». «Петя, Петя-петушок, покажи свой гребешок». Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
3. Развитие пространственного мышления и воображения. «Петя-петушок - это чей папа? - Цыпленка. - А кто у цыпленка мама? - У цыпленка мама курица». Далее дети выкладывают из геометрических фигурок цыпленка: два кружочка, два треугольника, две палочки. Сначала выкладывают у цыпленка клювик, «смотрит вниз, клюет», а затем самостоятельно перемещают треугольник-клювик так, как будто цыпленок «пьет».
4. Повторение материала. «Птичья семья». Логопед выставляет картинку цыпленка, дети называют его родителей. Картинки петуха и курицы ставят рядом. Еще раз называют всю семью. Аналогично: утка - селезень - утенок, гусыня - гусь - гусенок, индюшка - индюк - индюшонок.
5. Физкультминутка. Танец утят.
6. Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай птенцов». У каждого ребенка картинка с тем или иным количеством птенцов домашних птиц. Дети говорят: «У меня два утенка. У меня пять индюшат. У меня один гусенок. У меня пять цыплят...».
7. Сравнение двух птиц: гусь - курица. На доске большие картины, на которых изображены гусь и курица. «Давайте посмотрим, чем похожи эти птицы? - У обеих есть крылья, клювы, ноги, шея, туловище, тело, покрытое перьями... - А теперь найдем отличия. - Гусь больше, курица меньше. Гусь весь белый, курица пестренькая. Шея у гуся длинная, у курицы - короткая. Клюв у гуся тупой, у курицы острый. У гуся лапы толще, у курицы тоньше».
8. Употребление предлога под. Сюжетная картинка «Птичий двор», «Гуляли по двору индюк, курица, гусь, утка. Вдруг откуда ни возьмись выскочила собака. Она громко залаяла. Все перепугались и бросились прятаться. Курица забилась под крыльцо, утка влезла под дрова, индюк забежал под скамейку, а гусь уселся под куст. Сидят, ждут, когда непрошеный гость уйдет со двора. Кто гулял во дворе? Кого испугались птицы? Куда спрятались?»
9. Итог занятия.
Тема «Домашние птицы» (занятие № 3)
Цель:
- закрепление навыка согласования числительных с существительными;
- развитие связной речи, пересказ рассказа.
Оборудование: картинки, фланелеграф по сказке К.И. Чуковского «Цыпленок».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «У кого сколько». У каждого ребенка картинка с разным количеством домашних птиц. Дети называют: «У меня два гуся. У меня три индюшонка. У меня пять уток...».
2. Повторение материала. Игра «Подбери пару». На доске выставлены картинки: гусь, индюк, петух, утка. Дети подбирают пару и называют их.
«Гусь - гусыня, индюк - индюшка, утка - селезень, петух - курица».
3. Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» (с показом ее на фланелеграфе).
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так. И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая. Она кормила его червяками. И были червяки вот такие. Как-то раз налетел на маму черный кот, вот такой. Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?» Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею, вот так. И, что было силы, закричал: «Пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлепнулся в лужу, вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!» И была лягушка вот такая. Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела его, вот так.
4. Физкультминутка. Танец утят.
5. Пересказ рассказа. Логопед предлагает сначала пересказать сказку всем вместе, затем по частям, сначала и до конца.
6. Логопед предлагает детям подумать, что сказала мама цыпленку, какие слова. Прослушать все варианты, предлагаемые детьми. Оценить.
7. Итог занятия. Перечислите всех героев сказки «Цыпленок».
ПТИЦЫ
Тема «Перелетные птицы» (занятие № 1)
Цель:
- расширение словаря по теме;
- активизация предикативного словаря;
- совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы;
- развитие памяти, внимания.
Оборудование: картинки перелетных птиц, птиц зимующих.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Назови признаки весны» (с мячом). Ребенок называет один признак весны и передает мяч следующему.
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летит птица», «Накорми птенцов».
3. Введение в тему. Логопед просит детей отгадать загадки.
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг (грач).
На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его... (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).
Хочет - прямо полетит, хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Отгадки выставляются на доску (картинки). Называют еще раз всех птиц все вместе и индивидуально. «Как назвать всех одним словом? Кто это? - Птицы. - Почему вы думаете, что это птицы? Почему мы этих птиц не видели зимой? - Они улетали в теплые края. - Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? - Перелетные птицы».
4. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый - лишний». Выставляются 3 птицы перелетные, 1 зимующая; 3 птицы зимующие, 1 перелетная; 2 птицы зимующие, 2 перелетные; все перелетные.
5. Расширение глагольного словаря. Найти как можно больше слов к ответу на вопрос: «Что может делать птица? (за каждое слово фишка, в конце - у кого больше) - Вить, таскать, носить, кормить, бегать, прыгать, летать, петь, высиживать, ловить, клевать, откладывать...».
6. Физкультминутка. Игра «Птицы учатся летать». Имитация: размяли ноги, чуть присели, полетели. «Кто это летит? - Я грач. Я скворец...».
7. Умение задавать вопросы. Игра «Отгадай, какую птицу мы загадали?». На доске - картинки птиц (3-4 штуки). Один ребенок выходит из группы. Остальные договариваются, загадывают одну птицу. Ребенок может задать всего лишь три вопроса (игра проводится 3-4 раза).
8. Итог занятия. О ком сегодня говорили? Перечислить перелетных п
Полный текст материала Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.


Первый раз год назад пробовали, потом перерыв сделали на полгода, потом еще раз пробовали с начала - результат один и тот же. Сейчас начали оформление в логопедический детский сад. Отдали документы на комиссию, но мне кажется, что все это бестолку. Не станет он заниматься и в детском саду тоже. Поэтому пытаюсь как можно больше сделать сама. С одной стороны мне проще, в силу педагогического образования, с другой стороны сложнее, поскольку у меня у самой шесть неправильных звуков и мне конечно только логопедией с ребенком и заниматься. Но в данном случае не в звуках совсем, а в о том, что речь мне кажется в принципе развивается не по тому пути. Грамматические формы нарушены и поправлять абсолютно бесполезно. Десять раз поправляю, на одиннадцатый тут же говорит так же. Хотя звуков неправильных видимо тоже очень много. Проще сказать, какие из них правильные, наверное. Потому что понять что ребенок говорит особенно в беглой речи очень сложно. Год назад, когда появилось первых 20 слов (это было где-то в 3 года 2 месяца), а потом и первые предложения (где-то после 3,5 лет), я все надеялась, что дело наладится. Но сейчас (4 года 2 месяца) вижу, что ничего подобного. Предложения появились, они вполне развернутые, хорошие предложения, словарный запас уже сравнительно приличный и наращивать его нетрудно, но поскольку говорит ребенок все так же невнятно, часто с нарушение родов и падежей, никто ничего все равно не понимает и получается что он как бы по прежнему практически не говорит.
Диагнозы ставят все разные. Видимо зависит от того, какое у ребенка было настроение и с какой стороны он себя продемонстрировал, а с какой не захотел. Единственное в чем сходятся - что ребенок чисто речевой, задержки развития не находят. Каких то видимых органических поражений, каких то очевидных проблем с мозгом тоже не находят. Даже относительно языка нет общего мнения. Одни пишут вялый, а другие говорят, что странно что при таком нормальном языке такая каша. В любом случае языковой гимнастикой пытаемся заниматься, только ребенок делать ничего не хочет.

Накупила кучу логопедических тетрадей для детей с ОНР и что вижу. В основном занятия нацелены на расширения словарного запаса. Проходятся темы: игрушки, овощи, фрукты и так далее. Везде одинаковые, только порядок меняется. А вот как сделать так, чтобы говорить стал более внятно в ситуации, когда заниматься со специалистами ребенок категорически не хочет? Пробовали и в центр его водить, и на дом логопедов приглашали. Пришли только к тому, что у ребенка на любые картинки и карточки теперь идиосинкразия. Стоит только попробовать что-то достать, он сразу уходит. С игрушками тоже проходит только в первый раз. Систематически ничего не выйдет. Может я вообще не в том направлении копаю? Может совсем с другого конца можно начинать? Только не советуйте мне пожалуйста никаких бесплатных мест, куда попадают по направлению. Я их уже знаю все. Это бесполезно. Для меня вообще чудо, что мы получили направление районного логопеда на комиссию. Второй раз он туда не зайдет. Не подумайте только, что это моя безудержная активность. Я надеялась на специалистов. Подключилась уже только тогда, когда поняла, что никто за ребенка не берется:(

Я дилетант конечно. Возможно профессионалу мои вопросы вообще странными покажутся, но вот я и в литературе, которой уже много проштудировала читаю нечто весьма созвучное моим сомнениям: "...предметный словарь дошкольников оказывается «переобогащенным» по отношению к этапу их речевого развития, на котором задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной в работе логопеда. Поэтому пополнение и уточнение словаря не должно быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическом оформлении слов (общности их морфологического состава, способе связи с другими членами предложения и т.п.). Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений.

Однако большинство практиков (это подтверждается встречами как с коллегами из Москвы, так и с приезжающими на курсы повышения квалификации со всех концов страны) придерживаются противоположного подхода. Так, логопеды изучают с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, правила уличного движения, сравнительные характеристики зимующих и перелетных птиц, разницу между овощами, фруктами и бахчевыми культурами и пр. В качестве темы логопедического занятия планируются 1-2 обобщающих понятия (овощи и фрукты, птицы, профессии людей, домашние и дикие животные и пр.), рамками которых ограничивается пассивная и активная лексика."

Вот у нас как раз такая ситуация. Все мои усилия приводят к наращиванию словарного запаса, который ребенок все равно не может использовать. А что касается корня проблемы - то воз и ныне там

Sun, Feb. 10th, 2008 05:37 pm (UTC)
ex_whitesto

Я смотрю, Ваш пост висит уже достаточно давно, но никто из участников так и не решился ответить.
Может, их испугала Ваша компетентность и настойчивость в плане выяснения, наконец, содержания логопедических занятий...
Как бы там ни было, если у Вас все еще есть желание прояснить тут ряд вопросов, я с удовольствием попробую.
Общее недоразвитие речи предполагает недоразвитие у ребенка звуковой ее стороны, лексической и грамматической. Соответственно, логопедическое занятие с таким ребенком должно включать в себя упражнения в игровой форме, направленные на постановку, дифференциацию, автоматизацию звуков, накопление пассивного и активного словаря, формирование грамматических обобщений.
Учась в институте, нам часто задавали задание на составление конспекта логопедического занятия с детьми с ОНР. Меня тогда всегда мучил вопрос: а какое должно быть соотношение времени, затрачиваемое на прохождение фонетических заданий, лексических, грамматических. А потом я поняла, что все достаточно индивидуально. Ребенок быстро запоминает слова, а согласовывание их в предложении или изменение по падежам дается ему труднее. На это, наверное, и следует обращать больше внимания на индивидуальных занятиях.
Так и в Вашем случае: следует больше уделять внимания изменению слов по числам, падежам, временам, согласованию слов в предложении и др. При этом надо как-то умудряться обращать внимание ребенка на преобразование звукового оформления конца или начала слова при его изменении (стол - столы, видит - увидит).
И еще, конечно, нужно воспитывать положительное отношение ребенка к занятиям.
Постарайтесь найти "своего" логопеда:)

Wed, Feb. 27th, 2008 08:42 am (UTC)
mari_marian

Спасибо за комментарий.
Найти логопеда, к сожалению, оказалось самой сложной проблемой. Если бы кто-то взялся заниматься, я бы даже в голове не держала, но к сожалению после первого тестирования с моим мальчиком "нет" продолжать уже никто не берется.

Tue, Jun. 24th, 2008 11:39 pm (UTC)
alllka : ОНР+нежелание заниматься.

Случайно обнаружила ваш пост - спасибо отпуску! Даже не знаю, что писать, вдруг у вас какие-то изменения произошли за это время и вопросов не осталось?
Одно знаю точно, что решение пойти в логопедический д/с - очень верное! Ни вы сами, ни логопед, приходящий на дом не смогут обеспечить ребенку систему занятий и те условия, в которых практически целый день речь ребёнка находится в поле зрения специалистов. Когда меня просят позаниматься частным образом с ребёнком с ОНР, всегда приходится очень тчательно оценивать ситуацию. Чаще всего я ракомендую сад, т.к. сама работала с группами ОНР и знаю эту кухню изнутри. Даже трёх занятий в неделю с логопедом зачастую оказывается мало. И что такое час занятий? А что потом, остальное время? Вы же не можете выписать себе логопеда на целый рабочий день, или можете? :)) В логопедическом д/с ребенок первую половину дня проводит на логопедических занятиях, групповых и индивидуальных(ежедневно!!! Что очень важно!)А во второй половине дня - занимается с воспитателем по заданию логопеда. Кроме этого,любые занятия, будь то математика, музыка, подготовка к празднику... проводятся с учетом возможностей и потребностей ребенка. Есть такая тетрадь "связи с воспитателем", в которой логопед прописывает подробно (или кратко), чем должен воспитатель заниматься с каждым ребенком, на что обращать внимание. Например,Вася - автоматизация звука Л. Это значит, что воспитатель на ВСЕХ занятиях не должен пропускать неверное произношение Васей этого звука. Таким образом, звук закрепляется не только в рамках одного занятия, но корректируется постоянно. То же самое и с грамматическими формами. Если в данный период на занятиях по грамматике отрабатывается родительный падеж, то "пять стулий" на математике - не пройдут. Это в обычном саду воспитатель оценит только правильный счет, а в логопедическом - исправят и найдут повод отработать грам. форму. И к празднику стихотворение подберут с учетом поставленных звуков и т.д. Я, конечно,не знаю,возможно эти условия не везде соблюдаются, но должны, т.к. именно такая система обеспечивает ребенку полноценную коррекцию речевых проблем, и именно так должен выстраиваться процесс обучения в лог д/с (знаю это по опыту работы).Все это, впрочем, не устраняет родителей из процесса. Ведь есть еще выходные и вечернее время в кругу семьи. Есть дети, которым нужен постоянный контроль со стороны взрослых, в таких случаях помощь родителей - незаменима!
Но у вас есть еще одна проблема - ребенок избегает занятий. Надо постараться ответить себе на вопрос, почему? Думаю, что в данном случае нужна помощь психолога. Не исключаю, что сначала надо решить психологические проблемы, а решение логопедических включать незаметно, очень дозированно, возможно даже и отложить их на какое-то время. Если вы уже ходите в лог.д/с и с индивидуальными занятиями все те же проблемы, быть может, нужно на какое-то время отказаться от индивидуальн.занятий, ходить только на групповые, чтобы ребенок освоился, постепенно привык к тому, что речь - в центре внимания. Но не решайте этот вопрос сами, поговорите с логопедом и с психологом. Если ребенок не отказывается от домашних занятий с вами, то, чтобы не упускать время,занимайтесь с ним по плану логопеда. Договоритесь о регулярных консультациях с вашим логопедом в саду. Одним словом, не опускайте руки, варианты есть, но помощь психолога очень нужна. Такой упорный отказ от занятий,скорее всего, частная форма проявления каких-то психологических проблем или особенностей, которые следует учитывать не только при развитии речи, но и в общем воспитании ребёнка, т.к. проблема еще где-нибудь обязательно выстрелит. Хотя, возможно я и ошибаюсь, может это - реакция на то, что дается трудно. Но, в любом случае, такую реакцию тоже надо корректировать, смягчать, желательно грамотно, т.е. с помощью специалиста. Желаю вам успехов! И напишите, пожалуйста, вы ходите в сад, в конечном итоге, или нет, и как идет дело?