Дроссельная заслонка

Ким по основам философии. Известно, что ничего не известно Точно известно что ничего точно неизвестно

Ким по основам философии. Известно, что ничего не известно Точно известно что ничего точно неизвестно

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно обратиться к женщине в электронном письме: "Уважаемый директор (компании...)!" или "Уважаемая директор (компании...)!"

Правильно - обратиться со словом "уважаемый" по имени и отчеству. Если имя и отчество неизвестн ы, то можно так: уважаемый господин директор, уважаемая госпожа директор .

Вопрос № 300622

Во Вьетнаме у меня прошла и астма, и аллергия, и я сумел есть фрукты, орехи, мед – все то, что для меня было просто неизвестн о по вкусу. Правильно ли расставлены знаки перед союзом "и"? И почему и как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 299827

Подскажите, пожалуйста, как правильно де они появились впервые точно неизвестн о (не известно)?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Где они появились впервые, точно неизвестн о.

Вопрос № 287871

Здравствуйте! Как правильно написать: «съел ложку-другую мёда» или «съел ложку, другую мёда»? Или есть третий вариант?

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду примерное количество ложек (сколько именно, точно неизвестн о), то верно: съел ложку-другую меда.

Вопрос № 279540
Здравствуйте! Несколько ночей не сплю, не дает покоя вопрос: как правильно "точно неизвестн о", "точно не известно" или допустимы оба варианта?

Ответ справочной службы русского языка

Точно неизвестн о = наверняка неизвестно. Точно не известно = известно не точно.

Вопрос № 272730
Как пишется слово НЕИЗВЕСТН О, НЕИЗВЕСТЕН в предложениях? А именно: Местонахождение неизвестно. Адрес проживания неизвестен. Слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание правильно (здесь нет факторов, влияющих на раздельное написание, ср.: местонахождение никому не известно ).

Вопрос № 264659
Здравствуйте!
У меня такой вопрос: как пишется "неизвестно" в таких словосочетаниях, как "ничего неизвестн о", "пока неизвестно"? Слитно с "не" или раздельно? И в каких вообще случаях пишется "неизвестно" раздельно?
Спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: пока не известно, ничего не известно.

Вопрос № 263770
Уважаемое справочное бюро, надеюсь на ваш скорейший ответ! Как стоит расставить знаки препинания в данном предложении, и верно ли оно с точки зрения грамотности речи:
"Эта история произошла некоторое время назад, но какое именно (?) доподлинно неизвестн о".

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Эта история произошла некоторое время назад, но когда именно - неизвестно.

Вопрос № 262836
Здравствуйте! Написать слитно или раздельно неизвестн ый в таком предложении: ...перед творческой личностью неизвестные ранее возможности... Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание корректно.

Вопрос № 249283
Скажите пожалуйста Откуда появилась фраза "Муж объелся груш"? И что она значит?

Ответ справочной службы русского языка

Объелся груш - шутливая (ничего не означающая) рифма к слову муж, это выражение употребляется в разговорной речи, точная этимология его неизвестн а.

Вопрос № 239778
Как правильно написать - мне это слово неизвестн о или не известно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможно как слитное, так и раздельное написание в зависимости от смысла.

Вопрос № 233142
здравствуйте! Где скачать литературу по способам технического словообразования в русском языке?

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, нам это неизвестн о.
Вопрос № 232354
Как правильно: доподлинно неизвестн о или доподлинно не известно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать не в данном случае: слитно или раздельно? Где он был в этот момент, им было неизвестн о.

Ответ справочной службы русского языка

Возможно как слитное, так и раздельное написание.

Сократические школы. Эллинистические школы. Неоплатонизм

В послеклассической мысли вопросы о приро­де и политике отодвигаются на второй план. После Сократа са­мопознание становится центральной проблемой философии. «Как достойно прожить жизнь?» и «В чем благо человека?» - основные вопросы, на которые пытались ответить позднейшие греческие и римские школы.

Две влиятельные школы - киников и киренаиков - сфор­мировались еще в классический период под влиянием идей Сократа. В эллинистический период (открытый завоеваниями Александра Македонского) складываются школы стоиков,


§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 45

эпикурейцев и скептиков. Последним сложилось мистическое направление в философии - школа неоплатонизма. Коротко рассмотрим основные идеи всех шести школ.

Основателем школы киников был ученик Сократа Лнтисфен (450-360 до н.э.). Само наименование школы происходит от на­звания холма Киносарг в Афинах, где находился гимнасий Ан­тисфена. Основная идея Антисфена - возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний ци­вилизации и культуры. Философия - не теория, а образ жизни. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества - «без общи­ны, без дома, без отечества», он не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим. Самый известный киник - Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) жил в глиняной бочке. Говорят, что на предложение Александ­ра Македонского «Проси, что хочешь» он ответил: «Не заслоняй мне солнце». Влияние аскетизма киников заметно и в поздней­ших философских и культурных течениях - у стоиков, в христи­анском юродстве, даже в образе жизни хиппи XX в.

!

Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ос­лов конями»; когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей - полководцев».

Основателем киренской школы был Аристипп из Кирены (ок. 435-360 до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом, единственное, о чем мы можем судить с уверенностью, - наши чувства и ощущения, приносящие нам или страдание или на­слаждение. Наслаждение есть добро, страдание - зло. Цель че­ловека - достижение полного, устойчивого наслаждения. Не­которые наслаждения временны и преходящи, за некоторыми следуют неприятные последствия, некоторые вызывают угры­зения совести: они не ведут к цели. Все остальные наслаждения в совокупности ведут к благу. Такая точка зрения известна в философии как гедонизм.

f

Однажды Аристипп попросил у тирана Дионисия денег. Тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». - «Дай мне денег, - перебил Аристипп, - а потом мы разберем этот вопрос» - и, получив деньги, ска­зал: «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».


46 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

Школа стоиков сформировалась в III в. до н.э. Основателем ее был Зенон Китийский (333-262 до н.э.), проповедовавший свои идеи у Расписного портика в Афинах, откуда и появилось название «Стоя» (по-гречески stoa - портик, крытая колонна­да). Идеал стоиков - спокойствие и невозмутимость (по-грече­ски «апатия»). Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности. Он не зависит от потреб­ностей, страстей и внешних условий и должен избегать всяких желаний, поскольку они могут перерасти в неконтролируемые страсти.

Образцовым стоиком был римский философ Эпиктет (ок. 50 - ок. 140), который, будучи рабом, не терял спокойствия, считая, что настоящее рабство - потакание страстям и желани­ям, а свободным духом можно быть даже в неволе. Наиболее известен римский стоик Сенека (ок. 5 до н.э. - 65), чей труд «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор помогает мно­гим лучше понять себя и жизнь вокруг.

Эпиктет говорил: «Если настало тебе время переносить неприятности - I неси их бодро, а не как осел, противясь, стеная и изнемогая под напором | кнута».

У истоков школы эпикурейцев находился афинский философ Эпикур из Самоса (341-270 до н.э.) Подобно киренаикам, на первое место он ставил наслаждение. Как атомисты, он считал, что мир материален и состоит из атомов. Свои идеи он пропо­ведовал в школе, названной «Сад Эпикура». Над ее входом ви­села надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удо­вольствие - высшее благо». Высшими удовольствиями для Эпикура были дружба и знание, а идеалом - атараксия (безмя­тежность). Эпикуреец должен быть свободным от любого стра­ха и страданий, благодушным и снисходительным, веселым и безмятежным. Высшими наслаждениями Эпикур считал на­слаждения духовные (хотя был не против и телесных, если те не имели дурных последствий). Однако многие его последователи истолковывали его учение искаженно, как апологию сладост­растия и ублажения тела по принципу «Пей, ешь, гуляй и весе­лись». Сейчас многих любителей телесных наслаждений фигу­рально называют эпикурейцами.


§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 47

Эпикур говорил, что не следует бояться смерти и портить этим страхом свою жизнь: «Смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо то, что раз­ложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого от­ношения. Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, то уже нет нас».

Школа скептиков была чрезвычайно популярной в Греции. Ее основатель - Пиррон из Элиды (IV в. - начало III в. до н.э.) считал, что нас обманывают и наши чувства, и наш разум. Ло­гика скептиков проста: для каждого А возможны два противо­положных суждения «А есть В» и «А не есть В». Оба этих сужде­ния являются ложными. Доказать ничего невозможно: если мы обосновываем чем-то свой довод, то это обоснование тоже не­обходимо доказать, и так до бесконечности. Даже математика основана на аксиомах, которые не доказывают, а принимают на веру. Наконец, все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует. Скепти­ки резко критиковали любой догматизм и, хотя часто они пере-" ходили все границы разумного, заложили основу для научного критицизма, поскольку без опровержения нет и прогресса в познании мира.

Друзья Пиррона ходили за ним по пятам, спасая его то от несущейся по­возки, то от падения с обрыва, то от собак, пока философ размышлял, су­ществуют ли в самом деле обрывы, повозки и собаки.

Античная эпоха подходила к своему завершению. Как это часто бывает в смутные и темные времена, люди пытались най­ти спасение в мистике.

Неоплатонизм предложил философские основания для та­кой веры. Он вобрал в себя мистические элементы учения Пла­тона, идей Пифагорейского братства и некоторых других тай­ных обществ античности. Виднейший неоплатоник Плотин (204-270) считал, что начало всего сущего - Единое - божест­венно, сверхъестественно и потусторонне. От Единого, как от солнца, исходит яркий божественный свет, порождая все мно­гообразие мира (это Плотин называет эманацией - истечени­ем). Чем дальше от источника, тем слабее становятся лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя - тяжелая и косная. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз -


48 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

исступленное состояние, когда душа прорывает границы мате­риального и устремляется к своему источнику. Здесь душа сли­вается с Единым, божественным. Приближение к экстазу нельзя обосновать разумом. Путь к нему - молчание и сосредо­точение.

§ 2.5. Послеклассический период в античной философии

1. Назовите основные послеклассические школы. Дайте их краткие характеристики.

2. Какая из них вам представляется наиболее предпочтительной? По-

Таблица 2.5. Краткие характеристики философских течений

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Главная проблема послеклассической философии - обоснование счастливой и достойной жизни.

2. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении пра­вильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия - религией.


< Q РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ I 3 ФИЛОСОФИИ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)

Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V по XV в. Однако средневековая философия начала складываться го­раздо раньше - еще во II в. Идеи христианства требовали системного и теоретического обоснования.

§ 3.1. Философия Средневековья

Основные черты. Августин Аврелий. Фома Аквинский

Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Ари­стотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций. Итоги этой переработки от­ражены в основных характеристиках философии Средневековья (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Основные характеристики философии Средневековья

Рассмотрим философские идеи и принципы Средневе­ковья подробнее:

бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» - говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное - мир и человек - вторич­но и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку


52 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет централь­ная идея бога. Эта черта называется теоцентризмом;

о истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограни­ченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу не­обходима вера в это откровение, не допускающая сомнений. Как и в любой религии, здесь господствует догматизм;

о человек, как и весь мир, - творение бога (принцип творения называется креационизмом). Как созданный «по образу и подо­бию божьему» человек превосходит остальных существ и гос­подствует над ними. Но он не способен ни на что без божест­венной воли и помощи;

о социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его пред­ставительницы на земле;

о познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна исти­не, поскольку является творением бога и хранит в себе его от­ражение. Эту обращенность к душе можно назвать психологиз­мом. Ведущими духовными ценностями средневековые фило­софы объявляют веру, надежду и любовь.

Идеи и принципы средневековой философии прошли два основных этапа в своем развитии. Первый этап - патри­стика (от лат. pater - отец) охватывает II-VIII вв. и представ­ляет собой учение «отцов церкви» - первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона. Второй этап - схоластика (от лат. schola - школа) длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля.

Философ Августин Аврелий (св. Августин Блаженный) - наиболее известный представитель патристики, автор многих работ, в том числе таких известных, как «Исповедь» и «О граде божьем».


§3.1. Философия Средневековья 53

Августин Аврелий (354-430) родился в г. Тагасте в Северной Африке, на территории Западной Римской империи. В молодости Августин (как он пишет в своей «Исповеди») вел распутный образ жизни, однако со време­нем начал задумываться о смысле своего существования. Некоторое вре­мя он пытался найти ответ на свои духовные запросы в разных сектант­ских учениях, но в конце концов пришел к христианству. Достаточно бы­стро Августин стал признанным авторитетом в богословии. В конце жизни стал епископом г. Гиппона.

Основные идеи Августина - духовное развитие личности, цель развития исторического процесса, проблема теодицеи. Рассмотрим их подробнее:

о «Исповедь» - первое известное произведение, где в основу сю­жета положена не череда внешних событий, а развитие души, более драматичное и важное, чем все события, проходящие во внешнем мире. В «Исповеди» с ее тонким психологизмом рож­дается понятие личности, которого не знала античность. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни;

о в работе «О граде божьем» Августин противопоставляет «град земной» - государство и «град божий» - церковь. Первый во­площает любовь к себе, второй - к богу. В борьбе «градов» должна победить церковь и вера, которая подчинит себе госу­дарство: в этом состоит миссия церкви и цель истории;

о если в мире присутствует зло, а мир сотворен богом, то получа­ется: бог виноват в том, что зло существует. Однако Библия го­ворит, что бог «всеблаг», добр. Оправдание бога за зло называ­ется проблемой теодицеи (от греч. theos - бог + dike - справед­ливость). Августин сравнивает добро и зло со светом и тьмой. Свет реально существует (например, можно измерить его ско­рость и определить, из чего он состоит). Тьму нельзя ни изме­рить, ни обнаружить ее составляющие: тьмой мы называем просто отсутствие света. Зло есть отсутствие добра, небытие, значит, оно никем не сотворено. Причина зла - не в боге, а в свободе человека, который может идти к богу, а значит - к доб­ру, или же не идти к нему, тем самым умножая зло.

Августин полагал, что знание само по себе не способно привести к истине. Ему должна помочь вера. Самое известное высказывание Августина: «Ве­рую, чтобы знать».


54 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

Философ и богослов Фома Аквинский (Аквинат) - наиболее известный представитель схоластики. Он использовал труды Аристотеля для того, чтобы систематизировать богословские идеи. Основные его работы - «Сумма теологии» и «Сумма про­тив язычников» (или «Сумма философии»).

Фома Аквинский (1225/26-1274) родился в Акуино, близ Неаполя в бога­той и влиятельной аристократической семье. Вопреки желанию родст­венников Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пыта­ясь образумить Фому, родители заточили его в башне фамильного замка, где тот провел больше года, но не отказался от своего выбора. Фома учится и работаете Париже, Кельней Риме, где пишет ряд трактатов и коммента­риев к Библии и трудам Аристотеля. В 1274 г. по пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому причислили к лику святых.

В фокусе исследований Аквината - проблема соотношения веры и разума. По мнению философа, и вера, и разум ведут к ис­тинному знанию, однако в случае противоречия между ними следует отдавать предпочтение вере («философия - служанка теологии»). Так, при помощи разума можно доказать то, что бог существует и он един. Что касается троичности бога, перво­родного греха и других идей, то их нельзя понять без открове­ния (Библии) и веры.

Фоме принадлежат пять доказательств существования бога:

о движение - все, что движется, имеет источник движения в чем-то другом, следовательно, должен быть перводвига-тель, т.е. бог;

о причина - все имеет причину, цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е. бог;

о необходимость - случайное зависит от необходимого, значит, существует высшая, божественная необходимость, т.е. бог;

о качество - все имеет разные степени качеств (хуже, лучше), значит, должен быть эталон - высшее совершенство, т.е. бог;

о цель - все в мире имеет цель, следовательно, существует выс­шее разумное начало, которое и направляет все в мире к це­ли, т.е. бог.

Учение Фомы известно как томизм (по-латыни Фома - Thomas). Идеи Аквината популярны до сих пор, и современная католическая философия известна как неотомизм.


§ 3.2. Философия Возрождения 55

В конце эпохи Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов здесь добился орден францисканцев.

Роджер Бэкон 1 (ок. 1214-1294) призывал отказаться от сле­пой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам (ок. 1285 - ок. 1350) считал, что все спекулятивные понятия, не самоочевидные или не подда­ющиеся проверке опытом, следует удалить из науки: «Сущно­сти не следует умножать без необходимости». Этот принцип, согласно которому самое простое объяснение будет самым правильным, известен как «бритва Оккама». Идеи франци­сканцев указывали на кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме - прин­ципе, согласно которому все в мире определено богом.

2. Основные этапы средневековой философии - патристика и схола­стика. Представителем первой был Августин Аврелий, второй - Фома Аквинский.

1. Перечислите принципы средневековой философии. Прокоммен­тируйте их.

2. Назовите основные идеи философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

§ 3.2. Философия Возрождения

Основные черты. Основные направления

Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и про­должается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения следующие: о антропоцентризм - в центре мировоззрения стоит человек;

1 Не путайте с Фрэнсисом Бэконом (1561-1626).


56 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

о гуманизм - обоснование самоценности человека, его прав и

о эстетизм - ведущая роль искусства;

о свободомыслие - освобождение от догматического средневе­кового мышления.

Рассмотрим их более подробно:

о антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает че­ловек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;

о гуманизм (от лат. humanus - человечный) подчеркивает, что конечной целью философии должен являться человек как ве­нец творения;

о эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрож­дения. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, драматур­гия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микел-анджело, полотна Леонардо да Винчи - все это классические образцы небывалого подъема искусства;

о свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышле­ния. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он ре­шал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.

Само название «Возрождение» подчеркивает, что философы этого времени пытались найти обоснования своего поиска в сво­бодном и демократическом духе античности, возрождая класси­ческую древность. Основные направления философии Ренес­санса отсылают к греческим и римским образцам (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Основные направления философии Ренессанса

Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса. Предшественник итальянской натурфилософии Николай Ку-


§ 3.2. Философия Возрождения 57

занский (1401 - 1464) выдвигает идею пантеизма - отождеств­ляет природу и бога. Поскольку Вселенная, как и бог, беско­нечна, ее нельзя познать при помощи ограниченной логики - к абсолютной истине можно бесконечно приближаться, но ов­ладеть ею нельзя. На место логики ставится «ученое незна­ние» - символическое мышление, где сливаются противопо­ложности. Приведем пример такого мышления.

а А В

------------ т . #

Прямая а по определению бесконечна. Отрезок АВ коне­чен. Однако А В можно разделить на разное число частей (от двух до бесконечности). Следовательно, АВ также внутри себя бесконечен. Поскольку оо = со, прямая а равна отрезку АВ. Если символически представить, что прямая - это бог, а отрезок - человек, то человек становится равным богу и Космосу. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физи­ческой Вселенной (макрокосм).

Пантеизм Николая Кузанского повлиял на дальнейшее развитие науки - исследование Вселенной получило свое оп­равдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.

Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцен­трическая модель Солнечной системы (Земля вращается во­круг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращает­ся вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564-1642), которые стоят у истоков европейской экспери­ментальной науки.

Скептицизм - это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469-1536) в своей знамени­той книге «Похвала глупости» высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни»: «В человеческом обществе все полно глупости, все делается ду­раками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать про-


58 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

тив всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью» 1 .

Девизом французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) были слова «Точно известно, что ничего точно не из­вестно». Свой скептицизм Монтень выразил в работе «Опыты». Приведем некоторые афоризмы из нее:

о «Я полагаю, что почти на каждый вопрос надо отвечать: не знаю».

о «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание» 2 .

Политическая философия Возрождения представлена в раз­ных вариантах. Мечты Платона об идеальном государстве на­ходят свое продолжение в традиции утопизма. У ее истоков стоит Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). Здесь он описыва­ет несуществующее государство, где все основано на принци­пах равенства и справедливости - собственность является об­щей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Никколо Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» пред­ставляет совершенно иную традицию в политической филосо­фии. Если Платон не отделял этику от политики, то Макиавелли полагает, что при возникновении государственной необходи­мости правитель вправе пользоваться любыми средствами - вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть исполь­зована ради корыстных целей. Ее цель - укрепление государст­ва, обеспечение его интересов и в конечном счете - народное благо. В позднейшее время термин «макиавеллизм» стал упро­щенно пониматься как принцип, согласно которому в политике «цель оправдывает средства».

Таким образом, Возрождение стало подготовкой к Но­вому времени. Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству. Натурфилософия стала ос­нованием для научной революции XVII в. Политическая фило­софия поставила вопрос о пределах власти и социальной спра-

1 Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Худлит, i960. Гл. 25.

2 Монтень М. Опыты: В 2 т. М.: Терра, 1996. Т. 2. С. 244, 247.


§ 3.3. Философия Нового времени (XVH-XVIII вв.) 59

ведливости: идеи Макиавелли повлияли на становление цен­трализованных государств, а идеи утопистов - на более поздние революционные идеалы «свободы, равенства, братства».

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философия Возрождения основана на антропоцентризме - прин­ципе, согласно которому в центре мироздания находится человек.

2. В фокусе философии Возрождения находятся проблемы соотноше­ния человека и природы, политического устройства и творчества.

1. Перечислите основные черты философии Возрождения. Назовите их основные отличия от характеристик средневековой философии.

2. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Воз­рождения.

Этой нетленкой из Омара Хайяма вполне можно охарактеризовать политическую ситуацию в России.

Сегодня уже никому не надо доказывать, что ветер необратимо переменился и задул в сторону, едва ли не прямо противоположную той, куда тычут кремлевские политтехнологи. После событий 10 декабря, когда в Москве на митинг оппозиции вышло больше 30 тысяч человек, а в целом по стране субботние акции протеста собрали, по разным оценкам, от 24 до 80 тысяч несогласных, кардинальные перемены в общественном сознании стали, выражаясь канцелярским языком, свершившимся фактом. Историей, если хотите.

И вот тут мы огляделись по сторонам и поняли - впереди одна сплошная неизвестность. Будущее страны в один день сделалось столь мутным и расплывчатым, что впору говорить о полной потере зрения.

Понятно, что путинский режим рухнет не сегодня. Однако он рухнет; и скорее раньше, чем позже. Почему? Потому что 4 декабря 2011 года действующая власть официально потеряла право именоваться легитимной и «законно избранной». Тут важна не сама декларация сего очевидного факта, а то, что оный факт твердо утвердился в головах миллионов граждан России. Тех самых граждан, которые согласно кивнули в 99-ом, подтвердили в 2004-ом, пожали плечами в 2007-ом и отмахнулись в 2008-ом. А история учит, что вслед за потерей легитимности авторитарный режим (каким бы мягким он не был, и как бы не старался мимикрировать под нечто удобоваримое) неизбежно обратится в ничто.

В тоже время, «ничто» в такой просторной и богатой возможностями стране, как Россия, не может продолжаться хоть сколько-нибудь продолжительное время. Пустота заполнится. Кто ее заполнит – неизвестно. Когда это случится – неизвестно. Как долго продлится переходный период между окончательным крахом системы и началом чего-то нового – опять же, совершенно неизвестно.

Федеральная политическая поляна давно зачищена – выбирать там практически не из кого. Выражаясь словами одной известной журналистки: «за коммунистов - не хочу, за ЛДПР – противно, за Миронова – смешно». Что до так называемых несистемников, то там, как показала практика, дела не многим лучше. Вожаки этой невообразимой солянки из правых, левых, коричневых, красных и прочих пернатых в разгар поствыборной встряски первое что сделали – грандиозно разругались. Оппозиционеры с небывалым азартом принялись обдавать друг друга черной бранью, с гордым видом обличать противников из числа сторонников и т.д. и т.п. Одним словом, сделали все, чтобы полностью дискредитировать себя в глазах народа, наблюдающего за политцирком с немалым сожалением и разочарованием.

На этом фоне весьма выигрышно смотрится молодой юрист-разоблачитель-радикал, а по совместительству герой-затворник Алексей Навальный, занимающийся вполне конкретными (и зачастую опасными) делами. Впрочем, рассматривать его перспективы в качестве лидера условной Новой России, которая должна будет начаться после краха России Единой, весьма сложно. Спросим себя, кто такой Навальный для среднего российского обывателя, посещающего интернет раз в неделю для проверки почты? В лучшем случае – очередной крикливый маскаль, в худшем – пустое место.

В подобных безрадостных реалиях определяющую роль приобретают региональные элиты, которым, собственно, и придется подхватывать власть на первых порах. Здесь в каждом субъекте РФ ситуация строго индивидуальна, но общая тенденция все же прослеживается – засилье проворовавшихся в пух и прах первых, дурно пахнущие подковерные интриги вторых и безликая серость третьих. Полное отсутствие не только лениных и троцких, но даже завалящих ельцинов и гайдаров. Совершенно не ясно, как поведет себя вся эта шайка в ситуации, когда приказы из Москвы перестанут поступать, и каждый обличенный властью чиновник будет предоставлен сам себе. Полная неопределенность. Как и в том, сумеет ли означенная шайка сохранить целостность России, и нужна ли она вообще эта целостность.

Безусловно, эпоха политической пустоты и безвластия породит новых лидеров. В конце концов, многие ли знали кто такой Робеспьер в 1788-ом или Кромвель в 1620-ом? В тоже время, рассчитывать, что эти новорожденные волки принесут стране благо, не стоит. Или стоит, но с изрядной осторожностью. В 1919-ом немцы тоже не знали, кто такой Гитлер.

Что заставило Кейта Ричардса лезть на фиджианскую пальму, с которой он благополучно свалился, до сих пор доподлинно неизвестно. То ли вспомнил гитарист Rolling Stones бурную молодость, то ли бес в ребро ударил. Однако теперь невинная шалость может обернуться для уже далеко не юного музыканта проблемами. Да такими, что поклонники начали терзаться вопросом, а вернутся ли легендарные "роллинги" на сцену?

Тревожит фанатов полная неопределенность. Как же так, вопрошают они, с момента трагического инцидента прошло уже почти две недели, а о состоянии Ричардса ничего толком не известно. Информация поступает самая противоречивая и какому источнику верить непонятно.

Официальный представитель музыканта, мадам Фран Кертис, с выдержкой и упорством настоящей английской леди на многочисленные вопросы назойливых журналистов отвечает одной и той же фразой. Мол, Кейт чувствует себя нормально, а остальное вас пока не касается. Захочет, сам потом расскажет. Вся скудная информация, которой репортерам удалось от нее добиться, состоит в том, что в прошлую субботу уже было выписанный из больницы "роллинг" вдруг почувствовал себя плохо и упал без сознания.

Врачи диагностировали у жалующегося на сильные головные боли пациента кровоизлияние в мозг и положили его на операционный стол. Путем "небольшого вмешательства" заморские эскулапы снова поставили 62-летнюю легенду рок-н-ролла на ноги. И теперь он чувствует себя нормально (даже несмотря на то, что у него появилась маленькая дырка в черепе) и восстанавливает силы. По словам госпожи пресс-секретаря, он уже может разговаривать, и даже говорил по телефону.

Новозеландские СМИ спокойствия миссис Кертис не разделяют, а наоборот опасаются за судьбу знаменитого музыканта. По их данным, он перенес не одну операцию, а уже целых две. И нельзя с уверенностью сказать, не последует ли за ними третья. Врачи не исключают повреждения мозга. Немецкий Spiegel сообщает, что в данный момент Кейт находится в клинике в полной изоляции. К музыканту допускают только супругу Патти Хэнсен и двух дочерей – Теодору и Александру, которые несут непрерывную вахту у кровати Кейта.

Поклонники пребывают в панике. "Что мы должны думать? Все ли с ним в порядке? Вернется ли он в строй, или повреждение мозга лишит Stones Ричардса?", - читаем на сайте фанклуба группы. "Величайшая группа мира ничто без лучшего на Земле гитариста, - пишет одна из фанаток на странице StonesPlanet. "Восстанавливай мозги и играй дальше!" – требует она у Кейта.

Как бы там ни было, но временная потеря гитариста уже нанесла по ровесникам рок-н-ролльного века первый удар. Открытие отложено до лучших времен. Остается только надеяться, что этот перерыв действительно временный и не помешает ему 1 июля подняться на сцену в Барселоне и взорвать публику энергией своей гитары.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЛОБОДОТУРИНСКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю:

зам. директора по учебно-методической работе

Юревич Т.Л.__________

«___»._________.20___ г.


Комплект контрольно- оценочных материалов

для оценки результатов освоения

УД ОГСЭ.01 основы философии

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена / квалифицированных рабочих, служащих

230115 «Программирование в компьютерных системах»

35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

с. Туринская Слобода, 2015 год

Разработчики: Слободотуринский аграрно-экономический техникум,

преподаватель УД «Основы философии» М.Н. Швецова

I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1.1. Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения УД «Основы философии»

В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:

Таблица 1

Объекты оценивания

Показатели

Критерии

Тип задания;

задания

(в соответствии с учебным планом)

Знать:

Роль философии в жизни человека и общества;

Основы философского учения о бытии;

Сущность процесса познания;

Основы научной, философской и религиозной картины мира;

Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии

Уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,

познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования

культуры гражданина и будущего специалиста

Правильность решения тестового задания

- однозначность выбора ответа и соответствие эталону

Совпадение с эталоном 50% ответов

Решение заданий с выбором ответа, заданий открытого типа и заданий, требующих краткого ответа

Дифференцированный зачёт

1 .2. Организация контроля и оценивания

Форма промежуточной аттестации

Организация контроля и оценивания

Дифференцированный зачёт

По завершении изучения учебной дисциплины «Основы философии» проводится дифференцированный зачёт, который будет проводиться в форме тестов.

Тесты составлены с учетом обязательного минимума содержания полного общего образования по основам философии.

На выполнение работы отводится 90 минут. На выполнение работы отводится 90 минут. Работа состоит из 2 частей включающих 22 задания.

Часть А

Часть В

Оценку студента можно определить следующим образом:

100% – 85% - «5»; 84% - 70% - «4»; 69% - 50% - «3», менее 50% - «2».

1.3. Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий

Контрольно-оценочные мероприятия проводятся в учебном кабинете № 125 «История». Время выполнения задания – после прохождения курса обществознания.

Максимальное время выполнения задания: 90 мин.

Тесты представлены на бумажных носителях.


2. Контрольно-измерительные материалы

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 90 минут. На выполнение работы отводится 90 минут. Итоговая работа включает 2 варианта состоящих из двух частей. В каждом варианте по 22 задания каждый, различающихся по своему назначению, а также по форме предъявления, содержанию и сложности.

Часть А включает 14 заданий (1-14). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 14.

Часть В содержит 7 заданий (15-22) более сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов этой части – 14.

Максимальное количество баллов за всю работу – 28.

Вариант 1.

2.1. Тест

Часть А

Инструкция для студентов:

1. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии периода…

1) досократического

2) эллинистического

3) классического

4) позднего классического

2. Как закономерный процесс освобождения человека, осознания имсобственной свободы понимал историю…

1) Аристотель

2) Г. Гегель

3) Д.Вико

4) Ф. Аквинский

3. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…

    памятники культуры

    символы

    орудия труда

    архетипы

4. В науке различают два уровня исследования:

1)чувственный и логический

5. Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания…(несколько вариантов ответа)

1) Неоплатоники

2) Скептики

3) Сократ и Платон

4) Элеаты

5) софисты

6. Согласно Ф.Аквинскому, бытие и сущность …

1) совпадают в Боге

2) никогда не совпадают

3) совпадают в человеке

4) совпадают в природных явлениях

7. Социальная сфера общества включает в себя…

1) общности людей

2) государственные структуры

3) средства производства

4) транснациональные корпорации

8. К числу людей, предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести

1) М. Вебера

2) В.И. Вернадского

3) О. Шпенглера

4) Н.А. Бердяева

9. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…

1) «нет ничего помимо Бога»

2) «все сущее есть благо»

3) «возлюби ближнего своего, как самого себя»

4) «не следует умножать сущности сверх необходимого»

10. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии…

    «глобализация»

    «идеологизация»

    «информатизация»

    «технологизация»

11. С точки зрения Т. Куна, научная революция – это …

    отделение умственного труда от физического

    переход от одной парадигмы к другой

    переход к обществу знания

    превращение науки в непосредственную производительную силу.

12. В научном познании выделяют два уровня:

1) новаторский и репродуктивный

2) диалектический и метафизический

3) эмпирический и теоретический

4) эклектический и монистический

13. Современная философия может быть охарактеризована как …

    учение о сущности и ипостасях Бога

    теоретическая система взглядов на мир.

    система философских, религиозных и научных идей

    наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

14. Вторая половина ХХ века – это время развертывания ________революции.

    биотехнологической

    научно-технической

    промышленной

    неолитической.

Часть В

15. Дополнить предложение :

16.

Милетская школа

Фалес

Элейская школа

Левкипп

Школа атомистов

Анаксимандр

Демокрит

Парменид

Анаксимен

Зенон

17. Дайте определение . Мировоззрение – это…

18.

Анаксимен

Апейрон

Демокрит

Вода

Гераклит

Атом

Огонь

воздух

19. .

20. Выберите правильный ответ .

1) XIV века

2) XV века

3) XVI века

4) XVII века

21 .

22 . .

Вариант 2.

2.1. Тест

Часть А

Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный

    Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

1) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

2) собрание теорий, концепций философов;

3) наука, исследующая язык;

4) учение о познаваемости мира

    Термин «философия» означает:

1) рассуждение;

2) компетентное мнение;

3) профессиональную деятельность;

4) любовь к мудрости;

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

1) устройство мира;

2) красота мира;

3) счастье человека;

4) всеобщее в системе «мир-человек»

4. Философии присущи функции:

1) мировоззренческая и познавательная;

2) методологическая и прогностическая;

3) аксиологическая и ориентационная;

4) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

1) мифологических образов;

2) откровения;

3) интуитивного прозрения;

4) рациональной аргументации;

6. Философия - это:

1) мировоззрение;

2) мирочувствование;

3) мироощущение;

4) мировосприятие

7. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии периода…

1) досократического

2) эллинистического

3) классического

4) позднего классического

8. Как закономерный процесс освобождения человека, осознания имсобственной свободы понимал историю…

1) Аристотель

2) Г. Гегель

3) Д.Вико

4) Ф. Аквинский

9. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…

    памятники культуры

    символы

    орудия труда

    архетипы

10. В науке различают два уровня исследования:

1)чувственный и логический

2) гуманитарный и естественнонаучный

3) интуитивный и рациональный

4) эмпирический и теоретический.

11. Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания…(несколько вариантов ответа)

1) Неоплатоники

2) Скептики

3) Сократ и Платон

4) Элеаты

12. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:

а) этика;

б) аксиология;

в) эсхатология;

г) онтология;

13. Философское учение о всеобщих законах познания - это:

а) гносеология;

б) онтология;

в) эстетика;

г) этика;

14. Современная философия может быть охарактеризована как …

1)учение о сущности и ипостасях Бога

2)теоретическая система взглядов на мир.

3)система философских, религиозных и научных идей

4)наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Часть В

15. Дополнить предложение :

Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве……………

16. Соотнесите философскую школу и ее представителя:

Милетская школа

Фалес

Элейская школа

Левкипп

Школа атомистов

Анаксимандр

Демокрит

Парменид

Анаксимен

Зенон

17. Дайте определение . Мировоззрение – это…

18. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:

Анаксимен

Апейрон

Демокрит

Вода

Гераклит

Атом

Огонь

воздух

19. Назовите работы Аврелия Августина .

20. Выберите правильный ответ . Эпоха Возрождения начинается с…

1) XIV века

2) XV века

3) XVI века

4) XVII века

21 . Продолжите. Слова «точно известно, что ничего точно не известно» принадлежат…

22 . Дайте определение и назовите основателя эмпиризма

СВОДНЫЙ ЛИСТ

ФИ

Баллы

Максимальный бал- 28

Оценка

1-14

Max 1 4

15-22

Max 14

КЛЮЧ

1 вариант

Ответы

2 вариант

Ответы

Часть А

Часть А

1

1

1

1

2

2

2

4

3

3

3

4

4

4

4

4

5

2,5

5

4

6

1

6

1

7

1

7

1

8

2

8

2

9

4

9

3

10

1

10

4

11

2

11

2,5

12

3

12

4

13

2

13

1

14

1

14

2

Часть В

15

личности

15

личности

16

1-А, В, Е, 2-Д, Ж, 3-Б, Г

16

1-А, В, Е, 2-Д, Ж, 3-Б, Г

17

17

Мировоззрение – это совокупность взглядов на мир и место в нем человека

18

1-Д, 2-В, 3-Г

18

1-Д, 2-В, 3-Г

19

«Исповедь», «О граде божьем»

19

«Исповедь», «О граде божьем»

20

1

20

1

21

М. Монтень

21

М. Монтень

22

22

Эмпиризм – это опора на опыт. Основатель – Ф. Бэкон

Кр и т ер и и о ц е нк и т ес т о в

Рез у л ь таты о ц е н и в а ю тся с л е д у ю щ и м об р аз о м:

« н е у до вл ет во ри те л ь но »- < 5 0% п р а в и л ь н ы х о т в е т о в;

« у до вл ет во ри т е ль н о » - 50 - 6 9% пр а в иль ны х о т в е т о в;

« х о ро ш о » - 69 - 8 5% пр а в иль ны х о т в е т о в;

« о т л и ч но » - > 8 5% пр а в и ль н ы х о т в е т о в