Неисправности

Бортовые компьютеры для бюджетных авто: сравниваем шесть моделей. Автомобильные мультимедиа-бк Универсальный бортовой компьютер с функцией мультимедиа

Бортовые компьютеры для бюджетных авто: сравниваем шесть моделей. Автомобильные мультимедиа-бк Универсальный бортовой компьютер с функцией мультимедиа

Автомобильные бортовые компьютеры, работающие под управлением ОС Windows XP Tablet Edition, можно условно разделить на две группы: готовые (“заводские”) решения и самосборные варианты.
С последними дела обстоят следующим образом: вы находите 7- или даже 9-дюймовый дисплей и размещаете его в 2DIN-разъеме на передней панели (хотя можно извернуться и оборудовать выносной монитор), предварительно подключив к миниатюрному системному блоку форматов miniATX или microATX, которые можно расположить… и вот тут первая серьезная проблема – где найти место для системного блока: хорошо, если у вас внедорожник (или просто большой автомобиль), где пространства в салоне хватает; а если это малолитражка, где приходится сидеть “в притирку” ? Так вот для второго случая есть вариант: купить обычный UMPC вроде Asus R2H с GPS-модулем и сенсорным дисплеем, закрепить его в салоне (предварительно установив специализированное ПО типа Check-Engine) и получить не “просто бортовой компьютер”, а “маршрутный бортовой мультимедиа компьютер” (где будут: навигатор, аудио и видео функции). Стоить это будет порядка $1200.

Если же вы не ощущаете себя достаточно умелым мастером, то можно выбрать готовое решение (например Hiinfo или Giantec). Конструкция таких бортовых компьютеров внушает доверие – чего только стоит заводская защита от вибраций и встроенный системный блок (для которого не нужно искать место в салоне). Здесь опять-же возможны два варианта (в зависимости от дизайна торпедо):

  • Если на торпедо имеется 1DIN-разъем, рекомендуем обратить внимание на модели Giantec VCP2500. Выглядят они как обычная магнитола со слотом для CD/DVD-дисков, но внутри их корпусов спрятаны 3-х дюймовые винчестеры (на 40–60 Гбайт), планки оперативной памяти (512 Мбайт) и процессоры семейств Celeron M или Pentium M. А лицевые панели, конечно же, “украшены” USB-портами, кардридерами и PCMCIA-разъемами.
    Что касается дисплеев – они поставляются в комплекте или продаются отдельно (что дает возможность выбора матрицы необходимого размера и яркости).
  • Но 2DIN-решения выглядят привлекательнее и лучше вписываются в интерьер салона авто. Кроме того, не потребуется докупать дисплей, который потом нужно будет еще и удачно разместить/закрепить. Однако диагональ дисплеев, которыми оснащаются такие бортовые компьютеры, ограничена 7 или 9 дюймами – этого не всегда хватает требовательному автовладельцу, собирающемуся работать с ОС Windows.
    В остальном же функциональность 2DIN-компьютеров чуть ниже (из-за экранов, которые занимают практически всю поверхность лицевой панели, поэтому здесь реже встречаются PCMCIA-слоты и USB порты). Впрочем, для полноценного автомобильного бортового компьютера это не проблема – можно вывести USB-порт с помощью удлинителя туда, где он будет нужен.

Разумеется, хороший автомобильный компьютер просто обязан быть оснащен модулем Bluetooth, что позволит подключить мышку, клавиатуру, беспроводные наушники и даже внешний GPS-приемник.

В заключение, хочется отметить, что, при грамотном подходе, бортовые компьютеры отрабатывают затраченные на них средства – хотя бы за счет экономии топлива. Другое дело, что далеко не все автовладельцы воспринимают бортовой компьютер как необходимый элемент авто, считая его ненужной дорогой игрушкой. Тут можно сказать лишь – “о вкусах не спорят”, в смысле “каждая точка зрения имеет право на жизнь”. Кому то, например, привычнее учитывать расход топлива путем записи в блокнот (после каждой поездки) показателей датчика, а состояние двигателя определять “на слух”.

С помощью бортового компьютера водитель может комплексно оценивать самые разнообразные показатели: обороты двигателя и его температуру, скорость автомобиля, температуру воздуха внутри и снаружи салона, расход топлива и напряжение. Подробный анализ всех происходящих процессов позволяет оперативно реагировать на неполадки и моментально определять их степень.

Помимо диагностики, бортовой компьютер может исполнять роль парктроника, помощника планирования маршрута с расчетом количества бензина и скорости, сохранять в памяти все события систем. Бортовые компьютеры, имеющие дисплей и тюнер, способны так же служить в качестве радиоприемника или телевизора.

Бортовой компьютер - для тех, кто следит за своим автомобилем

Установить бортовой компьютер в свой автомобиль мечтает каждый автовладелец, потому что это устройство является функциональным и отлично помогает в управлении и обслуживании машины. Вот некоторые из основных возможностей бортового компьютера.

  • Отображение мгновенных параметров. К ним относятся скорость машины, текущее время, температура двигателя, обороты мотора, температура за окном и в салоне, остаток топлива в баке и прочее. Также на него выводятся все сведения, получаемые с основных датчиков.
  • Отображение маршрутных параметров. Каждый автомобильный компьютер позволяет получить информацию о километраже поездки, ее точном времени и количестве бензина, которое было израсходовано на нее. Кроме того, на дисплей выводится информация о том, сколько в среднем уходит топлива на 100 км, о скорости движения и так далее.
  • Контроль неполадок. Автомобильный маршрутный компьютер отображает тревожные сигналы на дисплее, если в машине имеются какие-то неисправности либо какую-то деталь требуется срочно починить или заменить. Обязательно отображаются на экране данные о состоянии фильтров, свечей и об уровне масла.

Одним словом, бортовой маршрутный компьютер позволяет эксплуатировать автомобиль с повышенным комфортом и безопасностью. Именно поэтому он так востребован и популярен.

Купить маршрутный компьютер вы можете в нашем интернет-магазине "220 Вольт". Вашему вниманию мы предлагаем богатый ассортимент. У нас вы найдете такие устройства от самых разных производителей, в том числе от Multitronics. Они представлены как бюджетными моделями, так и более дорогими.

От редакции:

Это - заявка на новую рубрику. Если вы читали колонку главного редактора в этом номере, то знаете, что оно означает её название. Только что назначенный приказом по редакции ведущий рубрики - Артём Богданов. Впервые его имя-фамилия появились на наших страницах в 2006 году. Тогда - в рубрике «Своя игра». Тема - аудиосистема в ВАЗ-2111 на базе компьютера. Следующее появление было в 2008-м. Уже в рубрике «Системы». Тема - аудиосистема в Honda NSX на базе… компьютера, разумеется. Имя автора системы не изменилось, изменился статус - руководитель студии Digital Car.

Изменился и функционал системы, термин «аудио» к ней подходил уже плохо. Подходил другой - infotainment. То самое «новое слово». С тех пор прошло три года, и теперь Артём снова у нас, на этот раз - на регулярной основе. В материалах этой рубрики он будет последовательно раскрывать разные аспекты ответа на один и тот же вопрос: «Как научить автомобиль делать всё?» Ибо таково по практической сути истинное значение нового слова: всё. От музыки до «Скайпа» со всеми остановками.

Начать же серию своих публикаций Артём решил с объяснения, о чём, собственно, пойдёт речь. И почему. Впрочем, почему - мы сами знаем. Потому что XXI век кругом. И уже довольно давно…

ЦИФРОМОБИЛЬ

Винил… Причём здесь винил? Я сейчас объясню. Сладкое слово для меломана, подумал я, перебирая найденные осколки пластинки Армстронга. Пробегавший мимо младший брат только усмехнулся и «перелистнул» следующий альбом на своем карманном mp3-плеере. Вот причём…

Не секрет, что все (не побоюсь гнева «пуристов») современные носители аудио и видео записываются с использованием компьютера. Почему же и для воспроизведения не использовать тот же ПК, попутно избавившись от неудобных носителей? Не ограничивать себя ни в форматах, ни в объёмах любимых записей. Эта идея наверняка приходила хоть раз каждому читателю этих строк. Но музыка, какой бы вечной она ни была - лишь часть нашей жизни (иначе зачем бы нам понадобился автомобиль?). Отчего бы не добавить сюда навигацию, видеорегистрацию, громкую связь, почту и Интернет, которые изначально живут в компьютере, уж для них винил никто не предлагает?

Описанная мизансцена с Армстронгом и младшим братом случилась уже давно, давно же я пришёл к последовавшему за ним логическому заключению. Были попытки подружить автомобиль (какой тогда был) с компьютером (какие тогда были), одна, довольно удачная для своего времени, послужила основой для первой моей публикации в «АЗ» («Проект века», №8/2006).

Впоследствии выяснилось, что в этой идее я не одинок. Сначала был клуб любителей, позже появилась и профессиональная установочная студия автомобильных компьютеров. Лейтмотив установок такого типа - невозможного нет, предел функциональности системы определяет лишь фантазия заказчика. Однако именно этой фантазии мы дивимся до сих пор. Современный заказчик не идёт на компромиссы и желает получить максимум функций от новоприобретённой системы, при этом не готов мириться ни с какофонией, ни с посредственным изображением, ни с хаосом проводов и коробочек в багажнике. И меньше всего - с нехваткой в автомобиле каких-либо функций, возможностей или удобств, к которым он привык. Или просто о существовании которых он знает.

Что отличает CarPC от остальных головных устройств? Во-первых, конечно, специальная программа-оболочка для удобного управления пальцем. Естественно, изменяемая и настраиваемая. Во-вторых, ничем не ограниченный выбор функционального программного обеспечения.

Вот пример: самые современные (по мнению изготовителей и той части публики, которую удалось убедить) мультимедийно-навигационные головные устройства оказываются «заряжены» какой-то одной навигационной программой, реже - предлагается (о чудо!) выбор из двух.

Сейчас устойчиво работающих на территории России навигационных программ я насчитал больше десяти, с «пробками» и без, с 3D или без 3D от графики высокого разрешения до эстетики карты с пачки «Беломора». В среде CarPC заранее выбирать не надо: сразу загружаются все, пользоваться можно любой, остальные, если не понадобились, лежат себе на диске, хлеба не просят…

В-третьих, всеядность. Современная цивилизация породила безумное количество форматов хранения информации. Индустрия car audio осваивает их со скрипом, по одному в несколько лет. Начав же перечислять все форматы и носители, с которыми справится CarPC, мы рискуем выйти далеко за рамки щедро предоставленных нам в журнале страниц и наверняка откусить соседние рубрики аж по «Недамский магазин». Вот лишь самые распространённые звуковые форматы: mp3, WAV, APE, FLAC. Первый берут все «магнитолы с диском», второй - только некоторые, третий и четвёртый, высоко ценимые в наше время - ни одна. С видео - ещё пестрее. Однажды, копнув глубже установленные в системе «кодеки», нашёл кучу форматов, о которых услышал впервые. Всего около 400. Надо? Будет… При этом воспроизведение разных форматов не означает смену носителей или переключение настроек с пультов. Всего одно нажатие на сенсорном экране.

Уникальная черта CarPC - неограниченная, тотальная совместимость с любой периферией. Флэшки, переносные жёсткие диски, Bluetooth, Wi-Fi-адаптеры, модемы для доступа к Интернету, ТВ-тюнеры, камеры, диагностические адаптеры, джойстики, клавиатуры и даже принтеры или кассовые аппараты - подключаются по USB и… работают, не задавая лишних вопросов.

Многие именитые бренды ещё издалека заприметили заманчивое направление автомобильных компьютеров, и, думаю, именно универсальность и поголовная совместимость всего со всем их вскоре отпугнула, и направления CarPC оказались свёрнуты.

Именно они укоренили у нас в головах аксиому «хороший мультимедиа-комбайн не может быть дёшевым». А каждая дополнительная функция должна непременно влетать в копеечку и не иметь альтернативных вариантов реализации. Только дорогой переходник или нави-блок с тем же лейблом, что и «голова». Когда-то такую игру затеяли с CD-чейнджерами, и, полагаю, именно в силу этого чейнджеры сначала перестали развиваться, а потом и вовсе ушли со сцены. На несколько лет раньше, чем могли бы…

Компьютер в силу массовости получил неоспоримые преимущества перед потенциальными конкурентами: привычность и понятность интерфейса, безграничная функциональность и… цена. Обратная сторона массовости. Практика показала: собирая комплект самостоятельно, за сумму в 1000 поездок в метро можно получить расширяемый в дальнейшем информационно-развлекательный комбайн с доступом к Интернету и всеми офисными приложениями. То самое infotainment…

Какие задачи приходится (вернее - придётся, все там будут, я ни на секунду не сомневаюсь) решать в ходе интеграции многофункционального компьютерного комплекса в автомобиль? Позже о подробностях и подводных камнях каждой мы будем говорить отдельно, сейчас - в общих чертах.

На одном из первых мест по важности - органично и эргономично (теперь уже широко распространённые понятия) внедрить главную деталь системы - сенсорный экран. Здесь уже начинают появляться готовые решения Plug & Play: консоли, козырьки и переходные рамки и даже 2DIN-варианты.

А почему не ноутбук или планшетный компьютер? - спросите вы.

Разбитое стекло или раскуроченный замок, - скажу я вам. - Может, кому-то это нравится. Большинству - не очень. Контрольный эксперимент (за ваш счёт): кладём iPhone на торпедо и отходим на расстояние 100 метров.

Да и без этого бесчеловечного опыта ясно: куда удобнее и приятнее, когда заводишь машину, и через несколько секунд система самостоятельно запускается и уже приветствует тебя приятным глазу интерфейсом. Никаких проводов, разъёмов, зарядок, «прикуривателей» и кнопок включения. И никаких карточек постоянного покупателя магазина «Мир автостекла».

Ведь несомненный плюс грамотно интегрированной системы - полностью «штатный» дизайн. Прочувствуйте идею: никаких светящихся кнопочек, лейблов и съёмных панелек - только экран на панели, как будто прописанный там с завода или как минимум вросший монолитом в центральную консоль, не вызовет у воришек ни единой мысли поживиться породистым дивайсом. В этом виде это и не дивайс даже, а деталь…

Пришли мы к самому интересному для немалой части читателей, приверженных вечным ценностям. А как звучит «цифромобиль»? Как правило, уже в базовой версии всех систем, основанных на Car PC, есть встроенная 24-битная звуковая карта. Некоторой части пользователей этого оказывается достаточно. Если недостаточно - не беда, с этой картой никто в загсе не расписывался. ЦАПы Texas Instruments и Burr-Brown, устанавливаемые во внешние «саундбластеры» - это уже что-то. Многочисленные эксперименты показали: на CarPC можно сделать высококлассную аудиофильскую систему, не говоря уже о мультимедийных - сложных, кинотеатральных, с объёмным звуком. Но, несмотря на функциональность звуковых карт, интереснее всего выглядит связка компьютера и внешнего специализированного звукового процессора с помощью цифровой шины SPDIF (оптика или коаксиал). Такая схема позволяет «разгрузить» центральный процессор от «тонких материй» звука. При всей приверженности нашего «клуба» компьютерным технологиям и составляющим надо признать: наилучшие результаты достигаются именно на этом пути, так что традиционные производители car audio даже при тотальном переходе на CarPC не останутся не у дел. Имеются в виду, разумеется, наиболее прогрессивные из них. При этом, между прочим, иной раз в системе устанавливается завидная, недостижимая в традиционных системах гармония и взаимопонимание компонентов, когда процессор (например, Audison bit one, очень удачно вписывающийся в архитектуру infotainment-системы) настраивается со «своего», бортового компьютера.

Другая задача - управление (в простейшем случае - пополнение) медиатекой в автомобильном компьютере решается проще и удобнее, чем в любой иной среде. Элементарное, на грани примитива решение - таскать с собой флэшки, но это уже не в ногу со временем, если можно синхронизироваться с домашней коллекцией Wi-Fi в практически «беспилотном» режиме.

Немаловажная особенность полноценного автомобильного компьютера - возможность поэтапного частичного апгрейда. Не хватает пятисот гигабайт для повзрослевшей музыкальной коллекции? Поставьте диск на пару терабайт. На первое время хватит, а там видно будет. Хочется подключить несколько камер видеорегистрации? Сколько ставить в штуках? Процессор помощнее - пожалуйста, газосварочные работы не потребуются. Собрались покорять на машине Якутию и Сахару в одну навигацию? Твердотельный жёсткий диск вам в помощь - ни нагрева, ни движущихся частей.

Современные автопроизводители «поют» в унисон с производителями дорогих магнитол: цифровые шины - у каждого свои, протоколы - уникальны. Здесь установщикам допоборудования как бы наступают на ногу. И «цифромобиль» в такой ситуации - одно из универсальных средств избежать коллизии желания и возможностей. Немногие развивают согласующую периферию для CarPC, но уже сейчас есть несколько адаптеров, в частности, к штатным мониторам Audi, Lexus, Toyota. Нередки прецеденты изъятия штатных мониторов и установки на их место новых, сенсорных, компьютерных (VGA/HDMI), высокого разрешения, с выводом на них бортовой информации.

С тех пор как я завел свой первый «цифромобиль», прошло уже семь лет. С машинами были и встречи, и расставания. Объединяло их одно - во всех стояли автомобильные компьютеры. В этом мои вкусы точно не изменились. И с каждой нашей следующей встречей ваши станут ближе к моим, я уверен…

Интегральное решение студии для автомобилей VW

Не звуком единым… CarPC может вести диагностику автомобиля в простом режиме…

…может - в продвинутом…

…или специальном, например - мониторить работу релейного блока

Эквалайзер можно организовать и программными средствами CarPC, но мы пришли к выводу, что внешний процессор - лучше

«Новое слово» может появиться в машине россыпью отдельных блоков…

…среди которых всё равно есть главный, системный

Что если своего дисплея в машине нет? Вот пример: Toyota LC 100 до того, как побывала у нас, и после

Примеры infotainment-систем в разных машинах: Landrover Discovery 3 с крупным потолочным монитором у водителя

Монитор ещё больше, но у пассажира Mercedes S500

Volvo XC90, экран - в «домике»

Тоже экран, тоже домик, но машина - IS 250 (марку не помню)

Subaru Tribeca. Здесь домик не нужен

Проникновение CarPC во внутренний мир автомобиля: дисплей комбинации приборов VW Golf




Варианты реализации «продвинутого» дисплея для работы с CarPC

Навигационных систем существует больше, чем помещается на заглавном экране режима навигации. От трёхмерной графики до «пачки «Беломора»

Спектр периферии ограничен лишь фантазией (а значит - ничем). От клавиатуры до аналоговых регуляторов

Неограниченную свободу предоставляют программные оболочки. Нравятся «Окна 7» - пожалуйста. Не нравятся - тоже пожалуйста…

Apple и Google хотят завоевать автомобильный мир с помощью CarPlay и Android. Однако для них нужен либо дорогостоящий апгрейд, либо совершенно новая машина. Впрочем, если вы хотите по-умному соединить свои смартфон и автомобиль, совсем не обязательно совершать огромные траты: даже у «старой телеги» есть все необходимое, чтобы можно было использовать мобильный телефон в качестве бортового компьютера.

Единственным условием является наличие маленького модуля с Bluetooth или Wi-Fi, который можно приобрести всего за несколько десятков евро. Этот модуль нужно лишь вставить в диагностический разъем OBD-2 (On-Board Diagnostic), который есть у любого бензинового автомобиля, выпущенного после 2001 года, или дизельного, произведенного не ранее, чем в 2004 году.

Место установки разъема OBD-2 зависит от конкретной модели, но чаще всего он располагается под приборной панелью на водительской стороне.

Так смартфон превращается в бортовой компьютер

Чтобы мобильный телефон можно было использовать в качестве бортового компьютера или диагностического инструмента, его необходимо связать с разъемом OBD-2 через Bluetooth или Wi-Fi. C помощью соответствующего приложения вы сможете наблюдать за расходом топлива и выводить на смартфон показания спидометра, а также данные о температуре и оборотах двигателя, величине и продолжительности ускорений и так далее.


Для движения по бездрожью или гоночных соревнований может быть полезной такая информация, как тормозной путь, время круга или наклон кузова. Кроме того, с помощью смартфона можно считывать коды ошибок бортового компьютера автомобиля, чтобы получить возможность устранить простые неполадки самостоятельно.

Доступные модули для разъема OBD-2 с Wi-Fi или Bluetooth вы можете найти в таблице чуть выше. Кроме того, интересные приложения для работы с данными от разъема OBD-2 (на iOS и Android) мы привели в следующей таблице.

Примечание: в силу ограничений протокола Bluetooth, с iPhone представленные модули совместимы только по Wi-Fi.

OBD-2 Приложения для Android
Название Разработчик Цена ссылка
на Google Play
Torque Lite Ian Hawkins бесплатно Скачать
Smart Control Free SmartApps4Me бесплатно Скачать
DashCommand Palmer Performance Engineering бесплатно Скачать
OBD-2 Приложения для iOS
Название Разработчик Цена ссылка
на iTunes
EOBD Facile OUTILS OBD FACILE SARL бесплатно

Раньше автомобильная техника ограничивалась функцией воспроизведения звука, и развитие этого сегмента техники значительно отставало от своих стационарных собратьев. Теперь автомагнитолы перестали бать просто приспособлениями, считывающими информацию с CD или DVD-дисков. Они стали более продвинуты, что можно доказать, приведя несколько фактов.


Во-первых, автомобильные магнитолы теперь умеют воспроизводить звук не только с вышеупомянутых носителей. Теперь к ним можно подключать любой USB-носитель (флешку или переносной жесткий диск). Стало возможно взаимодействие с мобильным телефоном, КПК или аудиоплеером. Некоторые автомагнитолы оснащены кардридерами и могут прямо с карт памяти воспроизводить музыку, а при наличии дисплея и изображение. Кроме того, наличие USB-порта дает возможность подзарядки телефона или mp3-плеера прямо в машине.

Интересным усовершенствованием автомагнитолы является поддержание связи Bluetooth. Такая инновация дает возможность не только слушать музыку, находящуюся на телефоне, но и использовать магнитолу вместо hands-free.

Настоящим изобилием функций обладает мечта каждого автомобилиста — Car PC. Это чудо техники сочетает в себе возможности нескольких приспособлений. К функциям Car PC относятся:

  • - Воспроизведение видео. Эта возможность, совмещенная с умом компьютера и ЖК-экраном, делает просмотр видеороликов настоящим удовольствием. К тому же, компьютер имеет возможность установки ТВ-тюнера и просмотра любимых телепередач в дороге.
  • - Звук. Жесткий диск способен сохранять тысячи аудиороликов, которые не поместятся во всех дисках вмещаемых бардачком. А установка качественной акустической системы делает автозвук неповторимым.
  • - Навигация. В автомобильный компьютер встроена и компактная GPS-система, позволяющая ориентироваться на местности при помощи спутниковой связи. Кроме того, наличие Wi-Fi-адаптера позволяет прямо из автомобиля обновлять каталог карт автомобильных дорог. Да и вообще доступ к скоростному Интернету в машине дает водителю ряд дополнительных возможностей: скачивать музыку и видео, обновлять программы для ПК и многое другое.

Существуют теперь и специальные адаптера, позволяющие синхронизировать работу ПК и двигателя автомобиля. Такой контроль над работой авто обеспечивается специальным программным обеспечением, позволяющим выводить на экран ПК параметры работы двигателя. Более дорогие модели адаптеров позволяют не только наблюдать за этими параметрами, но и изменять их прямо на ходу. Автомобиль, оснащенный такими возможностями, по праву может считаться цифровым.


Комментарии и отзывы

Носимая электроника с каждым годом лишь набирает популярность: фитнес-браслеты и умные часы можно сейчас...

Hyper запустил новую кампанию на Kickstarter для своего последнего концентратора USB-C нового поколения -...

Известный инсайдер PSErebus, который ранее точно предсказал дату выход игры The Last of Us Part 2, сегодн...

Компании EK и In Win пополнили ассортимент корпусов моделью EK-Quantum InWin 909EK Silver Limited Edition...